Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия_Шпоры.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
08.11.2019
Размер:
847.87 Кб
Скачать

35. Природа, сущность и предназначение человека.

Вопрос о том, что такое человек, какова его сущность, всегда был и остается важнейшим в философии. Еще родоначальник не­мецкой классической философии И. Кант в работе «Критика чисто­го разума» (1781) писал, что существуют всего три вопроса, на которые философия призвана дать ответы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я имею право надеяться?». В них, утверждает он, объединяются «все интересы моего разума (как спекулятивные, так и практические)», так как они направлены на выяснение самого главного предмета в мире, вопроса о том, что такое человек, каково его «полное назначение».

Человек есть существо одновременно природное, социальное и духовное. Все эти три составляющие находятся в органическом един­стве, и только в таком единстве, взаимодействии и взаимообуслов­ленности они образуют и реализуют его родовую сущность.

Как природное существо человек величайший итог и высший уровень длительной эволюции материи. Его генетическая программа обеспечивает рождение индивидов с универсальным неспециализи­рованным мозгом, руками и гортанью, которые в комплексе создают готовность новорожденного к вхождению в систему общественных отношений и практической деятельности.

Как живой организм человек в течение всей жизни подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) законам, благодаря которым сохраняется глубокое единство его со всем органическим миром. Это означает, что развитие и жизнедея­тельность невозможны без действия его генетической программы. Используя уникальные биологические особенности в качестве пред­посылок, каждый индивид в своем онтогенезе в процессе социали­зации реализует себя как социальное существо.

При наличии глубокого единства с природой человек, отделив­шись, стал радикально, качественно отличаться от нее. Это своеобра­зие его как существа социального заключается в следующем:

  • человек умеет производить и производит, животное не произ­водит;

  • животное строит только сообразно мерке своего вида, реализуя видовой опыт, человек же по мерке любого вида, ибо он универсален. Он опирается также на законы красоты;

  • деятельности человека свойственны целесообразность, целе­направленность. У него ценностно-ориентированное поведение. У животных же нет целей, нет мотивов и интересов. Вследствие этого жизнедеятельность человека выступает как сознательная деятель­ность;

  • трудовая деятельность человека носит общественный харак­тер: опредмечивая в продукте свои социальные и интеллектуальные силы, он тем самым создает объективные условия обмена результа­тами труда. Распредмечивание этого продукта другим субъектом устанавливает связь между людьми. Человек может производить и заниматься трудовой деятельностью, лишь вступая прямо пли опо­средованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество.

Человек одновременно существо духовное, умное, сознательное. Он — Homo sapiens («человек разумный»). Каждое его действие, поведенческий акт совершается с участием сознания. Он живет в очеловеченном мире, ноосфере (от греч. nous - разум, sphaira шар), где все предметы, процессы, явления наделены человеческим смыслом, значимостью, социальной функцией, целью. Продукты че­ловеческой деятельности представляют собой культуру.

Овладевая в процессе социализации, общения, распредмечивания овеществленного в продуктах труда заложенными в них смыслом, содержанием, индивид осваивает очеловеченный мир, приобщается к бытию культуры, обретает способность разумно действовать с ору­диями труда, различного рода символами, словами, языком инфор­мации, понятиями, со всей совокупностью социальных норм. У него вырабатывается широкий диапазон потребностей, интересов, целей и вместе с тем формируются механизмы самоконтроля, саморегуля­ции, выражающиеся в способности волевыми усилиями подавлять или усиливать те или иные виды деятельности. Появляется долг, ответственность. Иначе говоря, индивид становится «человеком ра­зумным».

Вопрос о смысле жизни и предназначении человека волнует и мучает в глубине души каждого. Имеет ли жизнь смысл и если да - то какой именно? Для чего дана чело­веку жизнь, каково его предназначение? Ответы давались и даются самые разнообразные. Есть смыслы ситуативные (для отдельного человека) и есть смыслы перспективные (для человека как таково­го). В первом случае «смысл» имеет субъективное содержание и зависит от того, что вкладывает в него человек, во втором - опре­деляется как результативность человеческой жизни.

