Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
480.78 Кб
Скачать

140. Сделки mortis causa

Источники: Петров Е.Ю. Сделки mortis causa / Частное право. Преодолевая испытания. К 60-летию Б.М. Гонгало, М.В. Бандо, Р.Б. Брюхов, Н.Г. Валеева и др. М.: Статут, 2016. + Гонгало Ю.Б., Михалев К.А., Петров Е.Ю., Путинцева Е.П. Основы наследственного права России, Франции, Германии. М.: Статут, 2015.

Положения действующего ГК РФ определяют, что распоряжение имуществом на случай смерти возможно только путем совершения завещания. Вместе с тем в российском законодательстве могут быть обнаружены и иные формы имущественных распоряжений, связанных со смертью лица. В договоре личного страхования страхователь может назвать лицо, которому будет произведена страховая выплата в случае смерти застрахованного лица; получатель пожизненной ренты вправе заключить договор с условием о переходе права на ренту к пережившим получателям; по договору дарения одаряемый может принять условие о праве дарителя отменить дарение в случае смерти одаряемого; в своих письмах, дневниках и других документах автор может запретить обнародование произведения, тем самым серьезно ограничив возможность осуществления перешедшего к наследникам исключительного права. Сюда же относятся уставы хозяйственных обществ, предусматривающие возможность перехода к обществу долей умерших участников, корпоративные договоры, вводящие опционы на случай смерти одного из членов корпорации, семейные счета.

Совместные завещания супругов, договоры о наследовании, дарения в счет наследственной доли и иные подобные сделки, направленные на определение судьбы неоткрытого наследства, российскому законодательству неизвестны. Законопроект N 801269-6 о введении совместного завещания супругов и о наследственном договоре в этой части провалился. К дарению с условием о передаче дара после смерти дарителя п. 3 ст. 572 ГК РФ предписывает применять правила о наследовании, т.е. рассматривает их в качестве завещательных распоряжений. Указанная норма в подавляющем большинстве случаев лишает такие сделки юридической силы ввиду существования в российском праве требования о квалифицированной форме завещания.

Франция допускает наряду с классическим завещанием:

1) отступления от принципа недопустимости завещания нескольких лиц. Французские суды признают действительными волеизъявления, исходящие совместно от двух лиц, если оба распоряжения содержатся в одном акте с двумя подписями (именно этот момент является определяющим) и совместный акт выражает общую волю обоих завещателей. Вместе с тем в практике Кассационного суда имели место случаи признания действительными завещаний, переписанных одно с другого, в том числе в тождественных формулировках; завещаний, составленных на одном листе, но фактически отделимых в связи с наличием единоличной подписи после каждого текста; завещаний, регламентирующих порядок наследования обоих супругов при наличии подписи одного.

2) Законом от 23 июня 2006 г. N 2006-728 введены новые способы распоряжения имуществом на случай смерти, не имеющие аналогов в России - два типа безвозмездных сделок:

- последовательные благодеяния (на выгодоприобретателя возлагается обязанность по сохранению и передаче имущества после смерти другому лицу). Данная сделка может строиться по модели договора дарения либо по модели завещания. Права второго выгодоприобретателя возникают в момент смерти обязанного лица, однако обязанное лицо вправе отказаться от пользования имуществом или правами, являющимися предметом сделки, в пользу второго выгодоприобретателя, если это не нарушает прав кредиторов обязанного лица или третьих лиц, приобретших это право.

- остаточные благодеяния (на выгодоприобретателя возлагается обязанность по передаче после смерти другому лицу имущества, оставшегося в наличии от подаренного или завещанного). Квалифицируется как один легат, адресованный первому выгодоприобретателю под отменительным условием (что его смерть наступит ранее смерти другого лица), и второй легат второму выгодоприобретателю под отлагательным условием (что он переживет первого), т.е. одновременно только один из двух легатов считается существующим.

