Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Istoria_Kuzbassa_pod_red_N_P_Shuranova_-_Keme.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
2.16 Mб
Скачать

§ 5. Завершение восстановления народного хозяйства

В 1921—1926 годах экономическое развитие округа протекало достаточно интенсивно, несмотря на имевшие место трудности и противоречия. Важную роль должно было сыграть строительство железной дороги Кольчугино — Прокопьевские копи. Эту работу осуществляла первая сибирская трудовая бригада, сформированная из воинских частей. Ей помогали местные крестьяне. Общая протяженность пути была около 150 километров. Его проложили менее чем за год. 25 октября 1921 года со станции Усяты отправился первый эшелон с прокопьевским углем.

145

Основой Кузбасса являлась угольная промышленность. Уже осенью 1921 года было остановлено падение добычи угля, а к концу 1922 года сократился уход рабочих с предприятий, и добыча стала расти. Этому способствовала и реорганизация управления каменноугольной промышленностью. В октябре 1922 года «Сиб-уголь» был разукрупнен, и 14 августа этого же года было создано государственное объединение «Кузбасстрест», целью которого было, прежде всего, снабжение углем железных дорог Сибири и Урала.

Росту добычи угля в Кузбассе способствовало усиленное кредитование тяжелой промышленности, приток рабочей силы, расширение рынков сбыта, увеличение пропускной способности Кольчугинской железной дороги. Село Кольчугино в память о скончавшемся В. И. Ленине было переименовано в Ленинское, а затем преобразовано в город Ленинск-Кузнецкий.

Наибольшее количество угля давал Ленинский рудник — 548,3 тысячи тонн, Прокопьевский — 407 тысяч тонн, Кемеровский — 350,6 тысячи тонн. Имела место и кустарная добыча угля. В 1925/26 годах в 24 артелях работало до тысячи человек. Себестоимость кузнецкого угля колебалась, но продолжала оставаться высокой. Старое, изношенное оборудование требовало больших затрат на единицу продукции, что являлось причиной низкой производительности труда. К 1927 году машинная добыча угля составляла лишь 3 процента. В таких условиях рост добычи угля происходил за счет увеличения числа работающих. Так, если в 1924/25 годах в угольной отрасли трудилось 3 541 человек, то к 1927/28 годам — 7 940. Основным потребителем кузнецкого угля являлся Урал, незначительная часть шла в центральные районы и в Семипалатинск.

Значительный вклад в увеличение производства угля и восстановление коксохимической промышленности внесло уникальное предприятие — Автономная индустриальная колония «Кузбасс» (АИК), созданное при поддержке В. И. Ленина иностранными специалистами и рабочими во главе с инженером С. Рутгерсом и действовавшее на территории Кузбасса с 1922 по 1926 годы.

146

Итогом деятельности АИК стало увеличение ее доли в угледобыче Кузбасса. Если в 1922/23 годах колония производила лишь восьмую часть угля от добытого «Кузбасстрестом», то в четвертом квартале 1926 года предприятия колонии добыли на 68 тысяч тонн угля больше, чем шахты «Кузбасстреста». Объем угледобычи за время существования колонии вырос примерно в 8,5 раза.

АИК достраивала коксохимзавод. 2 марта 1924 года состоялось торжественное его открытие, на котором выступил с речью секретарь Сиббюро ЦК РКП (б) С. В. Косиор. Впервые в мире подобный завод вводился в строй в таких суровых климатических условиях. К 1928 году выпуск кокса в 2 раза превысил уровень 1924 года.

В восстановлении народного хозяйства важная роль отводилась металлопромышленности. Поднять ее в 20-е годы было неимоверно трудно. Не хватало средств, материалов, оборудования, квалифицированных кадров. В этих условиях возрождался старейший в стране Гурьевский металлургический завод. В марте 1922 года была пущена доменная печь завода. В 1923 году было завершено строительство новой мартеновской печи, но пустить ее стало возможным лишь в 1924 году, когда прибыли сталевары и газовщики с уральских Добрянского и Кувшинского заводов. Тогда это была единственная в Сибири мартеновская печь, которая выдала 780 тонн стали. К 1929 году ее производительность была доведена до 8617 тонн стали в год. Это означало, что масштабы завода были незначительными.

С марта 1925 года начал действовать восстановленный Яшкин-ский цементный завод.