Большинство философов, социологов, мыслителей полагают, что жизнь не бессмысленна. Выдающийся физик, создатель теории относительности, квантовой теории света А. Эйнштейн (1879 -1955) отмечал, что человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастлив, но вообще едва ли пригоден для жизни. Изве­стный исследователь этой проблемы австрийский психиатр В. Франкл (1905 г. р.) утверждал, что стремление к поиску и реализации чело­веком смысла жизни является врожденной мотивационной тенден­цией, присущей всем людям, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений.

В чем же видели этот смысл философы? Многие мыслители Древней Греции - стоики, киники (Антпсфен, Диоген Синопскпй, Зенон) - сводили жизнь к страданию. Они доказывали, что человек должен оставаться «нагим и одиноким», замкнуться и свернуть­ся, чтобы защитить свою сущность. Он должен страдать и страдани­ем, аскетизмом, одиночеством достичь полной, абсолютной свободы, сосредоточенности духа и бессмертия. Другие (Арпстипн, Эпикур) считали главным достижение удовольствия, а высшим удовольстви­ем называли отсутствие страдании и безмятежное состояние духа - атараксию (от греч. ataraxia - невозмутимость), к которой можно прийти, избавившись от страха перед богами, смертью и загробным миром. Сократ утверждал, что лишь добро придает нашей жизни смысл. Человек должен стремиться не к удаче, не к счастью, а к добру и справедливости. В этом смысл его жизни, в этом нравствен­ная задача.

Многие философы, мыслители, не найдя ответов на жгучие воп­росы в реальной жизни, обращали своп взоры к конечной причине всего сущего — богу, его духу, идеям, разуму. Так, известный фило­соф С. Л. Франк в работе «Смысл жизни» (1925), подробно анали­зируя круг тем, связанных с проблемой смысла жизни («что делать, к чему стремиться, чтоб жизнь обрела смысл?»; «как жить, чтоб спасти мир и тем самым оправдать свою жизнь?» и т.п.), приходит к выводу, что эмпирическая жизнь человека бессмысленна, если не направлена на служение «высшему и абсолютному благу», како­вым является «сам Богочеловек Христос, который есть для нас „путь, истина и жизнь" и который именно поэтому есть вечный и ненарушимый смысл нашей жизни».

Постоянно мучительно размышлял о смысле жизни великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828 - 1910). В произведениях «Исповедь» (1880 - 1882), «Крейцерова соната» (1887 - 1889) и др., всесторонне рассматривая эту проблему, он делает вывод, что жизнь человека заключается в постоянном совершенствовании лич­ности, в том, чтобы «трудиться, смиряться, терпеть и быть милости­вым». Однако это не означает, что Л. Н. Толстой разрешил для себя эту проблему. Он вновь задавал себе «вечный вопрос»: «За­чем я живу, что выйдет из моей жизни?» И после трудных поисков делал вывод: ответ разумный один - этого хочет бог, «начало и тела человеческого и его разума». Именно вера в бога «придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».

Интересной и весьма современной, основанной на научном анали­зе, без примеси иррационализма и мистицизма, представляется пози­ция, изложенная В. Франклом. В книге «Человек в поисках смыс­ла» (1990), в которой собраны его наиболее важные труды по данной проблеме, он отмечает, что нахождение смысли вопрос не по­знания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится еже­дневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен: человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности. Именно поэтому он истает перед человеком как императив, требующий своей реализации.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что смысл жиз­ни в конечном счете состоит в развитии человека как самоцели, в его всестороннем совершенствовании. Как говорил И. Кант, суще­ствование человека имеет в себе самом высшую цель, которой он может подчинить всю природу. Поэтому назначение, призвание каж­дого развивать свои способности, внести вклад в общественное развитие и развитие культуры. Индивидуальная жизнь конечна, че­ловек смертен. И объективным смыслом (результатом) его жизни оказывается то, что он оставляет после себя людям. В этом и заключается смысл жизни отдельного человека, кото­рый он реализует через общество. Но в принципе таков и смысл жизни общества, человечества в целом: не кто иной, как сам человек создает необходимые условия для общественного развития, которое есть не что иное, как собственное развитие человека.