3) разделы, осуществляемые посредством безвозмездных сделок - прижизненное распределение будущим наследодателем своего имущества между предполагаемыми наследниками, которое облекается либо в форму дарения, либо в форму завещания (разница – в требованиям к форме, в наступлении последствий: с заключения договора дарения и с момента открытия наследства, в объеме имущества – имеющемся на момент заключения договора дарения и на момент открытия наследства). Если ранее такая возможность была предусмотрена лишь для родственников по восходящей линии в пользу своих нисходящих, то Законом от 23 июня 2006 г. N 2006-728 эти ограничения по субъектному критерию устранены и в настоящее время распределение имущества при жизни между потенциальными наследниками доступно для любого лица. Тем не менее, поскольку речь идет о предварительном разделе наследства, такие акты не могут полностью избежать семейного характера: они должны совершаться в пользу лиц, которые на момент совершения акта в случае смерти лица были бы его наследниками по закону (ст. 734 ФГК). В отличие от обычного завещания, при котором несколько наследников получают завещанное имущество нераздельным (в терминологии отечественного права - в общую долевую собственность), и для получения конкретного имущества необходимо произвести раздел, при составлении дарения-раздела или завещания-раздела наследник по закону сразу получает сформированную самим наследодателем конкретную часть имущества, соответствующую его доле при наследовании по закону.

4) договорное назначение наследник - благодеяние, посредством которого лицо на безвозмездной основе делает распоряжение всем или частью своего имущества, которое составит его наследство, или той или иной вещью, которая будет входить в состав наследства, в пользу другого лица, которое акцептует это распоряжение. Даже во французском праве, отличающемся достаточным либерализмом в сфере распоряжений на случай смерти, такие распоряжения допустимы лишь в качестве исключения и действительны при соблюдении строго определенных условий: распоряжение должно содержаться в брачном контракте либо между будущими супругами либо сделано третьим лицом в пользу будущих супругов или одного из + может быть сделано между супругами в период брака. В отличие от дарения наличного имущества, которое может быть отменено лишь по общим правилам отмены дарения, распоряжение, совершенное в период брака, может быть отменено всегда независимо от каких-либо обстоятельств, т.е. немотивированно (но не в связи с рождением детей).

Германия выделяет две разных категории: распоряжения на случай смерти (завещание, совместное завещание супругов и наследственный договор) и сделки между живыми на случай смерти (обещание совершить дарение, которое дается под условием, что одаряемый переживет дарителя, или уже совершенное дарение на случай смерти, договоры в пользу третьего лица на случай смерти).

1) Завещание - одностороннее распоряжение на случай смерти, отмена которого возможна его составителем в любой момент.

2) Совместное завещание - распоряжение на случай смерти супругов; воля двух лиц приобретает определенную степень взаимосвязанности в отношении назначения наследников, завещательных отказов и возложений, однако до момента смерти одного из супругов у каждого из завещателей сохраняется принципиальная возможность отозвать свои распоряжения, не спрашивая согласия второго супруга. Баланс между стабильностью совместного завещания и возможностью его отмены достигается в германском законодательстве за счет выделения в содержании совместного завещания взаимосвязанных и невзаимосвязанных распоряжений. Если один из супругов отказывается от своего обусловленного волеизъявления (совместное завещание не порождает обязательственную связанность), то соответствующее волеизъявление второго супруга также утрачивает силу. При этом независимые распоряжения (например, назначение душеприказчика) сохраняют силу. После открытия наследства в отношении одного из супругов второй супруг вправе сделать выбор: либо осуществить права, предоставленные в силу волеизъявления умершего супруга, но тогда сделанное им волеизъявление приобретает силу обязательства (например, став наследником, переживший супруг связан обязательством передать имущество по наследству совместным детям), либо отказаться от осуществления указанных прав, сохранив при этом свободу распоряжения имуществом на случай смерти.