Государственный сектор в промышленности в годы нэпа в Кузбассе являлся ведущим. Угольная промышленность составляла 58,5 процента валовой и 50,9 процента всей товарной продукции. На втором месте стояла коксохимическая — 14,5и18,3 процента соответственно, на третьем — спиртоводочная — 14,1 процента. Восстановление промышленности в Кузбассе, как и во всей стране, приближалось к концу. Это предопределяло перспективу превращения страны в мощную социалистическую державу. Поэтому XIV съезд ВКП(б) в декабре 1925 года провозгласил

147

курс на индустриализацию страны, преимущественное развитие тяжелой индустрии. Но одновременно надо было полностью завершить восстановление народного хозяйства. Продолжалось восстановление и в Кузбассе. После восьми лет топтания на месте угольная промышленность стала наращивать объем добычи. Новый импульс получило возобновленное еще с весны 1921 года обсуждение вопроса о строительстве в Кузнецком крае крупного металлургического завода.

Шел в Кузбассе рост и местной кустарной промышленности. В ее составе стало действовать восемь отраслей: деревообделочная, металлообрабатывающая, пимокатная, веревочная, махорочная, угольная, известковая, кирпичная отрасли с общим числом рабочих до трех тысяч человек. В основном это были кооперативные предприятия ограниченной мощности и возможностей. Так, деревообделочные кооперативы выпускали плаху, тес, изготавливали столы, табуретки, сани, колеса. Металлообрабатывающие производили ковку лошадей, ремонт телег, саней, предметов хозяйственного обихода. В пимокатной отрасли работали только кустари-одиночки, производившие в год (вручную) 40 тысяч пар валенок (одна пара на 10 кузбассовцев). Огромный спрос на веревки не удовлетворялся работавшими 14 кустарями-одиночками. Мощности всех предприятий были ограничены из-за примитивного оборудования, недостатка сырья, квалифицированных кадров. 8 кирпичных заводов производили в год один миллион штук кирпичей низкого качества. Ни на одном заводе не было механизации. Единственное в округе промыслово-кооперативное товарищество «Труд» в г. Кузнецке по выработке махорки испытывало трудности с реализацией продукции из-за высокой себестоимости.

Развитие кустарной промышленности тормозилось из-за отсутствия средств. Ни одна отрасль не кредитовалась. Не получая поддержки, постепенно кустарная промышленность уступила место госпредприятиям, сохраняясь в небольшом количестве для обслуживания села.

С ростом городского населения, повышением покупательской способности развивалась торговля. В 1922/23 годах доминиру-

148

ющее положение занимала кооперативная и частная торговля. Так, из 3 689 торговых предприятий 82 процента являлись частными, 3,5 процента — государственными и 14,5 процента — кооперативными. Но дефицит основных продуктов питания: муки, мяса, масла, крупы, овощей — вызывал со стороны частника повышение цен. Кооперация также была склонна к завышению цен из-за высоких накладных расходов и внутренних издержек. В этих условиях государство встало на путь административного вытеснения частника и контроля за кооперацией. К 1925 году количество частных торговых предприятий сократилось наполовину. К 1927 году в основном преобладала государственная и кооперативная торговля, частная же сохранялась в городах в форме мелкорозничной торговли.

В 20-е годы рудники Кузбасса переживали период активной стройки. Возводились жилые дома, общежития, электростанции, котельные, водопроводы, бани, дома культуры.

В 1922 году развернулось строительство Анжерской электростанции. В 1925 году в Кузнецком крае уже действовало до семи небольших электростанций: на коксохимзаводе, на Анжерских и Судженских копях, на Ленинских копях, на Яшкинском цементном и Гурьевском металлургическом заводах. Общая их мощность достигла 3 025 киловатт. Самой мощной из них была станция на Анжерских копях. Состоялось открытие первой электростанции на селе на реке Ур у деревни Горскино. Горскинская ГЭС обслуживала восемь деревень в радиусе 8—9 километров с населением свыше 10 тысяч человек.

В июне 1925 года в Кузбасском небе появился первый самолет «Сибревком», осуществлявший сообщения между городами Щегловск, Кузнецк, Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевские копи. С 1926 года действовало автомобильное сообщение между Анжер-кой и Судженкой. В 1927 году на Кузбасс начала работать первая сибирская радиостанция.

