Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История - для студентов / История России 1.doc
Скачиваний:
1574
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
1.1 Mб
Скачать

Вопрос 9: Причины и исторические последствия феодальной раздробленности русских земель. Типы цивилизационного развития русских земель, их особенности.

В начале XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития. Русь распалась на ряд самостоятельных городов и областей. В исторической литературе этот этап получил название периода феодальной раздробленности и длился с XII по XIV в.

Феодальная раздробленность не была чисто русским явлением. Империя Карла Великого составила основу трех будущих западноевропейских государств – Франции, Германии и Италии. Распад феодальных государств был естественным процессом эк. и политич. укрепления отдельных земель, внутреннее развитие и внешнюю безопасность которых не могли обеспечить старые институты власти. Феодальная раздробленность постепенно сменялась образованием централизованных государств.

В Древнерусском государстве после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) произошел раздел территории между пятью его сыновьями и внуком. Однако это не предотвратило столкновений между потомками знаменитого князя. Каждый из них стремился обрести самостоятельность и быть независимым от великокняжеской власти. В 1097 г. в г. Любече собрался княжеский съезд, где было принято решение, что каждая княжеская семья будет наследственно владеть своими землями. Но и после съезда междоусобные войны не прекращались. Внуку Ярослава Мудрого Владимиру Мономаху и его сыну Мстиславу удалось на время прекратить усобицы, восстановить единство русского государства. Но со смертью Мстислава (1132 г.) случилось то, о чем говорит летопись: «разъдрася вся русская земля».

В чем же заключались причины того, что Киевская Русь распалась на множество земель? Первая из них – дальнейшее совершенствование феодальных отношений, усиление местных центров. Вся предыдущая история Руси содействовала их политическому и экономическому укреплению. Им приходилось самим думать об управлении. Издавались местные уставы, развивалась культура, велись летописи, в городах и княжествах появились свои епископы. Непостоянство и слабость местной княжеской власти усилили роль боярства. Центральной власти было не под силу объединить экономическую жизнь всех земель.

Второй причиной было изменение внешнеэкономических условий жизни Киева, способствовавших падению его авторитета как стольного города. В X в. князь Святослав разрушил столицу Хазарского каганата, открыв путь, через который хлынули в Причерноморские степи враждебные тюркские племена (печенеги, половцы). Походы против половцев имели мало успеха. Кроме того, в 1204 г. во время четвертого крестового похода был разграблен Константинополь, и христианским государствам Запада открылось для судоходства Средиземное море. Путь «из варяг в греки» потерял свое значение. Сокращение торговли, постоянные набеги кочевников ,княжеские междоусобицы привели к упадку Киева. Население Киева и речной полосы по Среднему Днепру и его притокам ушло в безопасные места на запад и северо–восток.

Немаловажную роль в возникновении раздробленности сыграла вражда между Ярославовичами и их сыновьями. Русский историк Н.М. Карамзин именно этому обстоятельству придает первоочередное значение.

Таким образом, в период феодальной раздробленности вместо единого государства самостоятельной жизнью начали жить суверенные княжества. В середине XII в. их было 15, а в начале XIII в. – около 50.

Что же представляла собой русская государственность в ХП–ХШ вв.?

В период феодальной раздробленности сохранились экономические связи, оставались едиными религия и культура. Новая структура феодальной организации была более приспособлена к нуждам прогрессивного в то время слоя феодалов.

Самостоятельные княжества стали называться землями и по территориальным масштабам были равны западноевропейским королевствам. Они вели собственную внешнюю политику, заключали договоры с иностранными государствами и т.п. Титулом Великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель.

Среди множества суверенных городов и княжеств к XII – началу XIII в. на Руси сформировались три политических центра, которые оказывали решающее влияние на жизнь соседних земель. Для Южной и Юго–Западной Руси это было Галицко–Волынское княжество, для северо–восточных и западных земель – Владимиро–Суздальское княжество, для северо–запада – Новгородская земля.

Новгород был центром огромной территории, которая простиралась от Финского залива на западе до Урала на востоке. Под его властью находились земли по побережью Белого моря до Ледовитого океана. Основными занятиями жителей края были торговля и промыслы – охота, рыболовство, бортничество. С развитием промыслов связано освоение новгородцами северных и приуральских земель, откуда они получали пушнину, воск, жемчуг, моржовую кость, которые пользовались особым спросом на международных рынках. Новгород вел успешную торговлю с Францией, Италией, Византией, Хивой, Волжской Булгарией, Бухарой. Вывозились кожи, ценные меха, рыба и моржовое сало, смола, строевой лес. Новгородцы же получали сукно, дорогие вина, цветные и благородные металлы. Активно велась и внутренняя торговля, что подтверждалось образованием тверского, псковского, смоленского и половецкого купеческих дворов. Таким образом, довольно развитая для того времени торговля являлась характерной отличительной чертой Новгорода. В то же время Новгород существенно отличался от других русских земель своим политическим устройством. Это была феодальная республика, аналогов которой русская история не знала. Только в XIV в. (т.е. два столетия спустя) республикой, подобной новгородской, станет Псков, входивший до этого времени в состав Новгородской земли.

