Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3542289_teatr_pos_vse.doc
Скачиваний:
60
Добавлен:
31.08.2019
Размер:
489.98 Кб
Скачать

Раздел 4. Позиции личности по отношению к ситуации общения

4.1 Доситуативная позиция при общении

В предыдущем разделе мы рассмотрели различные позиции личности по отношению к партнеру по общению. Однако, кроме взаимных позиций партнеров, в общении выделяют еще и аспект, связанный с отношением субъекта к самой ситуации общения. Если в этом ключе рассмотреть генезис общения, то самой первой позицией, с которой субъект строит свое отношение к ситуации общения, является доситуативная позиция. Уже само название этой позиции говорит о ее особенностях. Как правило, человек в доситуативной позиции по-своему, не так, как все остальные, понимает контекст ситуации общения. Это происходит из-за того, что он имеет какое-то собственное содержание в этом контексте, видит в нем нечто иное, чем все. Именно это характерно для общения взрослых с маленькими детьми – малыш все осмысляет по-своему, он часто делает из различных фактов, событий и разговоров собственные выводы, способные удивить взрослого, а иногда даже восхитить его своей оригинальностью.

Вместе с тем, необходимо отметить, что доситуативное общение – это все-таки общение, а не его отсутствие. Оно подразумевает наличие всех трех выделенных нами критериев процесса общения – общий контекст (пусть и по-разному воспринимаемый партнерами), различные точки зрения в рамках этого контекста (в данном случае – очень различные) и, наконец, развитие этого общего контекста в процессе общения. Так взрослый, выслушав соображения ребенка по какому-то поводу, нередко принимает во внимание то, что он услышал – хотя бы в том плане, что пытается объяснить ребенку, в чем тот заблуждается.

Если вспомнить Иванушку - Дурачка из сказки, в которой он все время попадал впросак – то танцевал на похоронах, то плакал на свадьбе – можно сказать, что он все время оказывался в доситуативной позиции по отношению к остальным участникам общения. При этом можно заметить, что он все время пытался руководствоваться какими-то общими признаками той или иной ситуации и, в то же время, встраивался в общение с каким-то своим, готовым содержанием. Например, он знал, что большое количество народа свидетельствует о каком-либо торжестве, празднике, а на праздниках люди пляшут – вот и пускался в пляс на многолюдных пышных похоронах.

Поведение человека, находящегося в доситуативной позиции общения, часто называют, опираясь на концепцию «поля» К. Левина, полевым. К. Левин подчеркивал, что бывают ситуации, когда не человек управляет предметом, а предмет имеет определяющее значение для организации его деятельности. Тогда получается, что поведение человека как бы задается его предметным окружением. Если посмотреть на это шире, то окажется, что в категорию предметного окружения часто попадают и внешние, наглядные проявления социального аспекта ситуации, как, например, в случае праздника или похорон.

Родители маленьких детей, а также педагоги, работающие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, хорошо знают, что яркий, необычный предмет иногда способен заставить малыша отвлечься от его любимой деятельности, коренным образом изменить его поведение, стать центром детской активности. Э. Гибсон описывает, например, эксперимент, когда малыш, находящийся в лабиринте, мог достать привлекательный для него предмет, только если на время повернется к нему спиной, выпустит его из поля зрения. Большинство детей так и не справились с этим заданием, так как не могли заставить себя отвернуться от понравившейся игрушки. К. Левин называет эту притягательную силу предметов «полем» и, соответственно, поведение в такой ситуации – «полевым».

Доситуативная позиция общения, так же, как и полевое поведение, детерминируются не субъектом, а чем-то другим – предметами, поведением или каким-то особенным видом другого человека, неожиданным измененеием ситуации. Люди с преобладанием доситуативной позиции в общении часто попадают впросак, над ними смеются или, так же, как Иванушка-дурачок, они становятся жертвами агрессивных поступков других людей. Приходит, к примеру, «новенький» в класс, где принята и реализуется определенная иерархия отношений и, не понимая этого, старается в общении с одноклассниками реализовать позицию «крутого парня». Однако там, где существуют уже определенные нормы и формы отношений, все его претензии и даже просто высказывания кажутся остальным нелепыми и смешными. Он оказывается по отношению к разным ситуациям общения своих одноклассников в доситуативной позиции.

Доситуативную позицию часто можно встретить, когда к нескольким, хорошо понимающим друг друга и имеющим свое особое содержание и особенности общения людям добавляется еще кто-то, кто не имеет опыта общения с ними. Это может быть мать или отец по отношению сыну и его друзьям, или человек в очереди, услышавший случайную фразу и пытающийся вступить в общение с мало знакомыми людьми, новый струдник, попавший в коллектив, где есть жесткие и четкие законы общения.

До определенного психологического возраста дети способны реализовать лишь эту позицию. Например, ребенок, которого попросили принести что-то из другой комнаты, оказывается не в состоянии сделать это, так как забывает инструкцию, как только наткнется по дороге на какой-то интересный предмет. Или малыш, убирающий игрушки в своей комнате, вдруг замирает в неудобной позе над листочком бумаги, валяющимся на полу. Двухлетний мальчик, услышавший непонятное ему, новое слово, перестает заниматься с заводной машинкой и начинает повторять это слово на разные лады или пытается выяснить у взрослого, что оно значит.

Несмотря на то, что в более поздних возрастах человек осваивает все многообразие позиций в общении, в его поведении и деятельности всегда можно встретить доситуативную позицию. При этом в одних случаях доситуативная позиция проявляется непроизвольно, случайно, как результат того, что субъект имеет проблемы в понимании ситуации общения, а в других – произвольно и сознательно строится человеком.

Уже из анализа немногих приведенных нами примеров доситуативного общения можно видеть его слабые стороны. Это, например, невозможность развивать содержательное общение в этой позиции и управлять как самой ситуацией общения, так и партнером по общению. Можно говорить также о некоторой асоциальности доситуативного общения, о том, что человек, находящийся в этой позиции, нередко может нарушать нормы поведения в той или иной ситуации. Однако, вместе с тем, наличие доситуативной позиции в общении свидетельствует о том, что у субъекта, с одной стороны, есть мотив и желание вступить в общение, а, с другой, есть также и некоторое содержание, которое при определенных условиях может стать основой совместной деятельности с другими людьми.

Психологические особенности доситуативной позиции в общении качественно меняются, когда общение превращается в ситуативное, то есть, начинает определяться целостной ситуацией общения.