В ходе разворачивавшейся культурной революции политика советской власти в отношении к церкви носила антирелигиозный характер. Церковь была отделена от государства. В 1922 году

149

началась кампания по изъятию церковных ценностей, поводом для которой явился голод, разразившийся в 34 губерниях России. Но православные приходы Земли кузнецкой нельзя было назвать богатыми. У некоторых приходов Щегловского уезда можно было извлечь лишь ковш или крест. В ряде случаев кампания сопровождалась активными пропагандистскими акциями, в которых духовенство обвинялось в безразличии к бедствиям народа, в корыстолюбии, в реакционности и враждебности по отношению к новому режиму.

В 20-е годы в Кузбассе создаются первичные учреждения культуры и культурно-просветительские организации: народные дома, клубы, библиотеки, музеи, сельские избы-читальни. Важнейшей задачей культурной революции являлась ликвидация неграмотности. Ей руководили чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, а также добровольное общество «Долой неграмотность». Повсеместно создавались школы для взрослых, пункты ликбеза. Так, на первом губернском съезде политпросвета, состоявшемся в г. Томске в январе 1921 года, отмечалось, что в 380 населенных пунктах Щегловского уезда имелось 23 народных дома, 53 избы-читальни, 29 библиотек, 43 школы для взрослых. На съезде подчеркивалось исключительное стремление населения к просвещению: за недостатком бумаги, перьев и т.д. люди пользовались даже берестой, досками и др.

В 1926 году в Кузбассе работали 372 школы по ликвидации неграмотности среди взрослых. Для ликвидации технической неграмотности открывались профтехкурсы. 75 процентов подростков, работавших на предприятиях, обучались в ФЗУ. Однако еще 49,2 процента городского населения и 80,7 процента сельского оставались неграмотными. 60 процентов детей школьного возраста не обучались.

Открылись первые городские краеведческие музеи в Мариинске, Кузнецке, Щегловске. 7 января 1922 года в поселке Кольчугино вышел первый номер газеты «Кузбасс».

Повсеместно возникают любительские художественные коллективы: пролетарский драмкружок на Анжерских копях, малый

150

самодеятельный симфонический оркестр при клубе «Кузнецкстроя» в г. Кузнецке, самодеятельный струнный оркестр в Кольчугине. Началось в Щегловске строительство Дворца труда, а в г. Тайга — рабочего клуба им. Ленина. В 1924 году в Щегловске прошла первая выставка художников города. К концу восстановительного периода в округе имелось 15 библиотек с фондом свыше 30 тысяч книг. Культурная революция набирала размах.

Не менее острой, чем проблема образования, являлась проблема здравоохранения. Расходы на душу населения на медицину хотя и возрастали, но оставались мизерными. В 1926 году они составляли лишь 60 копеек. Один врач обслуживал 33 тысячи человек. В округе было всего 12 аптек.

Однако Кузбасс завершал восстановительный период. Добыча угля силами АИК и «Кузбасстреста» вместе в 1926 году превысила высокий уровень периода первой мировой войны. Она достигла 1716 тысяч тонн и продолжала нарастать. На этом АИК прекратила свою деятельность.

Для организации работ по подготовке строительства и проведения исследований на площадке Тельбесского завода 2 марта 1926 года в г.Томске было создано Тельбессбюро. Геологи под руководством профессора Томского технологического института М.А. Усова начали обследование сырьевой и угольной базы завода. В июле 1926 года Правительственная комиссия решила строить завод не в Горной Шории, а на Горбуновской площадке около города Кузнецка. Несмотря на недостаточные запасы тельбесских руд СТО 17 июня 1927 года признал возможным начать строительство Тельбесского, как его пока еще называли, металлургического завода.

Завершение восстановления народного хозяйства в Кузбассе, как и во всей стране, означало, что в рамках НЭПа созданы условия для дальнейшего развития экономики с последующим вытеснением часного сектора и продвижением по пути построения социализма.

151

Литература

1. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1978. С.174—176.

2. Макурина Г. А. Крестьянство Кузбасса в годы нэпа//Сибирская деревня: история, современное состояние, перспективы развития: Сб. науч. тр. Ч. 1. Омск: Изд-во Омского гос. аграрного ун-та, 2002. С.138—140.

  1. Некрасова Г. С. Отношение сибирского крестьянства к экономической политике большевиков в 1927—1928 годах//Актуальные проблемы аграрной истории Кузбасса: Материалы круглого стола «Крестьянство Кузбасса: трудные дороги выживания» 3 ноября 2000 г. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. С. 24—27.

  2. Шуранова Е. Н. «Голод аннулирует наши распоряжения...» (Власть и крестьянство Сибири при переходе к нэпу)//Сибирь. XX век. Вып. 4. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С.84—92.

152

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]