Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шер.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1.82 Mб
Скачать

7.2. Межполушарная асимметрия у человека

После известных исследований и открытий французского хирурга и антрополога П. Брока, установившего, что «мы говорим левым полушарием» (Вгоса, 1865; цит. по Бианки, 1985: 6), т.е., что речевые функции контролируются левой лобной долей мозга (в норме), сложилась теория доминирующей роли левого полушария при логико-понятийном мышлении и сознательном управлении двигательными функциями. Было также установлено, что правое полушарие специализируется на образно-сенсорных и интуитивно-подсознательных функциях. Дополнительные наблюдения показали также, что управление речью левым полушарием характерно только для правшей, а у левшей может быть «все наоборот». Не исктаочадосъ \\ то, что ъ отде,лъ\уы^ сычата, ^патолотта., йрожтентолй по^овдл w t.yv.) срабатывают компенсаторные механизмы и все эти функции могут, хотя и не в полной мере, управляться и противоположным полушарием. Однако в целом левополушарное доминирование, связанное с речью и высшими психическими функциями, стали автоматически приписывать только человеку, а отсутствие функциональной асимметрии мозга у животных практически считалось установленным (см., например, Мак-Фарленд, 1988: 450 и др.).

«В течение более столетия функциональная межполушарная асимметрия считалась уникальной особенностью мозга человека. Этому способствовали как теоретические представления, так и отрицательные результаты опытов на животных ... Левое полушарие признавалось доминирующим не только в отношении языка, но и для концептуального мышления, определенных типов моторной деятельности и ориентации тела. Правое полушарие при этом третировалось как «субдоминантное», «малое», «немое», а иногда даже как «безграмотное» и «глухое»... эта идея в крайнем своем выражении использовалась Эклсом (Eccles, 1965, 1970)15, который утверждал, что сознание локализуется только в левом полушарии человека, а правое полушарие представляет собой лишь простой автомат» (Бианки, 1985: 3-7).

Выяснилось также, что межполушарная специализация почти не бывает абсолютной, т.е. в процессах переработки информации участвуют оба полушария, но с разной степенью доминирования одного над другим и с разной интенсивностью обмена между ними (Бианки, 1985; 1989). Многолетние исследования под руководством В. Л. Бианки вывели проблему межполушарной асимметрии мозга на качественно новый уровень. По результатам серийных экспериментов в его лаборатории начали накапливаться сведения о неполном доминировании левого полушария, о смене доминирования в процессе различной деятельности и на разных ее этапах, а также в разное время суток и в различных экологических условиях (Бианки, 1967; 1985; 1989 и др.)16. После работ В.Л. Бианки и его сотрудников можно считать установленным, что у большинства видов животных имеется индивидуальная межполушарная асимметрия, а у некоторых - и видовая.

Что же касается человека, то, унаследовав церебральную асимметрию от животного мира, эволюция человека «первоначально лишь использовала, а затем развила и, возможно, качественно преобразовала способность левого полушария к

i5 Джон Кэрью Эклс (Ecles, род. в 1903 г.), австралийский физиолог. Нобелевский лауреат (1963). 111 Здесь приведены только обобщающие работы В.Л. Бианки.

 

==115

абстрактно-понятийному отражению. Это преобразование осуществлялось, вероятно, под влиянием труда, членораздельной речи, а также главного органа труда руки» (Бианки, 1985: 264 с ссылкой на Энгельса). Вопрос о роли труда в этих превращениях будет рассмотрен ниже. Пока же желательно 'отметить, что разграничение функций между полушариями не следует воспринимать буквально и прямолинейно (подробнее см.: Иванов, 1978). Помимо функциональной асимметрии, между полушариями мозга существует прочная и многоканальная связь, которая позволяет им вести постоянный обмен информацией в виде нервных импульсов и в случае необходимости одно из них может брать на себя какие-то функции другого. В частности, когда говорят о «вербальности» левого и «молчаливости» правого полушария, это вовсе не следует понимать как «немоту» последнего. С определенным упрощением можно считать, что правое полушарие тоже «говорит», но другим языком, не словесным, а образным.

Почти одновременно с Дж. Эклсом Р. Сперри17 начал серию исследований пациентов с расщепленным мозгом. Эти работы подтвердили накапливавшиеся ранее наблюдения об особой роли правого полушария в зрительном восприятии и пространственном ориентировании, а также в распознавании образов. Они привели к новому пониманию взаимодействия полушарий головного мозга, которое вкратце можно охарактеризовать как «переменную доминантность» полушарий, т.е. доминирует не левое над правым или наоборот, а либо правое, либо левое - в зависимости от выполняемых функций. «В общей форме, согласно этой теории, левое полушарие у людей специализируется на вербально-символических функциях, а правое - на пространственно-синтетических» (Бианки, 1985: 8).

Кратко суть специализации полушарий человеческого мозга состоит в следующем. Левым полушарием (у правшей) контролируется дискретизация окружающего мира, способность к комбинационным сочетаниям дискретных элементов и другие чисто человеческие функции - лингвистические, абстрактно-логические и математические. В левом полушарии преобладают функции аналитического восприятия окружающего мира, дискретная форма переработки сигналов, способность восприятия знаков и формализованных структур.

