Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_Kuzbassa_pod_red_N_P_Shuranova_-_Keme.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
2.16 Mб
Скачать

§ 3. Эпоха войн, великих походов и миграций в век железа

В ранний железный век (VIII—VII века до н. э.) на обширных пространствах степей Евразии формируются крупные объединения племен. Названия некоторых из них известны, так как эти народы указаны в «Истории», написанной древнегреческим историком Геродотом. В ней даже есть сведения о народе с легендарным названием «грифы, стерегущие золото». По мнению археологов, это племена раннего железного века Горного Алтая. Интересно то, что у народов евразийских просторов складываются

35

почти одинаковые образ жизни, уровень социальной организации, наконец, материальная культура, что нашло отражение, прежде всего, в оружии, упряжи коня и искусстве так называемого звериного стиля. Впервые эти явления были выявлены по материалам памятников скифов, обитавших в районах Черного моря и сопредельных территорий. Поэтому ранний железный век иногда называют «скифское время», а народы, имевшие сходство, скифским или скифо-сибирским миром.

На севере современной Кемеровской области, там, где простирается узкий пояс лесостепи, в VI—V веках до н. э. появились значительные группы нового населения, которых условно называют тагарцами. Они пришли с территории современной Хакасии. Видимо, рост численности населения в степных и лесостепных районах Среднего Енисея приводил к тому, что отдельные родовые группы уходили на другие земли. Одной из них была Мариинская лесостепь, которую заселили и освоили тагарцы.

Их история известна по многочисленным памятникам, многие из которых были раскопаны археологами. Это крупные курганные некрополи у сел Некрасово, Серебряково, Кондрашка в Тисуль-ском районе, у поселения на берегу озера Утинка и около поселка Тисуль и др. Материалы раскопок позволяют восстановить многие стороны жизни тагарского населения.

Тагарцы были скотоводы и земледельцы. В отличие от степных народов Евразии, у которых было кочевое скотоводство, они жили в стационарных поселках. Такой поселок мог насчитывать до 20 домов, расположенных рядами, образуя улицу. Дома были рубленые, квадратной или прямоугольной формы, с двухскатной крышей. Один из таких поселков изображен на Большой Боярской писанице в Хакасии. Жизнь обитателей такого поселения постоянно связана с производственной деятельностью. На территории поселка были загоны для скота, где человек ухаживал за ним. Были печи для плавки металла и обжига керамической посуды. Здесь же на поселении перерабатывали продукты земледелия, в частности, из собранного зерна получали муку. Мужчины пахали землю, убирали урожай, пасли скот, и в этом им помогали подростки.

36

Женщины занимались домашним хозяйством, подготовкой продуктов к длительному хранению, ткали, лепили посуду. Дети помогали им. Но это все — мирная жизнь. Ее нарушали частые военные столкновения.

В зимнее и летнее время, между вспашкой и уборкой урожая, мужчины выходили на «военную тропу». Они объединялись для военного похода на соседние территории. И если он был удачным, возвращались с добычей, которую затем делили, и пригоняли военнопленных. Их использовали в качестве рабочей силы. Это так называемое домашнее рабство. Оно существенно отличалось от рабства Древней Греции и Рима. Война становится постоянным занятием народов скифо-сибирского мира, в том числе и тагарцев. Не случайно их уровень общественного развития назван «военной демократией». Во главе племени и союза племен стоят военные предводители — вожди. Для решения важных для племени вопросов они собирают совет старейшин, состоящий из глав родовых общин, и народное собрание. Но, в отличие от более ранних исторических периодов, это собрание представляли только вооруженные мужчины. На таких собраниях решали вопрос об очередном военном походе, видимо, делили добычу и т.д.

Вооружение тагарца состояло из кинжала, лука и стрел, находившихся в колчане, и чекана. Чекан был самым грозным оружием тагарцев. Им можно было биться и в пешем, и в конном бою. При раскопках могил археологи очень часто находят кости, пробитые чеканом. Иногда в боевых действиях использовали булавы. Лук был небольших размеров, и носили его в специальном чехле. А вот стрелы отличались наконечниками. Их типов очень много. Наконечники делали из кости и рога, из бронзы, крайне редко — из камня. Они были втульчатые или черешковые, двух-или трехлопастные и имели разную форму.

