Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_Kuzbassa_pod_red_N_P_Shuranova_-_Keme.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
2.16 Mб
Скачать

Глава II

Земля Кузнецкая становится российской (1618—1721 годы)

§ 1. Присоединение Кузнецкой земли к России

XVII век в деле освоения территории современной Кемеровской области — это время осуществления исторической миссии России. Еще Древняя Русь вынуждена была выбрать экстенсивный путь своего развития — расширения территории и освоения ее природных богатств. Сама историческая обстановка предопределила освоение земель, лежащих к северу и востоку от ее границ: именно там не было соседей с сильным военно-экономическим потенциалом.

С образованием Русского государства проявился его интерес к далекой Сибири. Иван IV решил расширить за счет Сибири количество ясачных плательщиков. Ясак в Сибири собирали с коренного населения в основном шкурами пушного зверя: соболя, норки, горностая. Тогда этот товар высоко ценился на российских и зарубежных рынках и был верным и надежным источником пополнения государственной казны и личного состояния всякого предпринимателя. На пушные богатства Сибири распространялось монопольное право государства.

Главными путями продвижения русских землепроходцев, очевидно, были реки Чердынь, Вишера, Тавда, Тобол, Иртыш, Обь, Томь.

Исходной точкой проведения колонизации Кузнецкой котловины стало основание в 1604 году города Томска, который открыл путь русским землепроходцам к среднему и нижнему Притомью. Считается, что первые известия о посылке томским воеводой вооруженных отрядов вверх по реке Томи относятся к 1607—1608 годам. В литературе есть более точное указание: 20 ноября 1608 года первая группа казаков отправилась в верхнее течение Томи для сбора дани, а также обмена на пушнину « казанских товаров ». Во главе ее стояли Важен Константинов, Левка Олпатов и Ивашка Шокуров. В феврале 1609 года служилые люди вернулись в Томск.

Продвигаясь вглубь сибирской земли, русские служилые люди облагали местных жителей ясаком, всех их они называли татарами. Сбор ясака сопровождался своеволием сборщиков, которые твори-

48

ли подчас насилие и обиды из-за обмана. Бывало, вооруженными казаками захватывались заложники из числа «лучших людей», чтобы принудить местных татар к повиновению.

Попытки томских воевод собрать ясак с населения верхнего Притомья встретили ожесточенное сопротивление со стороны кыргызской, телеутской и калмацкой знати. Она сама отправляла сборщиков дани дальше от себя, к своим противникам, совершавшим на них набеги из бассейнов рек Томи, Мрассу и Кондомы. В такой ситуации местные жители попадали в систему двое- и троеданства, при которой слабый род вынужден был давать дань двум и даже трем сторонам. Русские служилые люди вынуждены были обороняться от конкурентов и тем самым объективно оборонять местных жителей от иноземного вымогательства.

Бывали случаи, когда местное население «добровольно» переходило под покровительство неизвестного для них русского царя. Тогда их род освобождали от уплаты ясака и включали его жителей в разряд так называемых служилых татар. Затем их использовали как переводчиков в сношениях с различными сибирскими народами, как участников «подводной гоньбы», т.е. перевозки грузов и людей по указанию местной администрации «для государева дела», или как военную силу в борьбе с другими местными жителями. Так применялась тактика «ведения войны против азиатов руками самих азиатов». За свою службу русскому государю служилые татары получали жалование деньгами, а иногда и в натуральной (хлебной) форме. Но местные князьки и мурзы по возможности не сами несли эту службу, а направляли на нее своих зависимых людей.

С момента прихода в 1609 году в земли бассейна реки Абы русские служилые люди первое время находили поддержку у местного князька Базаяка. Но после 1611 года абинцы оказались изменниками. Существует версия, что изменить отношение к русским им приказали кыргызы, данниками (кыштымами) которых они являлись. И абинцев пришлось покорять силой.

В трудных, непривычных природных условиях при сложных взаимоотношениях с местным населением отрядам русских служилых

49

людей приходилось подолгу задерживаться в незнакомых землях, а иногда и зимовать там. На месте таких зимовий стали возникать небольшие временные остроги как военные центры и центры управления на новых землях. Одним из первых острогов, возникших на Кузнецкой земле, был острог в районе Абагура, основанный в 1615 году. В этом же году была основана деревня Ягуново.

