Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
sociologiya-ideologii.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
3.2 Mб
Скачать

функционирование как объединяющей идеологии, принятой и поддерживаемой большинством российского общества, так и свободное существование всей полноты российских идеологий;

2)предстоит создать самостоятельное направление социологических исследований возникновения и функционирования идеологий коррупционности, идеологий терроризма, идеологий организованной преступности;

3)всё более значительными становятся, на мой взгляд, надежды на оформление многопланового феномена «идеологическая культура».

Контрольные вопросы

1.Как можно понять обеспечение безопасности российской объединяющей государственнической патриотической идеологии способом достижения безопасности всех идеологий гражданского общества (кроме идеологии коррупционности)?

2.Почему идеологическая безопасность (безопасность российских идеологий) может быть реализована только при участии всех сомневающихся, ответственных граждан, готовых служить Родине?

Литература

Кузнецов В.Н. Социология безопасности: Учебное пособие. М.: 2007. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? М.: 2007. Садовничий В.А. Знания и мудрость в глобализирующемся мире //

Безопасность Евразии. 2005. № 3.

БОЛЕЕ БЕЗОПАСНЫЙ МИР: НАША ОБЩАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Организация Объединённых Наций // Безопасность Евразии. 2005. № 1.

Социология Великой Победы. М.: 2005.

ТишковВ. КризиспониманияРоссии// Эксперт. 2005. №13. 4–10 апреля.

Россия и Исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия // Безопасность Евразии. 2005. № 2.

Максимычев И. Вечный огонь великой Победы // Безопасность Евра-

зии. 2005. № 3.

КузнецовВ.Н. Идеология: Социологическийаспект. Учебник. М.: 2005.

336

Глава 15.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

15.1. Феномен «идеологическая культура» ………………………… 339

15.2.Взаимодействие идеологической культуры с семейной культурой, с правовой культурой, с экономической культурой,

сполитической культурой, с экологической культурой ……. 342

15.3.Взаимовлияние идеологической социализации и идеологической культуры…………………………………………………………... 344

15.4.Ценностные регуляторы идеологической культуры и нормы

идеологических отношений …………………………………… 346

15.5.Типы идеологической культуры ………………………………. 346

15.6.Роль идеологической культуры в функционировании

механизмов саморазвития и развития идеологии …………… 348

Контрольные вопросы ……………………………………………….. 349 Литература …………………………………………………………... 350

В исследованиях социологии идеологии, осуществлённых автором учебного пособия в 2004–2007 годах с учётом соображений, критических замечаний по ходу обсуждения научной проблемы становления российской объединяющей патриотической идеологии, обозначился новый интересный феномен.

Речь идёт о феномене «идеологическая культура», который возникает вместе с формированием значительной идеологии и, возможно, является своеобразным идеологическим механизмом, обеспечивающим связь, адаптацию смыслановойидеологиисеёвнешнейсредойисеёвнутреннейсредой.

Возможно, что речь идёт не только о новом феномене, но и новой социологической дисциплине «идеологическая культура». В любом случае дискуссия в контексте уже оформленной научной дисциплины «социология идеологии» может способствовать, по моему мнению, позитивной динамике гуманитарных стратегических инноваций.

15.1. Феномен «идеологическая культура»

Главное, что я стремлюсь осуществить при изложении своих аргумен-

тов– содействоватьвосприятиюопределённойидеологическойкультуры.

Категория «идеологическая культура» может быть определена теперь, в самом предварительном плане, как относительно устойчивое осознание артикулированной совокупности усвоенных и воспринятых людьми целей, идеалов, ценностей, интересов своей семьи, общества, государства, современной цивилизации; традиций и образа жизни, культуры своего народа с уважением права других людей на восприятие и следование другим традициям, культурам и идеологиям, другому образу жизни.

Что означает идеологическая культура для соработничества в строительстве достойной жизни каждого человека в XXI веке? Прежде всего, это желание и осознанно ответственное стремление граждан, учёных, политиков внести свой вклад в общую проблему выживания человечества, в минимизацию бедности и социального неравенства, блокирование и устранение международного терроризма. Только таким образом можно содействовать конкретному человеку в преодолении страха перед будущим, всеобщего чувства тревоги в жизни. На основе разработки и освоения высоких гуманитарных технологий можно и крайне необходимо создать социологию, политологию, философию надежды. Мы можем это сделать вместе. Это достойные вклад в нахождение способов преодоления бедности, несправедливости, обидного неравенства, общецивилизаци-

339

онного кризиса и многочисленных конфликтов. Здесь актуальное и увлекательное пространство именно для социологии идеологии, её методов и методик, её главной миссии.

