Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конституция в решениях конституционного суда.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
8.49 Mб
Скачать

определенных товаров; ряд распоряжений Председателя Верховного Совета РФ и его заместителей.

Позиция заявителей.

Указанные акты не соответствуют Конституции РФ. Итоговый вывод решения.

Оспоренное Постановление не соответствует Конституции РФ по содержанию, форме, характеру затронутых в нем вопросов с точки зрения конституционного разделения законодательной и исполнительной власти, разграничения компетенции между высшими государственными органами.

Направить представление Верховному Совету, его Президиуму, Председателю и его заместителям о сложившейся практике вторжения высших должностных лиц в компетенцию законодательной и исполнительной властей.

Мотивы решения.

Приняв указанное совместное Постановление, Президиум Верховного Совета и Правительство РФ вышли за рамки своей компетенции.

(а) Президиум Верховного Совета, будучи преимущественно организационнораспорядительным и контрольным органом, имеет вспомогательный характер по отношению к законодательному органу. Его полномочия не могут быть произвольно расширены. У Президиума нет полномочий принимать решения по налоговым вопросам.

(б) Указание на то, что рассматриваемое Постановление принято по поручению законодателя, не соответствует Конституции РФ, так как в ней не предусмотрен институт делегирования полномочий на издание актов, имеющих силу закона либо вносящих изменения в действующие законы. Отменить налог, увеличить или снизить его ставку вправе лишь законодательный орган и только законом, поскольку изменение налогового законодательства подзаконными актами не допускается.

(в) Правительство вторглось в сферу законодательной власти, поскольку отмена любого федерального налога, отнесение его суммы на издержки производства, установление новых ставок федеральных налогов не входят в его компетенцию.

Статья 59

Комментарий к статье 59

1. Постановление от 10 апреля 2001 года N 5-П по делу о проверке конституционности части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 17. Ст. 1768).

Правовые категории в Постановлении.

Военная служба; правовой статус военнослужащих; имущественные права; гарантии защиты всех форм собственности.

Заявитель.

Находкинский гарнизонный военный суд (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ). Предмет рассмотрения.

Положения оспариваемого Федерального закона, устанавливающие, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Позиция заявителя.

Оспариваемые положения не соответствуют статье 35 (часть 3) Конституции РФ. Итоговый вывод решения.

Оспариваемые положения не противоречат Конституции, поскольку не препятствуют реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.

Мотивы решения.

Право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы относится по своей природе к имущественным правам и является одновременно специфической формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Оно подлежит признанию и защите, включая судебную защиту со стороны государства без какой-либо дискриминации, но в то же время подлежит признанию и защите и государственная собственность - в данном случае имущество, находящееся в федеральной собственности и закрепленное за воинскими частями.

Законодатель вправе предусматривать условия и размеры материальной ответственности военнослужащего за ущерб, причиненный им при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности, а также порядок его возмещения, однако при этом им должны учитываться положения Конституции РФ, закрепляющие гарантии права собственности и иных имущественных прав, в том числе и связанных с получением вознаграждения за труд.

Военная служба, посредством прохождения которой военнослужащие реализуют право на труд, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обусловливается правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих.

Военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины выполнять обязанности, обусловленные характером военной службы, в том числе не допускать утраты имущества, закрепленного за воинскими частями, нести особую материальную ответственность, возмещая ущерб, причиненный им этому имуществу умышленно или по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы.

Наделение командира правом в определенных законом случаях решать вопрос о привлечении военнослужащих к материальной ответственности с гарантией последующего судебного контроля направлено на защиту находящегося в федеральной собственности имущества и на надлежащее исполнение гражданами, несущими военную службу, обязанностей военной службы, что согласуется с целями обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Международно-правовые документы, использованные в Постановлении.

Статья 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждое физическое или юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, что ни в коей мере не ущемляет право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами; статья 8 Конвенции МОТ N 95 от 8 июня 1949 года, согласно которой вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и в размерах, определяемых национальным законодательством, о которых трудящиеся должны быть уведомлены, что не может рассматриваться как дискриминационное ограничение права на вознаграждение за труд.

Особое мнение по данному делу представила судья О.С. Хохрякова.

2. Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой. Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу статьи 42 Конституции, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Лишение их этого права на основе оспариваемой нормы противоречит не только статье 42, но и положениям статьи 19 (части 1 и 2) Конституции. Такое дискриминационное ущемление прав противоречит также целям, перечисленным в статье 55 (часть 3) Конституции, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан (см. Постановление от 1 декабря 1997 года N 18-П).

3.В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предусматривая в современных условиях укомплектование Вооруженных Сил РФ путем призыва на военную службу, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для подлежащих призыву граждан, обучающихся в высших учебных заведениях. При этом для лиц, обучающихся по очной форме обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, сохраняется возможность продолжить образование после увольнения с военной службы.

