Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
258-324.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
1.19 Mб
Скачать

282

Тема 4.2. Время и культура

вещей сущность... движет неограниченное время»1. Оппозиция «вре­мя—вечность» как выражение жизни чувственной и жизни духовной мы находим у Плотина: «время есть жизнь души, пребывающая в переходном движении от одного жизненного проявления к другому... Существующее до него есть вечность, не сопровождающая его в тече­ние и не сораспространяющаяся с ним»2.

В Средние века рассматриваемая оппозиция превратилась в проблему отношения Бога к сотворенному им миру: на смену зону и хроносу, отождествлявшимся с языческими божествами, пришла идея «вечности» (aetermitas — божественного времени) и собственно «времени» (tempos — земного времени). Начало этой традиции поло­жил Св. Августин (345-430), описывая «время Бога»: «Все годы Твои одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют иду­щих, ибо они не проходят... Твой сегодняший день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой — это вечность...»3. Значительность вклада Августина Аврелия в разработку проблемы времени определяется его стремлением рассмотреть время не со стороны объекта, а со стороны субъекта. Время для него выступает как коррелят (то есть взаимозависимость) помнящей, созерцающей и ожидающей души. Делая акцент на духовном аспекте восприятия времени, Св. Августин пишет, что правильнее было бы вести речь о трех временах: это настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — это непосредственное созерцание; настоящее будущего — это ожидание4. Время хотя и связано с движением, но не совпадает с движением и движущимся (об этом писал и Аристотель), скорее оно принадлежит душе, поскольку структурно связано с памятью, интуи­цией и ожиданием5.

Идея божественного постоянства и земных изменений прослежива­ется у Боэция и у Св. Фомы Аквинского: «...различие между вечностью и временем останется, по словам Боэция, в том, что вечность целокупна, времени же это не присуще, а также в том, что вечность есть мера пре­бывания, а время — мера движения»6.

1 Аристотель. Метафизика 1073 а // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. М„ 1976. С.311.

2 Плотин. Эннеады III, 7,10. Киев, 1995.

3 Августин Аврелий. Исповедь. Кн. 11. Гл. XIII. М., 1991. С. 16.

4 Там же. С. 297.

5 Там же. Гл. XXIV—XXVI.

6 Фома Аквинский. Сумма теологии. I. q. 10,4 с.

4.2.1. Время в истории культуры

283

Своеобразным промежуточным звеном между средневековыми и современными взглядами на время является творчество одного из крупных гуманистов эпохи Возрождения Альберти Леона Баттиста (1404-1472), итальянского архитектора и теоретика искусства, кото­рый в своих исследованиях четко и определенно характеризовал время как вещь. «Три вещи» принадлежат человеку, замечает Альберти в трактате «О семье»: душа, тело и время. Душа свободна, неподвластна Фортуне; тело создано природой как инструмент души и распоряжа­ется им человек так же свободно, как и душой. И наконец, время — если оно используется разумно, деятельно, то принадлежит человеку. «Кто умеет не терять времени даром, тот сумеет сделать почти все; кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает»1. Владеть временем, значит, активно использовать его на благо себе и другим, значит, тратить, но не терять его. Время у Альберти становится важней­шим фактором земного бытия и приобретает моральный смысл. В нем реализуется свобода воли, направленная к самосовершенствованию человека и активному утверждению его во внешнем мире. Время пере­стает быть исключительной прерогативой Бога (согласно христианской доктрине) и переходит во власть человека.

В XVI в. подобное отношение ко времени завоевывает все больше сторонников. Зомбарт приводит испанские, французские, итальянские сочинения XVI в., в которых как самое главное качество правильного поведения выделяется точное распределение времени. Через Савари и Дефо эта нить тянется к Б. Франклину: «Если жизнь тебе люба, то не расточай времени, ибо она есть сущность жизни... Как много времени тратим мы без нужды на сон и не думаем, что спящая лиса не ловит дичи и что в могиле мы будем спать достаточно долго... Если же время для меня драгоценнейшая из всех вещей, то расточительность во времени должна быть самой большой из всех видов расточительности... потерян­ное время никогда нельзя вновь найти, и то, что мы называем «довольно времени», всегда слишком кратко»2. Основа житейской мудрости, по Франклину, усердие и умеренность, цель жизни — достижение богатс­тва. Пути достижения богатства: «Не растрачивая никогда времени и денег, но делай всегда из обоих возможно лучшее употребление»3. Знаменитый афоризм Б. Франклина «Время — деньги» не был его открытием: сходное по мысли выражение уже встречается у гречес­кого философа Теофраста (ок. 372-287 гг. до н. э.): «Время — дорогая

1 AlbertiL. В. Opere volgari. V.l. I libri della famiglia. Bari, 1960. P. 214.

Соседние файлы в предмете Культурология