Наконец томский воевода поставил перед Сибирским приказом вопрос о строительстве постоянного укрепления в верхнем течении реки Томи. Решение вопроса затягивалось: у центральной и местной власти не было необходимых сил и средств. И только в 1617 году из Москвы последовал указ о строительстве острога на реке Томи. По распоряжению русского царя Михаила Федоровича, переданному через тобольского воеводу князя И. С. Куракина и туринского воеводу Д. Вельяминова, томский воевода набрал отряд из своих служилых людей, также из служилых людей Тюмени и Верхотурья. Отряд сына боярского Остафия Харламова (Михалевского) из 45 казаков отправился в 1617 году вверх по реке Томи из Томска, чтобы поставить острог на устье Кондомы. Ранние морозы заставили отряд сделать незапланированную остановку на зимовку в среднем течении реки Томи. Сюда из Томска 18 февраля 1618 года был направлен еще один отряд под командованием томского татарского головы Осипа Кокарева и казачьего головы Молчана Лаврова. Они прибыли на лыжах. А оттуда объединенный отряд весной 1618 года, поднялся вверх по реке Томи для строительства острога.

Правда, вопрос о месте нахождения острога остается открытым. Документальных свидетельств об этом не сохранилось: видимо, они сгорели в огне пожара 1729 года. Г. Ф. Миллер думал, что острог располагался на северо-восточном берегу Томи, напротив устья реки Кондомы. Но по другой версии, первоначально острог был поставлен на реке Кондоме, в 6 километрах от ее впадения в Томь, на Красной Горе. Эту версию подтверждают материалы археологических раскопок.

Новый острог располагался в землях абинцев, которых казаки называли кузнецами за умение плавить и ковать железо. Отсюда

50

и название острога — Кузнецкий. Первыми кузнецкими воеводами стали Тимофей Степанович Бабарыкин (Боборыкин) и Осип Герасимович Аничков (Оничков или Онисков). Острог служил опорным пунктом для сбора ясачных платежей с местного населения.

Чтобы понять характер обустройства и быт первых русских кузнечан, важно учесть некоторые особенности их выживания на новых землях. До XVII века основным продуктом питания русских был ржаной хлеб. Очень распространенным видом хлебной пищи были каши — овсяные, гречневые, ячменные, пшеничные. Помимо этого, зерно служило основой для приготовления целого ряда напитков — кваса, пива, а также для винокурения. Продукты животноводства и птицеводства стояли на втором месте после хлеба и другой растительной пищи.

Земледельческий характер русской культуры в целом, потребность в хлебе и растительной пище, которую испытывали прибывавшие в Сибирь служилые люди, сделали вопрос хлебоснабжения одним из главных в деятельности местной администрации. Именно поэтому в переписке с центральными ведомствами государства вопрос о пашенных возможностях территории стал важным аргументом в пользу основания острога.

Первыми жителями острога были русские служилые люди и кузнецкие татары. Притом русские были на положении «го-довалыциков» — командированных из Томска на определенный срок. Они несли военно-караульную службу, совершали поездки по окрестностям для сбора ясака, совершали походы против кочевников, осуществляли работы по ремонту и строительству сооружений.

За службу государю полагалось денежное, соляное и хлебное жалованье (т. е. плата за службу наличными деньгами, зерном (хлебом) и солью). При этом на протяжении всего XVII века хлеб поступал в Тобольск из европейской части страны, преимущественно из поморских городов. Для его получения воеводы сибирских городов и острогов отправляли в сибирскую столицу специальные отряды служилых людей. Жалованье получали нерегулярно. Его часто задерживали и выплачивали не в полном объеме, как пра-

51

вило, ниже установленных окладов. Бывало так, что служилые люди, доставлявшие жалованье своим же сослуживцам, делили его в дороге между собой. Особенно часты были недоплаты хлебного жалованья.

Недостаток продовольствия, прежде всего хлеба, толкал русских служилых людей в условиях Сибири использовать в пищу нетрадиционные для них источники питания, что противоречило религиозно-этическим нормам православного человека.

Бытовые трудности обустройства на новом месте, разные личные способности преодолевать трудности, нерегулярная выплата жалованья заставляли служилых людей вступать в долговые обязательства. Видимо, самой распространенной была заемная кабала, согласно которой невозможность должника выплачивать долг в срок вынуждала его со всей семьей отдаваться кредитору в холопство, т.е. в личную зависимость «до искупу». Однако поскольку подавляющую часть русского населения в Сибири составляли служилые люди, поэтому переход в холопское состояние для самих мужчин был невозможен, и в кабалу отдавали членов их семей.

В начале XVII века Кузнецкий острог был после Томска самым южным пунктом освоения земель в Сибири. Статус города Кузнецк получил в 1622 году. В том же году Кузнецк получил свой первый герб. Кузнецкая земля стала российской.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]