3) Наследственный договор - двустороннее взаимосвязанное распоряжение на случай смерти, сделанное в отношении назначения наследников, завещательных отказов и возложений; поскольку завещатель здесь связан договорным обязательством, то отмена в одностороннем порядке недопустима. В наследственном договоре выделяются договорные распоряжения и односторонние распоряжения (последние могут быть отозваны). Предмет договора - наследство или установление завещательного отказа. Договор о наследовании ограничивает свободу распоряжения имуществом на случай смерти. При этом в составе наследственной массы может и не оказаться имущества, принадлежавшего наследодателю на момент заключения договора. Указанный договор порождает для второй стороны только право, а не обязанность принять наследство после смерти завещателя. В отличие от совместного завещания, взаимосвязанность наступает с момента заключения договора. Возможен возмездный наследственный договор: одна сторона делает распоряжение на случай смерти, а вторая сторона делает встречное имущественное предоставление - такой договор относится к числу смешанных и подчиняется как действию норм о наследственных договорах, так и действию норм о сделках между живыми. ГГУ позволяет признать недействительным дарение имущества, совершенное наследодателем при жизни, если оно было совершено с умыслом причинить вред наследнику по договору.

4) Дарение в счет наследственной доли: совершается при жизни наследодателя, но уменьшает наследственную долю одаряемого в случае открытия наследства

Россия: Действующая редакция ГК РФ предусматривает, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания (п. 1 ст. 1118). Как следствие, в юридической литературе указывается, что завещание является единственным способом распоряжения имуществом на случай смерти. На самом деле это не так. Правильнее понимать норму п. 1 ст. 1118 ГК РФ таким образом, что назначение наследников и определение иных условий наследования возможно только посредством завещания. Что же касается способов распоряжения имуществом на случай смерти, то императивность п. 1 ст. 1118 ГК РФ состоит в том, что распоряжение имуществом на случай смерти возможно только на основании сделок, разрешенных законодателем. Numerus clausus обусловлен необходимостью обеспечения свободы выбора преемника, интересами обязательных наследников и кредиторов, нуждающихся в максимальном включении активов наследодателя в наследственную массу. Формирование закрытого перечня оснований должно производиться исходя из политико-правовых соображений. Таким образом, в нашем наследственном праве могут существовать (и существуют) иные санкционированные законом способы по распоряжению имуществом на случай смерти, которые не нарушают вышеуказанных интересов. Однако в сложившейся ситуации те конкурирующие способы, которые не являются прямо санкционированными законодателем, но могут оцениваться как подразумеваемые, выглядят весьма рискованными. Помимо страхования на случай смерти и пожизненной ренты, Петров выделяет:

1) согласно ст. 21 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества с ограниченной ответственностью могут включить в устав условие о том, что в случае смерти участника его доля переходит к обществу. Корпоративные интересы требуют добровольно поступиться свободой завещания, интерес кредиторов и обязательных наследников учитывается через право на выплату действительной стоимости доли.

2) ст. 67.2 ГК РФ: участники хозяйственного общества могут договориться приобретать доли по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств. Следовательно, условие корпоративного договора о праве переживших участников на выкуп у наследников доли умершего участника вполне допустимо. Но закон ничего не говорит о легитимности, например, условия об исключении из состава наследственной массы акций и о распределении их среди переживших участников с установлением в пользу наследников обязательства по оплате определенной стоимости. Петров: корпоративный договор с точки зрения интересов экономики достоин определять судьбу долей участия на случай смерти, если при этом не ущемляются права обязательных наследников и кредиторов умершего участника.

3) обязательство, назначенное к исполнению заведомо после смерти должника (договор с условием, что покупатель, уплативший цену, может забрать проданную мебель через неделю после смерти продавца). Российское право не дает ответ, что это: ничтожная сделка, легат или обычный договор купли-продажи.