Что означает идеологическая культура для сотворчества в созидании благополучия каждого человека в XXI веке? Полагаю, что многие чита-

тели согласятся со мною, поскольку это касается каждого, – преодоление бедности, неравенства и насилия. Я имею в виду и нравственное, и физическое насилие. Ни в одной священной книге, ни в одной религии нет призывов к унижению другого человека, другого народа. Тем не менее, любой достаток, социальный статус обесценивается, обессмысливается по причинам преследований, неприятия из-за цвета кожи, другой культуры, иного образа жизни, другого вероисповедания. Не менее трагичны насилие над природой, над окружающей средой, набирающая темпы наркомания…

Поэтому, миссия социологии идеологии давно востребована обществом. Многие люди надеются на ответственность и профессионализм, честность социологов.

Что означает идеологическая культура для сотворчества в достижении реальной, надёжной и устойчивой безопасности каждого человека, каждой семьи, российского общества и государства в XXI веке?

Кризис государственных институтов и таких глобальных и региональных институтов, как ООН и НАТО, весной 1999, 2003 и 2007 года обозначил институциональный упадок. В XXI веке мир впервые столкнулся с широкомасштабной «деэтатизацией» и, как следствие, оформлением нетривиальных форм общественной организации и пределами третьего сектора. По существу, оформилось мировое подполье как «рак цивилизации» – «антигражданское общество»: седьмой сектор. Здесь доминирующей формой деятельности стало регрессивное использование цивилизационного ресурса на основе кри- минально-террористических технологий.

Именно эти обстоятельства обусловили стремительное распространение массового страха человека перед преступностью, террором, насилием, которые становятся общецивилизационным бедствием в Евразии. Есть ещё одна цивилизационная жертва транснационального криминала – экология, экологическая безопасность. Как, по каким параметрам идёт разрушение окружающей среды предприятиями, которые контролируются организованной преступностью, остаётся только гадать. Однако индикаторы есть: только в России ориентировочно 40% ВВП определяется и управляется преступным менеджментом.

340

Поэтому ключевым звеном идеологии, проблемой национальной безопасности в России и во многих других странах стало содействие преодолению терроризма и организованной преступности. Это ключевое звено социологии идеологии, так как здесь – и решение многих проблем обеспечения достоинства, благополучия Человека.

Именно в этой сфере наших общих тревог и наших надежд миссия социологии идеологии наиболее конкретна и перспективна.

В достижении необходимой и достаточной личной, национальной, коллективной безопасности реальное функционирование российской объединяющей патриотической идеологии – и реальный интеллектуальный фактор, и организующий мотивационный институт.

Важный аспект миссии идеологической культуры, социологии идеологии как связь самого достойного и честного из прошлого, созидающего и творческого настоящего, формирующегося будущего убедительно и впечатляюще выражен выдающимся русским социологом Александром Александровичем Зиновьевым. «На мой взгляд, – отметил он, – будущее всего человечества (нашей страны в первую очередь) решающим образом зависит от того, удастся ли преодолеть глубочайший идеологический кризис, в котором оно оказалось в результате краха марксизма как идеологии эпохального и глобального масштаба. А преодолеть его можно лишь на пути выработки новой идеологии, превосходящей по интеллектуальному уровню марксизм, и более адекватной современной социальной реальности. Россия, имеющая в этом отношении исторический опыт, какого не имел ни один народ в мире, и ставшая самой грандиозной жертвой произошедшего в двадцатом веке эволюционного перелома, имеет шансы стать инициатором в выработке такой идеологии…

Думаю, что она должна быть гражданской (нерелигиозной) и не узконациональной. Она должна опираться на научное понимание опыта реального советского коммунизма, реального западнизма и реальной глобализации. Если это удастся, то Россия внесёт в прогресс человечества вклад, вполне сопоставимый по исторической значимости с тем, какой она уже внесла в своё время, построив первое в истории коммунистическое общество огромного масштаба и защищая его втечение целых семидесяти лет»1.

1 Действующие Лица. (С А.А. Зиновьевым беседовала Елена Липатова). Вып. 1. 2003 г. // Литературная газета. 2003. № 44. 29 октября – 4 ноября.