Ранее других Новгород отказался платить дань Киевскому князю (1015 г.) и стал проводить самостоятельную политику. Ни одному из княжеских кланов не удалось закрепиться в Новгороде, здесь никогда не было какой–либо княжеской династии. Князя приглашали для выполнения функции военначальника. Кроме того, он представлял интересы Новгорода в других княжествах, обладал высшей судебной властью. Права князя оговаривались в договоре, заключаемом между ним и городом, что давало возможность ограничить своеволие княжеской власти. Князь и его дружина не имели земельной собственности и в Новгороде долго не задерживались (на протяжении 1095–1304 гг. княжеская власть менялась 58 раз).Как правило, причиной выдворения того или иного князя из города являлось, по мнению новгородцев, превышение им своих полномочий на престоле Великого Новгорода.

Высшим органом власти было вече. Оно решало вопросы войны и мира, выполняло функции верховного суда, заключало договоры с князьями, выбирало должностных лиц – посадника, тысяцкого, архиепископа. На данный момент в исторической науке существуют две точки зрения относительно состава новгородского веча. Согласно одной из них в нем принимало участие все свободное мужское население города, другая говорит о вече как о собрании городской аристократии, куда входили бояре и зажиточное купечество. Посадник, являясь высшим должностным лицом и играя роль посредника между Новгородом и приглашенным князем, осуществлял управление и суд. Эту должность занимали представители самых знатных и могущественных боярских родов. Тысяцкий ведал торговыми делами, осуществлял полицейский надзор, а в военное время возглавлял ополчение. Архиепископ не только являлся главой новгородской церкви, но и играл значительную роль в светских делах. Он был хранителем государственной казны, вместе с посадником и тысяцким скреплял своей печатью международные соглашения Новгорода, вел контроль за эталонами мер и весов и даже имел свой собственный полк.

Таким образом, Новгород управлялся выборными властями, которые представляли малочисленную «верхушку» населения. Вместе с тем, необходимо отметить, что рядовые жители («черные люди») также принимали участие в политической жизни города, участвуя в вечах «концов» (районов) и улиц, где избирались старосты концов и улиц.

Итак, вечевой Новгород являлся боярской феодальной республикой. Он развивался по аналогии с некоторыми городами–государствами Западной Европы.

Необходимо также сказать, что Новгород на протяжении веков оставался мощной военной крепостью на северных рубежах страны. В XIII в. на северо–западных границах появился опасный противник –крестоносцы, которые, овладев территорией эстонских и литовских племен, вторглись в русские земли. Экспансия сопровождалась раздачей земель немецким феодалам и насильственным обращением местного населения в католичество. В 1237 г. два рыцарских ордена –Меченосцев и Тевтонский – объединились для дальнейших завоевательных походов. Организацию отпора этой агрессии успешно осуществила Новгородская земля. В этом противоборстве особая роль принадлежала князю Александру Ярославовичу, княжившему в это время в Новгороде, чье имя стало по праву одним из великих в русской истории( Александр Невский).

Борьбу против притязаний Рима на православное население также вело Галицко–Волынское княжество. Это княжество, будучи «окраиной» русского мира, находилось между воинственными соседями – Венгрией и Польшей, которые предпринимали постоянные попытки захватить его, и иногда им это удавалось из–за постоянных боярских смут.

Вообще с ослаблением «мати городов руских» – Киева Галицко–Волынское княжество стало играть значительную роль. О большом авторитете этой земли говорит, например, тот факт, что именно у галицко–волынского князя искал приюта византийский император Алексей III Ангел, изгнанный рыцарями–крестоносцами из Константинополя в 1204 г. Благоприятное географическое положение способствовало политическому и экономическому развитию княжества. Из–за падения международной роли знаменитого пути «из варяг в греки» торговля переместилась в Галицкие земли. Наибольший расцвет приходился на правление князя Даниила (1221–1264). Он вел борьбу с боярами и князьями, которые выступали против его политики, стремились установить аристократическое правление, подобное тому, что было в Польше и Венгрии. Вместе с тем необходимо отметить, что не все боярство выступало против князя, так как многие боярские круги были заинтересованы в установлении сильной княжеской власти. Даниил обустраивал свое княжество, много сил положил на организацию отпора врагам Руси в период монголо–татарского нашествия. После его смерти боярские междоусобицы возобновились, чем воспользовались Литовское княжество и Польша, которые присоединили Галицко–Волынские и др. русские земли к своей территории. В Великом княжестве Литовском, образовавшемся в XIII в., русские княжества составляли в период расцвета 9/10 всех его земель и развивались в соответствии со своей традицией. В XIV–XVI вв. на территории русских земель, присоединившихся к Великому княжеству Литовскому и длительное время находившихся под политич. и культур. влиянием Литвы и Польши, стали формироваться украинская и белорусская народности.