Потребность в металлическом оружии была очень значительной. Это вызывало дальнейшее развитие специализации в области горного дела, металлургии и в металлообработке. Мастерство татарских литейщиков трудно переоценить. Достаточно напомнить, что со многим оружием связаны изображения животных — реаль-

37

ных или фантастических. На чеканах в качестве обушка иногда отлиты фигурки горных козлов или их голов, а между втулкой и бойком часто помещена стилизованная голова грифона. Изображения можно встретить на ножах (навершие рукояти в виде кабана) и на кинжалах. На кинжалах они более разнообразные. У тагарцев излюбленным было украшение навершия рукояти и перекрестия головами хищной птицы. Но особое мастерство требовалось для подготовки литейной формы и отливки фигурок оленей в отдыхающей или летящей позе, т.е. с подогнутыми под туловище ногами. Эти барельефные изображения оленей стали символом скифского времени. Чаще всего их носили на груди вместе с бронзовым круглым диском-«зеркалом». А на поясе всегда был кожаный мешочек, в котором находились бронзовая проколка, игла и иногда небольшой нож.

Очень много предметов приходилось тагарцам отливать из бронзы. Но поражают бронзовые котлы, в некоторых случаях довольно крупных размеров (до 20 литров). Нередко их делали с вертикальными ручками. Изготовление таких котлов требовало особого мастерства и значительного количества металла. Несомненно, специализированные группы людей занимались добычей и подготовкой сырья к плавке. Возможно, они же плавили металл. И, конечно, была другая специализированная группа, которая занималась только производством и обработкой изделий из металла. В основном это была бронза. Но во второй половине первого тысячелетия до н. э. появились предметы из железа. Есть основания считать, что на территории Сибири, в том числе Кузнецко-Салаирской ландшафтной области, переход к производству железа произошел несколько раньше. Удивительно то, что тагарские мастера сумели соединить бронзу и железо в одном предмете. Так, например, рукоять кинжала была из бронзы, а клинок из железа. Пройдет время, и железо станет основным материалом для производства орудий труда и оружия.

Умерших тагарцы хоронили в больших могилах, в вытянутом положении на спине. Погребенных в одной могиле могло быть от 3 до 20 и более. Скорее всего, такие могилы являлись своеобразны-

38

ми семейными склепами. Правда, известны могилы, в которых было захоронено до 200 человек. Умершему в могилу ставили сосуд, клали его оружие и другие необходимые человеку «в другой жизни» предметы, а также куски мяса жертвенного животного. Сверху такую могилу-склеп закрывали бревнами в один, чаще в два наката. Затем сооружали курган. В некоторых случаях склеп поджигали.

Тагарская посуда разнообразна. Ее делали в виде простых банок, кувшинов, горшков, мисок и др. Особенно интересны сосуды на поддоне, напоминающие котлы. Как правило, посуду не орнаментировали.

Материальную культуру древних тагарцев дополняют украшения. Это разнообразные бусы из полудрагоценных пород камня, из стекла и бронзы. Бусы из сердолика и халцедона (камень) иногда инкрустировали. Для этого на полированной поверхности вырезали желобки и в них вставляли (втирали) камень другого цвета. Бусы также делали из золота, как и нашивки, бляшки, кольца. Все описанное свидетельствует о высоком социально-экономическом уровне развития тагарцев.

Они осуществляли не только военные походы за пределы территории своего обитания. Тагарцы осуществляли товарный обмен с населением Горного Алтая и Западных Саян, с племенами таежной зоны Сибири и кочевниками Казахстана. Во II веке до н. э. их вытеснили и отчасти подчинили новые племена.

В Кузнецкой котловине обитало другое население, которое также имело связь со скифо-сибирским миром. В пределах котловины известно много памятников этого народа, но они представляют собой только сезонные стоянки. Известно, что крупные поселения и укрепленные городища этого народа находились по берегам реки Оби. Существует гипотеза, что эти скотоводы и земледельцы использовали Кузнецкую котловину как пастбище.

Между разными народами, освоившими значительную часть Кузнецкого края, было много общего в хозяйственной деятельности, уровне общественного развития, частично в материальной культуре. Но у них было разное происхождение. Обитатели Кузнецкой

39

котловины являлись потомками ирменцев, а Мариинской лесостепи — потомками населения поздней бронзы Среднего Енисея. Другим компонентом, который участвовал в их формировании, были племена Средней Азии.