Предоставление отсрочки от призыва на военную службу не означает освобождения от военной службы по призыву, отсрочка является составным элементом установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан. Требование об исполнении воинской обязанности путем призыва на военную службу распространяется на всех обучающихся по очной форме обучения граждан, подлежащих призыву, вне зависимости от того, студентом какого высшего учебного заведения - государственного, муниципального или негосударственного, имеющего или не имеющего государственную аккредитацию - является гражданин (см. Постановление от 21 октября 1999 года

N 13-П).

4.Положение о том, что гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой, является индивидуальным правом, то есть связано со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет. Несмотря на то что федеральным законом могут быть определены условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, само право на альтернативную гражданскую службу не нуждается в конкретизации и является, как следует из статей 18, 28 и 59 Конституции РФ, непосредственно действующим, притом именно в индивидуальном аспекте (см. Постановление от 23 ноября 1999 года N 16-П).

5.По смыслу статьи 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е"), военная или аналогичная ей служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей Конституции влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Закрепляя обязательность страхования жизни и здоровья военнослужащих и приравненных

кним лиц, как выполняющих служебные обязанности в особых условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, и специальный порядок его финансирования (за счет средств соответствующих бюджетов - федерального или субъекта РФ), федеральный законодатель может при этом предусмотреть различный правовой механизм осуществления страховых выплат. Однако такой механизм должен включать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям данного вида страхования, характеру правоотношений, возникающих между гражданином и государством в связи с причинением вреда жизни или здоровью при прохождении службы, и обеспечивающие на основе упрощенных процедур своевременное и в полном объеме получение полагающегося страхового обеспечения (см. Постановление от 26 декабря 2002 года N 17-П).

6.Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Федеральный законодатель, как следует из статей 59 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е", "з"), 37 (часть 3), 40 и 55 (часть 3) Конституции РФ, может, исходя из признаваемых и

защищаемых Конституцией РФ целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила, касающиеся условий возникновения и порядка реализации данных прав (в том числе посредством временного регулирования), в частности в связи с недостаточностью бюджетных средств, выделяемых на обеспечение жильем граждан, увольняющихся с военной службы.

По смыслу статьи 106 (пункт "а") Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 35, 37 (часть 3), 40, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "з", "м") в федеральный закон о федеральном бюджете не должны включаться не связанные с расходами Федерации положения, касающиеся прав и обязанностей военнослужащих. Вместе с тем допускается, что положения федеральных законов, устанавливающие материальные гарантии социальных прав военнослужащих, связанные с расходами Федерации, могут в исключительных случаях, в частности при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, увольняющихся с военной службы, приостанавливаться федеральным законом о федеральном бюджете, но при наличии определенного компенсационного механизма (см. Постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П).

7. Постановление от 15 сентября 1993 года N 16-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества" в части, касающейся несения военной службы казаками (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1994. N 6) <*>.

--------------------------------

<*> Постановление принято на основе Конституции РФ 1978 года (в ред. от 10 декабря 1992 года), в частности ее статьи 67.10, имеющей тот же предмет регулирования, что и статья 59 Конституции РФ 1993 года.

Правовые категории в Постановлении.

Разделение властей; разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ; исполнительная власть РФ; военная служба; воинская обязанность граждан РФ; правовой статус казачества; акты Президента РФ.

Заявитель.

Верховный Совет РФ (в порядке части первой статьи 165.1 Конституции РФ 1978 года (в ред. от 10 декабря 1992 года)).

Предмет рассмотрения.

Положения Указа Президента РФ от 15 марта 1993 года в части, касающейся несения военной службы казаками.

Позиция заявителя.

Оспариваемые положения Указа Президента РФ устанавливают особый порядок несения военной службы казаками и в силу этого не соответствуют Конституции РФ с точки зрения принципов разделения властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления РФ.

Итоговый вывод решения.

Соответствуют Конституции РФ следующие положения Указа Президента РФ, касающиеся несения военной службы казаками:

-устанавливающие, что казаки проходят военную службу, как правило, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил РФ, Пограничных войск Министерства безопасности РФ, специальных казачьих моторизованных воинских частях и частях оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел РФ;

-предписывающие Министерствам обороны, безопасности и внутренних дел РФ внести в установленном порядке предложения по присвоению казачьим соединениям и частям традиционных казачьих наименований и по дополнению законодательных актов нормами, предусматривающими учреждение казачьих воинских званий, парадной формы одежды и отличительных знаков, а также при подготовке проектов общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и проекта закона о формировании и подготовке резерва Вооруженных Сил, федеральных органов безопасности и Пограничных войск РФ учесть предложения казачества.

Мотивы решения.