Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
хрестоматия по соц псих и пс общения.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
08.11.2018
Размер:
2.31 Mб
Скачать

Влияние группы

Аналогичные соображения справедливы и по отношению к проблеме влияния групп сверстников. Группы сверстников выполняют функции подкрепления, моделей, наставников и источников социальной поддержки. Групповые процессы определяют и подкрепляют взаимные обязательства, а также накладывают ограничения на поведение и устремления отдельного человека. В группе человек учится исполнять фиксированные роли и уважать групповые ценности. Как отмечает Грекас (Grecas, 1990), группы сверстников - это площадка для тренировки независимости от взрослых. Опыт, который ребенок получает в группе сверстников, влияет на развитие Я-концепции и социальных навыков, поскольку ребенок должен научиться исполнять социальные роли и заботиться о том, какое он произведет впечатление.       Харрис (Harris, 1995, 1998) подчеркивает значимость групповых процессов для социализации. Она утверждает, что главные межличностные процессы в личностном развитии имеют место не в семье, а в группах сверстников. Основные групповые процессы, модифицирующие врожденные психические тенденции ребенка, - это ассимиляция и дифференциация. "В процессе ассимиляции происходит передача культурных норм, сглаживание острых углов личности, сближение ребенка со сверстниками. При дифференциации усиливаются индивидуальные различия, и повышается вариабельность" (Harris, 1995, p. 482). Идея Харрис о слабости внутрисемейного влияния, очевидно, ставит под сомнение многие традиционные представления о социализации и развитии личности.

     Вывод Харрис о том, что "родительское поведение не оказывает никакого влияния" (Harris, 1990, p. 459), умаляет значение родителей и взрослых, заботящихся о ребенке. Данные, на основании которых Харрис делает подобный вывод, включают преимущественно информацию о больших популяциях и о глобальных диспозициях. Такие данные могут нивелировать внутрисемейные эффекты, которые являются более контекстуализованными или более специфическими аспектами личностного функционирования. Тем не менее заслуга Харрис состоит в том, что она обращает внимание на социальные факторы, которые обычно игнорируются при традиционном сосредоточении на факторах темперамента и семьи. Группы сверстников заставляют реализовывать те личностные ресурсы, которые не затрагивает семейное влияние, и тем самым готовят ребенка к испытаниям взрослой жизни.       Сверстники влияют на личностное развитие, как и другие явления социальной и культурной среды, включая семью, школу и СМИ (в большей степени, чем в прошлом) (Bandura, 1986; Wartella, 1995). Дети и подростки проводят значительную часть времени перед телевизором, хотя среднее время просмотра телепередач в разных культурах неодинаково. Телевидение демонстрирует многочисленные, устойчивые модели групповых отношений (см. гл. 8).

Сверстники, родители, подростковые "буря и натиск"

На протяжении всего XX века социологи уделяли много внимания подростковому возрасту, периоду "бури и натиска", как в свое время назвал эту пору жизни Холл (Hall, 1904). Если следовать интуиции, подростковый период можно описать как время бунта, причем мальчики особенно предрасположены к антисоциальному поведению.

     Этот феномен, в принципе, может определяться всеми теми факторами, о которых шла речь в этой и предыдущих главах. Биологические факторы, вступающие в силу в пубертате, вероятно, стимулируют бунтарское поведение. Определенную роль играют и родительские отношения, поскольку родители пытаются сохранить контроль над детьми, которые все больше стремятся к независимости. Важно также взаимодействие между фактором отношений с родителями и фактором отношений с группами сверстников. По мере взросления ребенка родительский надзор ослабевает. Группы сверстников становятся тем контекстом, в котором ребенок может вести себя, не заботясь о мнении родителей. Занятия, связанные с риском (например, употребление алкоголя, курение), обычно имеют место в компании сверстников. Кроме того, присоединение к организованным девиантным группам серьезно угрожает личностному развитию и физическому здоровью, поскольку подобные группы побуждают к пагубному поведению (Jessor, 1998). Ряд социальных организаций и субкультур, существующих в обществе, играет существенную роль в навязывании антисоциальных норм и провоцировании делинквентной активности (Caprara & Rutter, 1995; Smith, 1995).

     В одном из недавних обзоров указывается на то, что феномен "бури и натиска" можно разделить на три составляющие: конфликт с родителями, негативное настроение, а также рискованное и антисоциальное поведение (Arnett, 1999). Исследовательские данные свидетельствуют о том, что во всех трех сферах этот феномен присутствует, однако в то же время указывают на то, что подростковые неприятности не являются неизбежностью. Если говорить о первых двух компонентах, в нарративных и метааналитических исследованиях было обнаружено, что в раннем подростковом возрасте конфликты между ребенком и родителями - более частое явление, чем в предыдущие или последующие периоды развития (Laursen, Coy, & Collins, 1998; Paikoff & Brooks-Gunn, 1991). Исследования с использованием метода выборочной регистрации опыта для оценки настроения (испытуемый носит с собой звонок, который в течение дня время от времени сигнализирует ему о том, что он должен зафиксировать свое эмоциональное состояние) подтверждают, что для подростков более характерно негативное настроение и его перепады (например, Larson & Ham, 1993). Эти эффекты настроения, вероятно, отражают когнитивное развитие, поскольку подростки начинают все лучше осознавать социальные ограничения и угрозы как один из факторов более негативных эмоциональных переживаний (Larson & Richards, 1994).