Правополушарный центр образного восприятия находится в нижней теменной области (поля 39 и 40 по Бродману) и является анатомически зеркальным отражением центра речи в левом полушарии. Можно предположить, что области мозга, отвечающие за формирование образа, развивались параллельно с развитием центров речи, а взаимодействие между образом и движениями руки, создающей что-то, зависит не только от правой теменной доли, но и от предлобных долей (Ecles, 1992: 185 - 187). Если у глухонемого человека повреждено левое полушарие, он продолжает нормально воспринимать язык жестов, но теряет возможность пользоваться пальцевой азбукой, в которой каждый знак соответствует букве письменного языка. Японец, владеющий и иероглифическим, и слоговым письмом (хирагана и катакана), при поражении левого полушария теряет способность пользоваться слоговым письмом, но иероглификой пользуется как и раньше (Иванов, 1978: 24 - 25). Наоборот, при поражении правого полушария речевые способности сохраняются, но теряется возможность распознавания зрительных образов, включая лица членов собственной семьи.

Правое полушарие «ведает» функциями образного мышления и восприятия, в частности, пространства и топографических соотношений. Все без исключения исследователи так называемых примитивных народов единогласно подчеркивали выдающиеся свойства их памяти, и особенно памяти топографической. Как показали специальные исследования, такие особенности памяти распростра-

i" Роджер Уолкотт Сперри (R. W.Sperry, род. 1913), американский психолог и нейрофизиолог, Нобелевский лауреат (1981).

 

==116

нены среди современных «умственно отсталых или культурно недоразвитых детей... По мере врастания примитивного человека в культуру мы будем наблюдать спад этой памяти, уменьшение ее, подобно тому как мы наблюдаем это уменьшение по мере культурного развития ребенка» (Выготский, Лурия, 1993: 85 - 87).

Правое полушарие «безмолвно», т. е. не способно к восприятию и активной переработке словесной информации. В правом полушарии доминируют функции, связанные с целостным, синтетическим, а не аналитическим восприятием. Это слуховые (но невербальные), зрительные, но не знаковые, сомато-сенсорные и моторные сигналы, позволяющие схватывать суть наблюдаемого, без его разложения на составные части. Эти особенности мышления, как было установлено еще путешественниками XVIII-XIX вв. и обобщено Л. Леви-Брюлем, со всей полнотой отражены в языке аборигенов Австралии, Африки, Северной и Южной Америки (ЛевиБрюль, 1994: 114 - 143). Для правого полушария свойственны континуальность, аналоговость и многозначность. По-видимому, здесь сосредоточены функции интуиции и художественного, образного мышления.

Еще одно свойство «правополушарного мышления» представляется важным для понимания особенностей поведения первобытного человека и, возможно, станет ключом к пониманию многих магических и ритуальных действий. Установлено, что правое полушарие способно воспринимать и осуществлять семантический анализ слов и адекватно реагировать на них, но при этом не осознается ни сам стимул, ни связь с ним той реакции, которая последовала. На этой почве у испытуемого возникают так называемые «безотчетные» эмоции, создающие психологический дискомфорт и даже стресс. В норме правое полушарие обрабатывает информацию быстрее, чем левое. Но если на человека воздействовать, например, алкоголем или дурманящими веществами (ср. действия шамана), наблюдается безусловное торможение реакции и усиливаются отрицательные последствия «безотчетных» эмоций (Костандов, 1983: 153-156). Эти данные позволяют более конкретно подойти к рассмотрению многих явлений в первобытной культуре, которые объединяются в расплывчатом понятии «психология бессознательного» (см., например: ЛевиСтросс, 1983; 1994).

Звуки речи воспринимаются левым полушарием, но музыка - правым. Активизация аналитических функций левого полушария привела к более дифференцированным и точным действиям правой руки. В то же время целый ряд этих манипуляций невозможен без параллельного взаимодействия с правым полушарием (Иванов, 1978: 23-25).

В целом если правое полушарие определяет функции первой сигнальной системы, то левое - второй. Однако и здесь не все так просто и прямолинейно. При отключении левого полушария электросудорожным шоком больной теряет способность понимания абстрактных понятий, имеющих концептуальные значения (здоровье, злоба, радость, религия и т.п.), при полном сохранении понимания названий конкретных предметов (Иванов, 1978: 46). Еще одна пикантная особенность, установленная в наблюдениях над больными-афатиками: при отключенном левом полушарии люди теряют способность к связной, логически стройной речи, но не теряют способность к нецензурной брани.

Итак, функциональная асимметрия мозга - явление, свойственное не только человеку, но в морфологии человека оно достигло своего максимума и стало одним «из условий нормального развития высших психических функций, например способности к чтению и членораздельной речи» (Ожигова, 1989: 205; см. также: Спрингер, Дейч, 1983; Geschwind, 1970; Sperry, 1966; Eccles, 1992: 97-125). Усиление межполушарной асимметрии головного мозга положило начало формированию двух типов нервной системы, названных И. П. Павловым «художественным» и «мыслительным».

 

==117