Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4. Прикладные отрасли социальной психологии.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Раздел IV. Психология социальных сообществ

Психология межгрупповых отношений

247

разию поведения членов данной группы по отношению к Другой группе и склонность воспринимать членов другой группы как ее обезличенных представителей, т. е. недифференцированно. Сам Тэджфел подчеркивал, что термин «социальная идентичность» вво­дится в сугубо ограниченном понимании для описания только того аспекта социальной идентификации, который связан с самоопреде­лением индивида как члена группы и лишь применительно к меж-групповым отношениям.

Последним элементом теории социальной идентичности являет­ся концепция статусной социальной структуры групп и представле­ние о возможной динамике межгрупповых отношений в условиях группового доминирования—подчинения. Статусная структура групп — это иерархия статусных отношений реальных групп в со­циуме. И эта иерархия зачастую детерминирует конкуренцию групп за ресурсы, права и власть. Индивиды психологически связаны с со­циальными структурами посредством своих самоидентифйкаций как представителей различных социальных категорий.

Группы, занимающие в структуре более доминантное, властное положение, стремятся сохранить «статус-кво», установить свою сис­тему ценностей и идеологию. Членство в подчиненных группах по-'] тенциально несет в себе возможность отрицательной социальной идентичности, особенно если приняты или навязаны ценности деЦ минирующей группы. Для членов групп с более низким статусом существует два способа поддержания и сохранения положительной идентичности в зависимости от субъективных систем убеждений -социальная мобильность и социальное изменение.

Принцип социальной мобильности включает в себя положение о том, что границы групп проницаемы и индивиды могут переходить из одной группы в другую по счастливой случайности или прила­гая целенаправленные усилия. Это убеждение индивида в том, что он может сам значительно повысить свой социальный статус. Оно основано на представлении об обществе как гибкой системе, до­пускающей подобные переходы. Этот принцип соответствует структуре убеждений и це-нностей западного индивидуалистическо­го общества.

При этом необходимо отметить, что убеждение в возможности социальной мобильности не несет в себе никакой угрозы существо­ванию доминантной группы. Этот принцип подрывает солидарность в подчиненных группах и фактически сохраняет «статус-кво» --в реальной жизни подчиненную группу в массовом порядке покинуть практически невозможно.

Наоборот, принцип социального изменения олицетворяет убежден­ность индивида в том, что границы между группами непроницаемы, что он «заключен» в данную группу, не может перейти из нее в дру­гую и свое положение он может изменить только как член груп­пы - - только если вся группа в целом изменит свое положение в системе межгрупповых отношений. По мнению разработчиков тео­рии, социальные движения возникают, когда у больших социальных групп формируется убежденность в необходимости, возможности и законности изменения своего положения в системе межгрупповых отношений. Именно на этом, межгрупповом уровне, а не на инди­видуально-психологическом, кроются причины таких социально-психологических феноменов, как предрассудки, групповые стерео­типы и т. п. Сами же эти феномены выступают, скорее, как следст­вия межгрупповых отношений, а не их причины.

Таковы основные положения теории межгрупповых отношений, разработанные в рамках социально-идентификационного подхода. В русле этого подхода был проведен целый цикл исследований ряда групповых феноменов и получены данные, которые заслуживают внимания, поскольку позволяют переосмыслить и по-новому взгля­нуть на их традиционное понимание.

В первую очередь, это подтверждение наличия феномена «нуле­вой» дискриминации (предпочтения собственной группы и прини­жения внешней группы в отсутствие конкуренции, т. е. в нейтраль­ной атмосфере), впервые обнаруженного М. Шерифом, но не полу­чившего достаточного объяснения. Как справедливо подчеркивает П. Н. Шихирев (1999), не исключено, что в этом феномене в отно­сительно чистом виде было выделено известное деление на «Мы» и «Они» (см. Поршнев, 1979). Само ожидание межгруппового взаимо­действия, как было показано в некоторых исследованиях, ведет к повышению внутригруппового фаворитизма. Большая часть иссле­дований социальной категоризации свидетельствует о том, что сам процесс категоризации является необходимым и достаточным усло­вием межгрупповой дискриминации.

Другим существенным фактом является новое толкование взаи­мосвязи феноменов конформизма и групповой поляризации. Тра­диционно конформизм и групповая поляризация теоретически объ­ясняются и изучаются главным образом как отдельные явления.

Конформизм — это усредняющий процесс, ведущий к поведен­ческой и установочной однородности среди членов группы к груп­повому среднему. Лежащие в основе конформизма процессы — это либо проверка -- тестирование субъективной реальности, либо са-

248