     Третий аспект периода "бури и натиска" - рискованное и антисоциальное поведение - предмет особого внимания. Холл (Hall, 1904) рассматривал антисоциальное поведение как нормальную особенность развития мальчиков (см. Arnett, 1998). Моффитт (Moffitt, 1993) приходит к аналогичным выводам. Она обнаружила, что в подростковом возрасте значительный процент мальчиков участвует в антисоциальных действиях, причем со вступлением в период взрослости антисоциальные тенденции исчезают. Согласно теории Моффитт об "антисоциальном поведении, ограниченном подростковым возрастом", снижение агрессии и антисоциальной активности в период взрослости можно объяснить с помощью анализа потерь и выгод. Во взрослости негативные последствия нарушения закона перевешивают привлекательность антисоциального поведения.

     Как полагают Моффитт (Moffitt, 1993), а также Магнуссон (Magnusson, 1992), мальчиков-подростков, часто совершающих антисоциальные действия, можно разделить на две подгруппы. Первые, о которых говорилось выше, антисоциальны только в подростковом возрасте. Их антисоциальное поведение укладывается в рамки влияния групп сверстников. Во вторую подгруппу входят те, кто будет агрессивен на протяжении всей жизни, то есть будет демонстрировать антисоцильное поведение и в детстве, и в подростковом возрасте, и во взрослости. Поведение представителей этой группы лучше всего объясняется влиянием личностных или семейных факторов.       Исследования, направленные на оценку роли биологических факторов в антисоциальном поведении, подтверждают существование двух разных подгрупп антисоциальных мальчиков-подростков. У устойчиво антисоциальных молодых людей по сравнению с теми, кто либо не был замечен в антисоциальных поступках, либо демонстрировал антисоциальное поведение лишь в подростковом возрасте, отмечается более низкий уровень секреции адреналина в стрессовых ситуациях (Magnusson, 1992). Как отмечает Магнуссон (Magnusson, 1992), эти результаты противоречат представлению о том, что между антисоциальным поведением и низкой биологической реактивностью адренальной системы к стрессу существует фиксированная связь. Биологическое функционирование молодых людей, антисоциальных лишь в подростковый период, по-видимому, не отличается от биологического функционирования молодых людей, которые вообще не обнаруживают антисоциальных тенденций. Кроме того, наличие двух подгрупп антисоциальных юношей указывает на сложность использования поведенческих тенденций внешнего уровня для выявления скрытых причинных механизмов. На уровне наблюдаемого поведения эти две группы похожи, если не одинаковы; при анализе частоты, с которой совершаются агрессивные действия, они были бы сочтены одинаковыми. Тем не менее детерминанты их поведения различны.

Таким образом, результаты исследований подтверждают представление о том, что для подросткового периода более характерны "буря и натиск". Однако обнаруживаются также значительные индивидуальные и социокультурные различия. В своем обзоре Арнетт (Arnett, 1999) делает вывод о том, что подростковые "буря и натиск" более характерны для западных индустриальных обществ, чем для развивающихся стран, где больше внимания уделяется семейному согласию, а не свободе и независимости ребенка. Даже в индустриализованных обществах, как подчеркивает Бандура (Bandura, 1997), очень многие дети избегают подростковой "бури". Многие подростки продолжают руководствоваться в своих поступках семейными ценностями и нормами поведения, а также поддерживают отношения с теми сверстниками, которые придерживаются традиционных взглядов и не побуждают к конфликтному поведению. Эти социально-культурные и индивидуальные различия указывают на то, что "буря и натиск" не является неизбежным этапом развития. Хотя универсальные биологические факторы, такие как гормональные изменения, действительно имеют определенное значение, "роль гормонального фактора в эмоциональных перепадах, происходящих в подростковом возрасте, несущественна и проявляется только при взаимодействии с другими факторами" (Arnett, 1999, p. 322).

     Работы, посвященные проблеме подростковых "бури и натиска", иллюстрируют тот факт, что на развитие человека влияет целый ряд взаимодействующих факторов. Гормональные факторы, отношения с родителями, влияние сверстников, внутренние когнитивные факторы, объединяясь, определяют эмоциональную жизнь и поведенческие тенденции подростка. Помимо этого, влияние сверстников не осуществляется в историческом вакууме. Люди привносят в отношения со сверстниками свои собственные приобретенные социокультурные ценности, убеждения и нормы, исторически контекстуализированные. Поэтому влияние сверстников следует понимать как элемент в последовательности событий, представляющих диалог между личностью и средой. Отношения со сверстниками, а также ранние отношения в семье могут рассматриваться персонологом с двух сторон: как следствия, они позволяют увидеть, каким образом ранний жизненный опыт и индивидуальные характеристики предрасполагают человека к установлению отношений с определенными сверстниками и группами сверстников; как причины, они заставляют обратить внимание на зависимость личностного функционирования от определенных типов отношений со сверстниками.

Резюме

С самого начала жизненного пути огромное значение имеют межличностные отношения между индивидом, с одной стороны, и членами его семьи и сверстниками - с другой. Психологическая теория и исследования начинают раскрывать роль этих отношений в личностном развитии. Привязанность матери и ребенка оказывает существенное влияние на развитие представлений человека о самом себе, на эмоциональный опыт и на ориентацию в отношениях с внешним миром. Было обнаружено, что качество отношения со сверстниками отражает уровень развития социальных и эмоциональных навыков, и в то же время влияет на психосоциальную адаптацию. Работы, посвященные межличностным отношениям, очень важны для психологической науки, поскольку они раскрывают процесс личностного развития человека через взаимодействие с другими людьми.

В основе межличностных отношений лежат глобальные социально-культурные системы, которые определяют сущность отношений и их значение для отдельного человека. Поэтому в следующей главе мы перейдем от межличностного к социальному миру и рассмотрим социально обусловленные категории, которые используются человеком для осмысления себя и своего опыта.