Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шер.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1.82 Mб
Скачать

8,1.6. Барьер внутренней памяти

В языках американских индейцев, кафиров, австралийцев, коренных жителей Африки, Южной Америки и других народов, отставших в своем развитии, очень заметна дробность и конкретность слов, обозначающих разные варианты одних и тех же объектов и действий, обилие выражений множественности в многочисленных глагольных формах и других средств, «служащих для передачи особенностей действия, субъекта и объекта» (Леви-Брюль, 1994: 121; см. также Выготский, Лурия, 1993: 95-108). Например, в языке эскимосов, один и тот морж будет называться по-разному в зависимости от того, спит он или ест (Бунак, 1966а: 511). Обычно подобные языковые явления, отражающие строй мышления, объясняются как реликтовые формы древнейших языков, характерной особенностью которых был острый дефицит абстрактных понятий. Правда, против этого возражал К. ЛевиСтросс, который считал, что дело не в недостатке способностей к абстрагированию, а в иной форме абстракции: «Долгое время нам доставляло удовольствие ссылаться на языки, где отсутствуют термины для выражения таких понятий, как дерево или животное, хотя там можно найти все необходимые слова для подробного инвентаря видов и разновидностей» (Леви-Стросс, 1994: ! 13). Тем не менее приводимые им же самим примеры из языков индейцев Северо-Запада Северной Аме-

 

==141

рики свидетельствуют именно об этой конкретности языка и мышления. Рано или поздно должна была возникнуть проблема с хранением в памяти такого изобилия словоформ.

Внутренний путь преодоления барьера памяти состоял в усилении межполушарной асимметрии и дальнейшем формировании центров локализации определенных участков памяти в префронтальной коре головного мозга (Goldman-Rakic, 1992; Гольдман-Ракич, 1992: 63-70; Кэндел, Хокинс, 1992: 43-51; Kandel, Hawkins, 1992) и речевой деятельности в височной доле левого полушария. Как установлено специальными исследованиями с применением позитронной эмиссионной томографии, можно найти не только обобщенный центр речи в левом полушарии, но и участки внутри его, ответственные, например, за соответствие словесных обозначений цвета реальным цветам или за использование глаголов, существительных и служебных слов (Дамазиу, Дамазиу, 1992: 55-61; Damasiu, Damasiu, 1992).

8.1.7. Барьер внешней памяти

Преодоление барьера внешней памяти - вопрос для нашей темы наиболее интересный. Думается, что здесь впервые в эволюции высших приматов сработал сознательный выбор, который состоял в том, что была осознана возможность использования каких-то предметов не по прямому назначению, а в качестве знаков, «узелков на память». Эксперименты с выработкой такого употребления предметов у приматов и современных детей очень хорошо описаны в разных изданиях (см., например: Выготский, Лурия, 1993: 65 и след., 153-175). Это был настоящий фазовый переход без каких-либо промежуточных, «эмбриональных» состояний, вообще невозможных в подобных процессах.

В этой связи не было бы ничего неестественного, если бы некоторые костяные, роговые и каменные предметы со штрихами и зарубками, из тех, что уже много лет изучают А. Маршак и Б. А. Фролов, оказались бы по абсолютным датировкам самыми ранними следами человеческой изобразительной деятельности (Marshack, 1972; 1972а; 1985; 1996: 357-365; Фролов, 1974; 1988; 1990 и др., см. также: Мириманов, 1996). Так произошел первый решительный шаг не просто к абстракции от сознания, обремененного бесконечно растущим количеством слов, а к впервые открытому человеком способу свертывания информации без потери ее смысла.

В истории человечества было еще несколько информационных барьеров, которые преодолевались созданием различных, но всякий раз новых средств хранения, переработки и распространения информации. Барьер обобщения информации был преодолен созданием понятий. Вместо того чтобы называть разными именами каждый предмет, объект, явление, действие, появилась возможность связывать одно слово с целым классом сходных предметов, явлений, действий. Как писал Л. С. Выготский, «язык есть единство общения и обобщения». Затем начала работать обратная связь: понятия стали средством мысленной классификации предметного мира. Первыми классификационными понятиями стали бинарные оппозиции. По времени барьер обобщения, по-видимому, совпадает с концом верхнего палеолита и с переходом к мезолиту и неолитической революции.

Около IV тысячелетия до Р.Х. назрел новый информационный барьер барьер хранения информации. Он был преодолен созданием письменности. Еще через четыре тысячелетия барьер распространения информации породил книгопечатание. Затем, уже в наше время, возник барьер скорости переработки информации, который был преодолен созданием компьютерных технологий. Следующая информационная революция, по-видимому, будет биокибернетической. Любопытно, что моменты преодоления этих барьеров по времени совпадают (или связаны?)

 

==142

с кардинальными социально-экономическими преобразованиями в обществе.20 Однако эта тема, сама по себе чрезвычайно интересная, выходит за рамки задач настоящей работы. Вернемся пока к первому барьеру - барьеру памяти.