Завещание. С точки зрения сделок mortis causa интерес представляет вопрос свободы завещания в российском праве. Эта свобода не широка. ГК лишает права на составление завещания лиц, не обладающих полной дееспособностью – не слишком ли строг запрет 16-летнему автору определить посмертную судьбу исключительного права на созданное им литературное произведение? Аналогично: злоупотребляющие граждане и расточители. По форме тоже вопросы: если завещания в простой письменной форме (домашним порядком, олографические завещания), наверное, еще рано допускать, то к чему правило об обязательном собственноручном написании закрытого завещания (нельзя набрать на компьютере, подписать и в конверте передать нотариусу)? Зачем обязательное собственноручное написание и подписание чрезвычайного завещания (почему не разрешить выражение последней воли иным способом, гарантирующим достоверность, например путем записи завещания на камеру электронного устройства)? К чему обязательное присутствие свидетеля при передаче нотариусу закрытого завещания?

Что касается свободы содержания завещания. Иногда в литературе на свободу завещания распространяют и принцип "Разрешено все, что прямо или подразумеваемо не запрещено в силу убедительных на то причин". Однако действующая редакция ст. 1119 ГК РФ говорит об обратном: разрешено назначение наследника, включая распределение долей и отстранение наследников по закону, а также иные завещательные распоряжения из числа предусмотренных Кодексом. Разумеется, наш закон знает классические для современного гражданского права завещательные распоряжения: определение наследника, отказ, возложение, назначение душеприказчика. Но общие положения о сделках и нормы наследственного права не упоминают об известных западным правопорядкам завещаниях под условием, о завещательных ограничениях (modus), не попадающих в рамки возложения, а также о назначении последующего наследника. В доктрине отстаиваются противоположные точки зрения на этот счет. Можно, конечно, рассуждать, что условия и ограничения - это факультативные части известных российскому праву завещательных распоряжений, но на практике нотариус ответит, что они не предусмотрены законом. Подлинная свобода завещания должна предусматривать общее дозволение любых условий, за исключением запрещенных законом или противоречащих добрым нравам.

1) Последующий наследник: назначается наследнику в отношении всей или части наследственной массы (римское право, сейчас – Германия, последовательные и остаточные благодеяния во Франции). В русском дореволюционном праве к такой "фидеокомиссарной субституции" было отрицательное отношение: излишняя свобода завещателя в ущерб интересам существующих лиц.

2) Отлагательное условие (назначения наследника или установления легата) больших споров в гражданском праве не вызывает и никогда не вызывало. Важно, чтобы условие не противоречило добрым нравам, завещание не должно подстрекать к совершению противоправных и аморальных поступков (Петров: безбрачие супруги не выглядит безнравственным). Но должен быть обсужден срок наступления отлагательного условия (проект ГУ, ГГУ – 30 лет), судьбе наследства в период ожидания (пользовладение или наследование наследников по закону), влияние недействительности условия на обусловленное распоряжение (недействительность распоряжения), допустимость наследственной трансмиссии права на принятие наследства в период ожидания. В действующем российском законе поставленные вопросы не разрешены, в связи с чем завещание под отлагательным условием является terra incognita.

3) Отменительное условие. В отечественном гражданском праве негативное отношение к завещанию под отменительным условием (Г.Ф. Шершеневич: "право собственности, раз приобретенное, не подлежит повороту"). Германия признает отменительное условие. Проект ГУ выбрал компромиссный вариант и допустил завещание в пользу супруги под отменительным условием в виде вступления в новый брак, устанавливаемым в пользу детей завещателя. Отменительные условия в завещании допустимы в странах общего права. Но есть ли резон признавать волю завещателя, выраженную в отлагательном условии ("Завещаю, если получишь высшее юридическое образование"), и считать недействительным завещание под отменительным условием ("Остаешься наследником, только если получишь высшее юридическое образование")?

4) Modus. По действующей редакции ГК РФ обязательным признаком возложения является осуществление общеполезной цели. Но с 1 сентября 2018 г. ст. 1139 ГК предусматривает возможность возложить совершение действий имущественного или неимущественного характера в любых не противоречащих закону целях. Важно, чтобы возложение не противоречило закону и добрым нравам. Требовать соблюдения modus может любое заинтересованное лицо. Но за неисполнение последней воли завещателя законодатель не установил штраф в пользу государства.

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023