Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
конституция в решениях конституционного суда.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
8.49 Mб
Скачать

о признании дома грозящим обвалом является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление благоустроенного жилого помещения. В отсутствие такого решения спор о предоставлении жилого помещения не имел гражданскоправового характера и не мог рассматриваться в порядке искового судопроизводства. Вместе с тем это обстоятельство не препятствует реализации конституционного права граждан на судебную защиту в порядке обжалования действий (бездействия) исполнительных органов, то есть в форме производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Самоуправное занятие жилого помещения нередко влечет за собой нарушение прав других лиц на это помещение. В таких случаях административный порядок выселения с санкции прокурора можно рассматривать как меру прокурорского реагирования, направленную на устранение нарушения закона, что соответствует целям прокурорской деятельности. Вместе с тем правило, согласно которому постановление прокурора о выселении в административном порядке может быть обжаловано лишь вышестоящему прокурору, лишает заинтересованную сторону возможности защитить свои интересы в судебном порядке и исключает дополнительную гарантию проверки законности и обоснованности административного решения, что существенно ограничивает права граждан. Кроме того, такая практика является нарушением принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку она применяется только при выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в то время как лица, самоуправно занявшие жилые помещения в домах, находящихся в частной собственности, подлежат выселению в судебном порядке.

Статья 41

Комментарий к статье 41

Положение части 2 статьи 6 Конституции применительно к медицинскому страхованию означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования (см. Постановление от 23 декабря 1999 года N 18-П).

Статья 42

Комментарий к статье 42

1. Постановление от 11 марта 1996 года N 7-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 14. Ст. 1550).

Правовые категории в Постановлении.

Право каждого на благоприятную окружающую среду; гарантии социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации; равенство всех перед законом и судом.

Заявитель.

Гражданин В.С. Корнилов (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ). Предмет рассмотрения.

Положение Закона РФ, согласно которому только на граждан (включая детей), эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов, распространено действие Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. от 18 июня 1992 года.

Позиция заявителя.

Весь пункт 3 статьи 1 оспариваемого Закона не соответствует Конституции РФ. Итоговый вывод решения.

Оспариваемое положение не соответствует Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1) и 42, как исключающее распространение Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 18 июня 1992 года) на граждан, эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, подвергшихся воздействию радиации.

Мотивы решения.

Конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства принимать достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах.

Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья должны быть не только направлены на возмещение ущерба здоровью или имуществу, причиненного экологическим правонарушением, но могут включать и комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы такого возмещения.

Истолкование правоприменителями оспариваемой заявителем нормы сузило круг лиц, которые подлежали защите как пострадавшие от аварии, поскольку ввело установление необоснованных и несправедливых различий между теми пострадавшими вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, которые были эвакуированы из указанных в Законе населенных пунктов, и теми лицами, которые были лишь переселены в их пределах.

Оспариваемая норма не защищает в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

2. Постановление от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 50. Ст. 5711).

Правовые категории в Постановлении.

Право на благоприятную экологическую среду; возмещение государством вреда, причиненного здоровью; пенсионное обеспечение; пенсии по инвалидности; статус органов государственной власти субъектов РФ; осуществление контрольных функций органами государственной власти; гарантии права частной собственности.

Заявители.

Президент РФ (в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ), ряд граждан РФ (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения.

Положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года, касающиеся возмещения вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных законом денежных и других материальных компенсаций и льгот.

Позиция заявителей.

Оспариваемые нормы либо понижают уровень возмещения вреда в форме компенсаций, льгот и доплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо сужают круг лиц, пользующихся ими, либо отменяют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу, и потому противоречат положениям статей 10, 15 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3), 42, 55 (часть 2) Конституции.

Итоговый вывод решения.

Не соответствуют Конституции и нарушают конституционно-правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, следующие положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года:

(а) условие о сдаче жилой площади по прежнему месту жительства при внеочередном обеспечении жильем граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, как противоречащее статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 3) Конституции;

(б) снижение размера ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям гражданам, прибывшим на территории зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения до переселения в другие районы в период с 1 января 1987 года до вступления в силу оспариваемого Закона, как противоречащее статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции;

(в) лишение граждан, прибывших для постоянного проживания на территорию зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с 1 января 1991 года до вступления в силу оспариваемого Закона, ежемесячных денежных компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска; уменьшение дополнительных отпусков для граждан, прибывших на территории зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения до переселения в другие районы в период с 1 января 1987 года до вступления в силу оспариваемого Закона, как противоречащее статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции;

(г) ограничение права на получение денежных доплат на питание для детей, как противоречащее статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции;

(д) лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, как противоречащее статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции.

Не противоречат Конституции следующие положения Федерального закона от 24 ноября

1995 года:

(а) новый порядок исчисления пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца вследствие чернобыльской катастрофы, так как пенсии по инвалидности законодательно возвращена ее изначальная социальная природа - быть основным и постоянным источником средств к существованию для инвалидов-чернобыльцев;

(б) возложение контроля за исполнением Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов РФ, так как реализация субъектами РФ своих полномочий невозможна без осуществления контроля за исполнением на своей территории федеральных законов.