II век до н. э. — V век н.э. явился периодом Великого переселения народов. К концу первого тысячелетия до н. э. на территории Кузбасса процессы исторического развития приобрели сложный характер. Это было связано с миграцией некоторых групп населения из северных таежных районов Западной Сибири и с территории Среднего Енисея. А также в связи с событиями, которые происходили далеко от Кузнецкого края, в степях Центральной Азии. В северных районах Китая в III веке до н. э. сформировалось мощное объединение племен сюнну (хунну, гунны), имевшее предгосударственный уровень общественного развития, так называемое «вождество». Именно они совершили великий поход от Маньчжурии до юго-западной Европы, который длился несколько столетий. А шли гунны с оружием в руках, разоряя и уничтожая все на своем пути. Многие народы и племена во избежание военной опасности и угрозы уничтожения вынуждены были покидать свои земли. В результате этого процесса в некоторых регионах Сибири появились, а в других сформировались новые народы. Так, в среднеенисейском регионе возникло новое население, которое получило условное название «таштыкцы». Появление их на исторической «арене» имело прямое отношение к древней истории Кузнецко-Салаирской ландшафтной области.

На севере Кемеровской области, там, где река Кия вышла из теснин гор Кузнецкого Алатау, археологи нашли и исследовали огромный поселок таштыкцев или родственного им населения. Он состоял из большого количества многоугольных домов с узким и длинным входом. Это был поселок населения, основным занятием которого являлись скотоводство и земледелие. Трудно определить, какой вид хозяйства у них преобладал. На поселении найдено большое количество костей домашних животных и зернотерок. Его население почти полностью пере-

40

шло на производство орудий и оружия из железа. Только украшения делали из бронзы. Дома строили с помощью железных топоров-тесел. Землю также обрабатывали металлическими орудиями. Но больше всего они изготавливали предметов вооружения. У них были наконечники стрел своеобразного типа с костяной втулкой в основании. На ней делали отверстия. Такие стрелы при полете издавали характерный свист. Лук был самым грозным оружием. Он был усилен костяными пластинами, что придавало ему значительную убойную силу. Дополняли вооружение ножи, кинжалы. Для защиты использовали доспехи и шлемы. Воинственность была свойственна этому населению монголоидного расового типа.

Облик таштыкцев хорошо известен не только по антропологическим исследованиям. В могилах иногда археологи находят погребальные маски из гипса. Они передают портретное изображение умершего знатного воина. Некоторые из масок раскрашены природной краской охрой. Вождей хоронили в больших склепах, сооруженных из дерева, а рядовых общинников — в простых могилах. Им ставили посуду, клали оружие, предметы конской упряжи. Существовали эти племена на территории Мариинской лесостепи до V—VI века. Дальнейшая их историческая судьба пока неизвестна.

В то же время, когда на севере Кузбасса обитали воинственные таштыкцы, остальную территорию осваивали группы племен, происхождение которых связано с таежной зоной бассейна Оби (территория современной Томской и Тюменской областей). Путь мигрантов пролегал по берегам реки Томи, вплоть до Горной Шории. Археологи называют их «кулайцы». Об этом свидетельствуют находки при раскопках памятников и некоторые изображения на писаницах Томи. Они воспользовались ослаблением племен скифского времени в конце первого тысячелетия до н. э. Но их продвижение на юг носило относительно мирный характер. Хотя кулайцы были достаточно искусные воины, вооруженные луками со стрелами, боевыми топорами и защищенные доспехами из железных или костяных пластин.

41

Кулайцы создали удивительную материальную и духовную культуру. Тонкая, тщательно выделанная посуда в виде чаш обязательно имела орнамент, выполненный гребенчатым штампом или фигурным. Среди фигурных излюбленным был штамп «уточка». Несмотря на простоту орнаментальной композиции, она придавала сосуду особый колорит. Не меньшим мастерством кулайцы владели в производстве изделий из цветного металла. Из бронзы они отливали разнообразные украшения, в том числе из золота и серебра, подвески в виде миниатюрного котла, втульчатые наконечники стрел и другие предметы. Часто бронзу использовали для изготовления фигурок животных. Их своеобразие состоит в том, что фигурки отливали в плоской форме, и после этой операции их дополнительно не обрабатывали. В более поздних погребениях этого народа найдены бронзовые ножны для кинжалов и ножей. Все они украшены барельефными изображениями журавлей. В бронзолитейном искусстве поздних кулайцев представлены изображения всадника, медведя и оленей.

Основным занятием населения была охота, меньший вес в древней экономике имели рыболовство и собирательство. Осваивая лесостепь, люди также приобрели опыт занятия скотоводством. Появление кулайского населения на территории Кузнецко-Са-лаирской ландшафтной области оказало существенное влияние на дальнейший ход исторического развития в регионе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]