Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шер.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
1.82 Mб
Скачать

7.3. Возрастные изменения межполушарной асимметрии

Созревание разных отделов центральной нервной системы идет неравномерными темпами: самые древние, глубоко залегающие механизмы и структуры жизнеобеспечения формируются еще до рождения или к концу первого года жизни. На этой стадии развития в филогенетически «древних» структурах практически не выявляется морфоанатомической асимметрии, что вполне согласуется с данными электроэнцефалографии (ЭЭГ) о высокой межполушарной синхронизации по низкой частоте (1-3 Гц).

В области более высоких частот (4 - 8 Гц) электроэнцефалоактивность у детей до одного года еще только формируется и носит локальный и неустойчивый характер. У младенца созревание нервных путей, проводящих сенсорную информацию в мозг (покрытие миелиновой оболочкой), в основных чертах заканчивается к концу первого года жизни. В то же время ассоциативные пути, обеспечивающие связь между различными сенсорными зонами мозга, только вступают в фазу созревания. При предъявлении ребенку различных стимулов пространственная дифференциация ЭЭГ отсутствует, что прямо указывает на отсутствие асимметрии, хотя в общей скорости созревания уже обнаруживается преобладание правого полушария.

В возрасте 6 месяцев становятся заметными некоторые признаки асимметрии при восприятии слов, в 7 - 8 месяцев - при выборе ведущей руки. Двухлетний младенец уже имеет покрытые миелиновой оболочкой нервные волокна спинного мозга, ствола мозга и мозжечка, созревшие сенсорные нервные пути в проекционные и ассоциативные зоны мозга. Примерно к этому же возрасту большинство детей начинают говорить и у них заканчивается так называемая стадия «сенсомоторного интеллекта».

Дальнейшее развитие человеческого мозга связано с формированием филогенетически наиболее молодых зон и путей, и именно здесь наблюдаются максимальное разнообразие и наибольшая асимметрия. Этой стадии можно условно сопоставить стадию довербальных понятий вторичного языка по Л. А. Фирсову, на которой появляется новый способ взаимодействия с миром - установление многосторонних лабильных связей.

Данной стадии, вероятно, соответствует период появления большого индивидуального разнообразия, изменчивости структур коры головного мозга от австралопитеков до неоантропов, хотя в целом имеющихся наблюдений недостаточно для уверенных выводов (Кочеткова, 1973: 99 и ел.). До уровня двухлетнего ребенка и даже чуть дальше в овладении речью могут доходить наиболее выдающиеся представители человекообразных обезьян. При наличии специальных условий (незвуковой язык) возможна даже передача речевых навыков другим индивидам. Однако после двух лет человек начинает резко опережать в усвоении новых речевых, двигательных и мыслительных навыков самых развитых приматов. На этом же возрастном этапе проходит граница между животными и человеком по способности к рисованию. К четырем - пяти годам дети переходят от хаотических линий и пятен к предметно упорядоченному использованию линий, форм и цвета. Большинство специалистов считает, что речь и рисование не только развиваются параллельно (Мухина, 1981: 76), но и представляют собой единую аналитикосинтетическую деятельность, проявляющуюся в двух формах (Хайкин, 1992: 182).

Переход детей от «бумагомарания» к рисунку с ясным пониманием формы и пространства по времени примерно соответствует переходу от неполноценной речи к правильному языку. Таким образом, рисунок  - это «графическая» речь (Выготский, 1968: 111) и способ освоения знаковой, вневременной действительности (Мухина, 1981: 80). Исследования ЭЭГ показали, что уже в три года появляется отчетливая межполушарная асимметрия синхронизации ритмов мозга, которая из-

 

==118

меняется в зависимости от эмоционального состояния, типа деятельности и пола ребенка. В этот же период появляется значимая асимметрия по комплексу мануальных тестов: у трехлетних 65% правшей, 14% левшей и 21% амбидекстров, у четырех-пятилетних - до 100% правшей .

Процесс формирования речи связан не только с изобразительными действиями, но и с имеющим важнейшее значение для рисования тактильно-двигательным анализатором, который в процессе созревания усиливает свою асимметрию: двигательная кора чаще доминирует в левом полушарии (если ведущая рука - правая), а тактильная - в правом. Развитие речи и ощущение себя в пространстве связано с созреванием теменно-височной затылочной (ТВЗ) ассоциативной зоны, особенно правой, что показано для взрослых людей. Палеоанатомические исследования показывают, что первым явственным признаком формирования мозга человека оказывается резкое усиление размеров ТВЗ области мозга у архантропов, особенно в левом полушарии (Ожигова, 1989: 242).