341

Таким образом, я обозначил роль идеологической культуры как своеобразного предполья защиты всех элементов, всех связей формирующихся и функционирующих идеологий гражданского общества.

Уникальность роли идеологической культуры, особая значимость её Миссии может быть понята через значительность и способность блокировать и преодолевать воздействия идеологии коррупционности внутри идеологического поля, разрушающую духовнуюсферу человекаи общества.

Важность Миссии российской социологии в содействии развёртыванию функционирования идеологической культуры обусловлена, на мой взгляд, исходной социологичностью как генезиса идеологий, идеологической культуры, так и характера проявления идеологии консолидации, идеологической культуры.

Только российская социология, на мой взгляд, на основе её кадров, инновационных наработок способна в оптимальные сроки и качественно обеспечить управление смыслами жизни наших сограждан, всех народов России. Поэтому своевременно и обоснованно воспринимается важное суждение академика РАН Г.В. Осипова: «правомерно встаёт вопрос о важнейшей роли в современных условиях социологии и социальной психологии и о включении этих наук, наряду с наукой экономической, в систему

государственного управления»1.

15.2.Взаимодействие идеологической культуры

ссемейнойкультурой, справовойкультурой, сэкономическойкультурой,

сполитической культурой, с экологической культурой

Важность функционирования идеологической культуры реально, на мой взгляд, представлена в последовательном анализе становления, функционирования российских идеологий в различные периоды жизни человека и деятельности общества.

Я обращаю внимание только на один аспект «жизни» российских идеологий в XXI веке: противодействие идеологиям гражданского общества со стороны идеологии коррупционности, а также со стороны идеологий седьмого сектора.

Реальность блокирования и устранения их негативного воздействия исследована мной в ходе интерпретации взаимодействий, представленных

1 Осипов Г.В. Введение // Россия: Глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 году. М.: 2005. С. 9.

342

в предыдущих главах. Там речь идёт об активности объединяющей российской идеологии. Но такой подход ограничен рамками этапа формирования идеологии консолидации, а также временным фактором: он практически не работает на стадии доидеологической социализации детей и юношества.

Рассмотрим еще раз схемы 7.1–7.5. Здесь негативное идеологическое влияние СМИ, субкультуры криминалитета не встречает сопротивления как на границах идеологического поля, таки на самомидеологическомполе.

Участие идеологической культуры может эффективно и в сжатые сроки изменить идеологическую ситуацию (см. схему 15.1).

На схеме 15.1 контур АВСД (прямоугольник) представляет идеологическое поле, в котором функционируют идеологии российского гражданского общества (сектора 1–6).

Сфера 1, 2, 3, 4 представляет семейную культуру, которая изначально защищает сознание ребёнка, юношества от негативных идеологических влияний (в основном).

Сфера 5, 6, 7, 8 представляет идеологическую культуру, которая как вне, так и внутри идеологического поля через культурогему, мифологему, идеологему; через менталитетность, идентификационность, основы мировоззрения защищает идеологическую социализацию от негативных воздействий.

Сфера 9, 10, 11, 12 представляет из себя потребительскую культуру (идеологию потребительства), которая в определённой степени ослабляет негативное воздействие СМИ и субкультуры криминалитета.

Сферы 13, 14, 15, 16, 17 и т. д. обозначают, соответственно, информационную культуру, правовую культуру1, экономическую культуру2, политическую культуру3, экологическую культуру и т. д.

1Митрошенков О.А. Социологические исследования правовой культуры // Социология: Учебник. М.: 2003.

2Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: Международные сравнения. Вып. 2. М.: 2000.

3Соколова Г.Н. Экономическая культура как способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления // Соколова Г.Н. Экономическая социология. Учебник. Москва – Минск: 2000; Рывкина Р.В. Экономическая культура – социальная память в экономике // Рывкина Р.В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. М.: 2004.

343

Схема 15.1

Взаимосвязь идеологической культуры с идеологическим полем

10

6

А2 В

 

Идеологии

 

9 5 1

гражданского

3 7 11

общества

Д

4

С

 

8

 

12

13

14

15

16

17

15.3.Взаимовлияние идеологической социализации

иидеологической культуры

На схеме 15.2 представлена роль идеологической культуры во взаимодействии с процессом идеологической социализации человека в периоды детства, юношества, зрелости и старости. Возможно, что именно идеологическая культура является своеобразным предпольем защиты всех звеньев идеологической социализации, всех смыслов и связей формирующихся и функционирующих идеологий гражданского общества.

344