Мотивы решения.

Чернобыльская катастрофа - экстраординарная техногенная авария XX века, приведшая к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям и являющаяся крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофой, затронувшей судьбы миллионов людей.

В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на жизнь, на охрану здоровья, на жилище, на имущество, на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства и другие конституционные права, ущемленные столь значительно, что вред, причиненный катастрофой, реально невосполним в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.

Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению такого вреда корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений статей 2 и 18 Конституции, а также из обязанности возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.

Указанная обязанность государства по возмещению такого вреда предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из целей и принципов правового и социального государства.

Вред, причиненный гражданам в результате чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению, исходя из принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения его достаточности. Государство, признавая особый характер вреда и фактическую невозможность его возмещения в обычном судебном порядке, возмещает его посредством различных денежных и других материальных компенсаций.

Признанный государством объем возмещения вреда должен соблюдаться, что не исключает права законодателя вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Вместе с тем такие решения не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан.

Учитывая тот факт, что обязанность государства возместить причиненный чернобыльской катастрофой вред реализуется в сфере конституционно-правовых отношений, государство должно обеспечить гражданам гарантированную стабильность при реализации им права на возмещение вреда, которая по своему уровню не должна быть меньшей, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства.

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу статьи 42 Конституции РФ, должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или общественно полезной деятельности. Пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой, носят характер трудовых пенсий, и им не может придаваться не свойственное их социально-правовой природе значение - быть выплатой, возмещающей вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Особые мнения по данному делу представили судьи Н.В. Витрук, Т.Г. Морщакова.

3. Постановление от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 27. Ст. 2779).

Правовые категории в Постановлении.

Право на благоприятную экологическую среду; возмещение государством вреда, причиненного здоровью; институт минимального размера оплаты труда; право на судебную защиту; принцип равенства всех перед законом и судом; принцип уважения достоинства личности; принцип правовой определенности и стабильности правовых отношений; однозначность правовых норм.

Заявители.

Верховный Суд РФ (в порядке части 2 статьи 125 Конституции РФ), Октябрьский районный суд города Краснодара, Международная Ассоциация Союзов "Чернобыль-Атом", региональная благотворительная общественная организация инвалидов и пенсионеров-чернобыльцев Министерства топлива и энергетики РФ ("Чернобыльцы Минтопэнерго"), Гагаринская районная организация Союз "Чернобыль" (город Москва), 58 граждан (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения.

Взаимосвязанные положения оспоренных Законов, касающиеся возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты труда.

Позиция заявителей.

Оспариваемые положения снижают уровень социальных гарантий по сравнению с установленным ранее, нарушают принципы справедливости и равенства, умаляют права и свободы человека и гражданина и не соответствуют статьям 1, 2, 7, 10, 15, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 31, 35, 39, 42, 45 (части 1 и 2), 46, 53, 54 (часть 1) и 55 Конституции.

Итоговый вывод решения.

Не соответствуют Конституции, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения, устанавливающие ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ и не предусматривающие при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носящие неопределенный характер.

Не соответствуют Конституции, ее статьям 42 и 55 (часть 2), следующие положения:

-ограничивающие максимальным размером (10000 руб.) исчисленные из заработка суммы ранее назначенного возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении;

-предусматривающие возмещение вреда гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы (без установления инвалидности), в одинаковой для всех твердой сумме (250 руб.), в той мере, в какой ею допускается снижение ранее установленного размера ежемесячной денежной компенсации.

Соответствуют Конституции следующие положения:

-устанавливающие переход на твердые суммы возмещения вреда, размер которых зависит от группы инвалидности лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации ее последствий;

-не предоставляющие инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия;

-об исчислении сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка безотносительно к зонам радиоактивного загрязнения для тех инвалидов-чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца;

-о компенсационных выплатах в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении указанных граждан;

-устанавливающие переход на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ;

-предоставляющие возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере, исчисленном из заработка, лицам, получавшим до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а также семьям, получавшим до вступления в силу названного Федерального закона выплаты в связи с потерей кормильца, из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с этой катастрофой.

Мотивы решения.

Конституционный Суд развил в данном Постановлении свои правовые позиции о конституционной обязанности государства возместить вред, причиненный в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, причем с максимально возможным использованием имеющихся средств, о недопустимости более низкого уровня возмещения вреда, чем в сферах других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, и др. (см. Постановление от 1 декабря 1997 года N 18-П).

Особое внимание обращено на порядок, механизмы и особенности возмещения вреда, причиненного в результате чернобыльской катастрофы.

Законодатель обязан использовать эффективные правовые механизмы возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен. Размер возмещения должен обеспечивать лицам,