У современных детей в возрасте от трех до пяти лет еще не заметно явного и сильного доминирования левого полушария , поскольку в эти годы речевая функция мозга распределена примерно одинаково между правым и левым полушариями. Ребенок в этот период пользуется речью более в «иероглифической» форме, активно используя правое полушарие, как левша (Иванов, 1978: 44 - 45). В это время идет интенсивное созревание мозолистого тела, совершенствуются межполушарные связи, и после четырех лет наблюдается усиление дифференциации полушарий при сильной синхронизации их электроэнцефалограмм. К концу данного периода (к 6 годам) ребенок осваивает основные грамматические структуры, самоконтроль и управление своим поведением на основе вербально-обобщенного обучения и воспитания. Подходит к завершению процесс созревания мозолистого тела, продолжают формироваться ассоциативные связи между различными сенсорными зонами коры головного мозга. Именно в это время практически все дети начинают активно рисовать, причем, как правило, без каких - либо стимулов со стороны взрослых (подробнее см. гл.8).

Между 7 и 10 годами начинается новый период, сопровождающийся резким сдвигом общей асимметрии вправо, причем параллельно идет формирование и левых асимметрий. По нашим данным, количество правых признаков у мальчиков и девочек увеличивается между 6 и 9 годами соответственно от 43% и 40% до 47% и 44%, а число неопределенных асимметрий падает от 25% до 17%. Асимметрия измерялась набором из 8 различных тестов для двигательной и сенсорных систем (Брагина, Доброхотова, 1981). В этом возрасте начинается интенсивное созревание лобных отделов коры мозга и усиление их влияния на активирующие подкорковые образования мозга, регулирующие уровень и картину возбуждения коры головного мозга - ретикулярную формацию и зрительные бугры - таламус (Костандов, 1983: 24), что проявляется в совершенствовании произвольного внимания. При этом происходит усиление дифференциации устойчивых ЭЭГ мозговой активности, усиливается синхронизация доминантных зон (фокусов активности ЭЭГ) в левой ТВЗ и правой лобной долях мозга. Примерно к этому же сроку формируется самосознание, морфологической основой которого можно считать вторичные (передние) ассоциативные зоны. Начинается формирование а-ритма ЭЭГ с присущим взрослому человеку пространственным рисунком, продолжают интенсивно формироваться межполушарные связи, появляются четкие различия между правшами и левшами в строении мозолистого тела.

Взаимосвязь полушарий у левшей выражена значительно сильнее - у них более развито мозолистое тело и сильнее межполушарная синхронизация ЭЭГ полушарий в диапазоне а - 1 (7,5 - 9,5 Гц ) и а-2 (10,7 - 12,7 Гц). У детей с доминированием левого полушария усиление межполушарных связей улучшает эффективность пространственной деятельности. Однако при доминировании правого полушария,

==119

т.е. у левшей, этого не наблюдается, поскольку для них характерна исходно более высокая интеграция полушарий.

Затем, к 9-10 годам, значительно усложняются межнейронные связи коры мозга и устанавливается явная связь топографии ЭЭГ по коре мозга с типом деятельности человека в данный момент. Все это происходит на фоне резкого роста мышечной массы, физической работоспособности, стабилизации частоты пульса в покое, в крови повышается концентрация гормона щитовидной железы - тироксина, достигается пик активности иммунной системы.

К подростковому возрасту потребность ребенка (не обладающего особыми художественными способностями) в рисовании резко падает, его общая активность уменьшается, ребенок становится более послушным, его внутренний мир для окружающих «тускнеет», наступает так называемый «провальный», т.е. тихий, незаметный для окружающих, возраст (Полунина, 1982: 76). Происходит качественный сдвиг, свидетельствующий о завершении определенного этапа развития (Хайкин, 1992). Примерно в этом же возрасте наблюдается резкое торможение развития тимуса и всей лимфоидной ткани организма на фоне стабилизации темпа развития мозга. Исследование ЭЭГ-реакций в состоянии направленного внимания у детей в возрасте 9 лет выявило феномен «зеркальности» полушарий, когда явное доминирование одного из них как бы теряется, и каждое полушарие может и стремится взять на себя выполнение несвойственных ему функций. Это указывает на недостаточную сформированность сознания и излишнюю перегруженность памяти, дублирование механизмов внимания.

Улучшение качества восприятия в юношеском возрасте и у взрослых соответствует увеличению повторяемости и уменьшению зеркальности ЭЭГ-реакций. Результаты наших исследований свидетельствуют о длительном, неритмичном и асинхронном процессе формирования асимметрии полушарий в различных зонах мозга.

В период от 6 до 16 лет правое полушарие преобладает в зрительнопространственном манипулировании, в опознании эмоционально значимых объектов. Примером неритмичного и асинхронного развития асимметрии может служить доминирование правого полушария при различении знакомого и чужого человека, которое появляется уже во втором полугодии жизни и продолжается до 5 6 лет, затем в 8-10 лет снижается и вновь возрастает к 14-16 годам, а к периоду полного созревания стабилизируется.