В отличие от Галицко–Волынской земли, Владимиро–Суздальское княжество находилось вдали от международных торговых путей. Оно занимало огромное пространство в Волго–Окском междуречье. Постепенно его границы раздвинулись далеко на север – к Северной Двине и Белому морю. Территория княжества была покрыта лесами, болотами, реками. В силу вышеупомянутых географических особенностей главным направлением хозяйственной деятельности было земледелие и подсобные лесные промыслы. В Северо–Восточной Руси преобладало земледельческое население и ремесленники. Между княжеской властью и населением здесь сложились иные отношения, чем в Киевской Руси. Это объяснялось тем, что в Киевской Руси, Новгороде княжеская власть пришла уже на заселенные земли, и это определило отношение к ней общины: князь был необходим для организации обороны от внешних врагов и охраны внутреннего порядка. В Северо–Восточной Руси, напротив, заселение колонистами происходило по инициативе уже существующей здесь княжеской власти. Князю принадлежала земля почти не заселенная, что давало ему неограниченную власть. Доходы его составлялись из продукции, получаемой от эксплуатации труда холопов и бедноты, работавших на его личных землях. Вольные земли черносошного крестьянства также давали доход в княжескую казну. Существовали здесь частновладельческие земли бояр и монастырей. В то время как в Киевской Руси князья владели землей сообща и передавали ее по старшинству, во Владимиро–Суздальском княжестве земли давались в вотчину от отца к сыновьям по наследству и делились поровну. Этот принцип обычного русского права сохранялся достаточно долго, что впоследствии привело к дроблению Северо–Восточной Руси на постепенно мельчавшие уделы, к обеднению князей, падению их политического авторитета, ослаблению чувства солидарности. Но были и другие последствия этих порядков. Накопление земли становилось необходимым элементом княжеского авторитета. Условия жизни, воспитания сформировали особые черты характера властителей этого края. Если главной чертой правителя Киевской Руси была воинская доблесть, то в Северо–Восточной Руси она должна была сочетаться с умением рачительно и мудро хозяйствовать. Отсутствие политических ограничений создавало властолюбивый характер самодержца. Всю землю он рассматривал как свою собственность. Такое мировоззрение стало основой представлений о своей роли в государстве для всех будущих правителей. Юрий Долгорукий (1090–1157) много сделал для расцвета своего края: строил города, деревни, монастыри, церкви. Щедрыми пожалованиями и освобождением от налога привлекал население на свои земли. Внешняя политика князя в основном велась в трех направлениях: войны с Волжской Булгарией, походы на Новгород и борьба за Киев. Главный смысл своей жизни Юрий Долгорукий видел в занятии великокняжеского престола. Добившись своей цели и став Великим князем Киевским, он поставил своего старшего сына Андрея (впоследствии прозванного Боголюбским) княжить в Вышгороде близ Киева. Но Андрей, проживший половину жизни в Суздальской земле, не спросив отца, ушел на север, захватив с собой греческую чудотворную икону Божьей Матери (с тех пор Владимирская Божья Матерь стала символом Ростово–Суздальского княжества, в противоположность Святой Софии – символу Киева и Новгорода). Он всячески стремился обустроить и возвысить свои северные владения. И когда он завоевал великокняжеский престол, то не поехал княжить в Киев, а посадил туда своих братьев. А сам правил из Владимира, в который перенес столицу Руси. Князем предпринимались безуспешные попытки подчинить Новгород. Андрей Боголюбский был жестким правителем, вел борьбу с боярством и князьями и погиб в результате заговора в 1174г.

После непродолжительной междоусобной войны великокняжеский престол занял во Владимире Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Свое прозвище он получил за то, что на всех престолах Северо–Восточной Руси (кроме Рязанского) посадил своих потомков. Он продолжил политику Андрея Боголюбского – стремился присоединить как можно больше земель. В годы правления Всеволода Юрьевича (1176–1212) Владимирское княжество становится одним из крупнейших государств в Европе. Опорой князя были горожане и новый социальный слой – дворянство, которое за свою службу получало или какую–либо плату, или землю во временное владение.

Таким образом, Северо–Восточная Русь продолжала политику теми же методами, что и Киевская. Но преодолеть тенденцию к феодальной раздробленности не смогла: она распалась на семь равноправных княжеств во главе с Владимиром.