Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на зарлит.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
1.15 Mб
Скачать

7. Изображение битвы при Ватерлоо в романе Стендаля "Пармский монастырь": основные приемы повествования.

Основная тема произведения – изображение великой любви, истинной страсти. Но на первом месте в «Пармском монастыре» оказывается не изображение страстей, а погруженность личности в современную жизнь. Что отличает этот роман?

  1. Он создан с помощью импровизаций. Стендаль был писателем спонтанным, легко импровизировал: «Почту за правило никогда не исправлять моих ошибок – в них сказывается моя личность». Весь роман продиктован за 53 дня. Диктуя одну главу, он не знал, что будет происходить в следующей.

  2. Для романа о современности Стендаль использовал итальянские хроники позднего Возрождения – скандальные похождения Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), а также рассказы о Борджиа, «Новеллы» Банделло, эпизоды из «Исповеди» Руссо, книги революционера Пелико – количество источников не поддается исчислению.

  3. Средневековый скабрезный сюжет о любви тетки к племяннику превратился в роман о современности.

Главная мысль, которую старался выразить Стендаль: характер человека непосредственно связан с окружающей действительностью, с историческими событиями и социальным окружением. Использована определенная концепция человека – крайне импульсивного, страстного, авантюриста, что особенно проявляется в поведении главного героя – Фабрицио дель Донго – на поле битвы при Ватерлоо.

Стендаль относился к битве при Ватерлоо противоречиво, как и к Наполеону, который прошел путь от революции к диктаторству. С одной стороны, это падение тирана, с другой – это и падение республики. В судьбе героев его поражение сыграло определенную роль: Джина меняет свои политические воззрения, а Фабрицио за то, что он был в армии Наполеона, сажают в тюрьму. Стендаль показывает, как властно вторгается в судьбу героя государство: революция – свобода, с другой стороны – пармское государство, контрреволюция.

Изображение битвы при Ватерлоо – все черты реализма, так как Стендаль стремится показать войну такой, какая она есть – чудовищным бедствием, все поле сражения можно охватить этой сценой. Не случайно Толстой для изображения сцен сражений опирался именно на битву при Ватерлоо в «Пармском монастыре».

Основные установки Стендаля:

А). Единство многообразия. В битве при Ватерлоо участвует множество персонажей, повествование развивается скачками, нет логики: «Вдруг густая толпа, двигавшаяся по большой дороге, сначала ускорила шаг, потом ринулась влево, через узкую придорожную канаву, и опрометью помчалась по полю. "Казаки! Казаки"! - кричали со всех сторон». Это «вдруг» встречается постоянно, поскольку происходящее каждую секунду меняется, и внимание героя (постоянно используется взгляд глазами героя) переключается на следующую сцену. Стендаль отвергает понятие единства и целостности, введенное Аристотелем в «Поэтике», так как целостность не подходит для жизни. Возможна лишь некоторая завершенность.

Б). Телеология - ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?» без анализа причинно-следственной связи явлений. То есть в течение текста возможна импровизация, но финал известен. Установка Стендаля разрушала прежнюю целостность произведения.

Важно в изображении битвы при Ватерлоо и в романе:

- огромная роль случая (Например, Фабрицио попал в 6-й легкий полк просто потому, что его привела маркитантка, в ходе сражения он увидел Наполеона и маршала Нея, но не мог их разглядеть – одного из-за алкогольного опьянения, другого – из-за порохового дыма, на поле сражения он встретил бывшего возлюбленного своей матери и т.п.)

- время изображается скачкообразно;

- опора на точные исторические факты, но и искажение их, если это необходимо для повествования. Например: «Около пяти часов утра он услышал канонаду: завязалось сражение при Ватерлоо. Исторически Сражение при Ватерлоо происходило 18 июня 1815 года. В романе артиллерийская подготовка боя начинается в 5 ч. утра, в действительности она началась - в 11 ч. 30 м. утра. Наполеон выжидал, когда земля просохнет после ливня.

Приемы повествования:

  1. Повествование ведется от третьего лица, но мир показан глазами наивного, неопытного человека, который отмечает то, что уже не замечают другие. Это излюбленный прием в литературе XIX века, позволяет более «лично» изображать действительность. Например – о британской армии: «Сначала Фабрицио не понимал, но, наконец, заметил, что действительно почти на всех мертвецах красные мундиры. И вдруг он вздрогнул от ужаса, заметив, что многие из этих несчастных "красных мундиров" еще живы; они кричали - очевидно, звали на помощь, но никто не останавливался, чтобы помочь им. Наш герой, жалостливый по натуре, изо всех сил старался, чтобы его лошадь не наступила копытом на кого-нибудь из этих людей в красных мундирах». Благодаря впечатлениям Фабрицио удается передать общий тон сражения (страдания, кровь, смерть).

  2. Тема поражения Великой армии угадывается в подтексте. Фабрицио некоторое время путешествует в свите маршала Нея.

  3. Стендаль осознает, что война – это не благородство и подъем души, а ужасное дело. И это ему удается передать с помощью деталей, грубой правды войны: «Фабрицио застыл от ужаса. Больше всего его поразили босые грязные ноги трупа, с которых уже стащили башмаки, да и все с него сняли, оставив только рваные штаны, перепачканные кровью».

  4. Точность употребляемых слов: «Фабрицио, не заставив просить себя дважды, сорвал ветку тополя, ободрал с нее листья и принялся изо всех силы нахлестывать свою клячу. Она понеслась вскачь, но через минуту опять затрусила рысцой. Маркитантка пустила свою лошадь галопом».

  5. Точные номера полков: четвертый, шестой пехотный.

  6. Лейтмотивы: - взрывы пушек («Грохот пушек усилился и как будто приблизился. Выстрелы гремели без всякого промежутка, звуки их сливались в непрерывную басовую ноту, и на фоне этого непрестанного протяжного гула, напоминавшего отдаленный шум водопада, очень явственно выделялась ружейная перестрелка»); - трупы (глазами Фабрицио). Другие лейтмотивы: обман, насилие (свои же у Фабрицио отняли лошадь), абсурд (из кавалериста за пять минут сделался пехотинцем), деньги (ценность любого предмета на войне растет). Утрата иллюзий Фабрицио.

Динамичность, переменчивость повествования.