Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная История (РТА СПб).doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
1.35 Mб
Скачать

7.2. Великие реформы Александра II

Узлом проблем, стоявших перед Россией, был крестьянский вопрос. В 1857 г. был учрежден очередной Секретный комитет по крестьянскому делу. В конце 1857 г. Александр II издал рескрипт на имя генерал-губернатора литовских губерний В. Н. Назимова, в котором предписал дворянам создавать губернские комитеты для подготовки крестьянской реформы. Секретный комитет по крестьянскому делу утратил тайный характер и был переименован в Главный. В губернских дворянских комитетах сформировались две основные группировки. Большинство помещиков предлагало освободить крестьян без земли или с маленьким наделом. Эта точка зрения была особенно популярна в черноземных губерниях, где земля имела особую ценность. Либеральное меньшинство предлагало освободить крестьян с землей за выкуп. Такое решение устраивало помещиков Нечерноземной полосы, где земля большой ценности не представляла. В 1859 г. для обработки проектов дворянских комитетов были созданы Редакционные комиссии во главе с Ростовцевым.

Александр II стал сторонником освобождения крестьян с землей. Царь и его приближенные боялись повторения пугачевщины, однако не меньшую роль сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название либеральной бюрократии (морской министр великий князь Константин Николаевич, министр внутренних дел С.С.Ланской, Н.А.Милютин). По их мнению, для укрепления позиций государственной власти освободить крестьян следовало с землей за выкуп, создать крепкое крестьянское хозяйство, предоставить определенную свободу общественным силам.

19 Февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Содержание реформы было изложено в «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Бывшие крепостные получили личную свободу и большинство общегражданских прав. Учреждалось крестьянское самоуправление (сельские и волостные сходы, сельские старосты и волостные старшины), которому передавался сбор податей и ряд судебных полномочий. Крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялось общинное землевладение и круговая порука в выплате податей. Крестьянам предоставлялись наделы полевой земли, однако примерно пятая их часть отрезалась в пользу помещиков («отрезки»). Крестьяне получали в среднем 3,3 десятины на ревизскую душу, т, е. на мужчину (женщинам земля не отводилась). За свои наделы они должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого значительно превышала рыночную стоимость земли (так правительство стремилось компенсировать помещикам потерю рабочих рук). 80% выкупной суммы помещикам выплачивало государство, причем долги помещиков государству вычитались из выкупной суммы. Крестьяне в течение 50 лет должны были возвращать долг государству с процентами. В целом выкупная операция оказалась чрезвычайно выгодной для государства, но разорительной для крестьян. По ценам середины века крестьянская земля стоила 544 млн. руб., а выкуп за нее был установлен в 867 млн., т. е. 323 млн. руб. – это фактически компенсация помещикам за личное освобождение крестьян.

Размеры выкупа и величина крестьянских наделов в каждом имении устанавливались по соглашению помещика с крестьянами, условия сделки фиксировались в особых документах – уставных грамотах, за составлением которых наблюдали назначенные правительством мировые посредники.

До заключения сделки крестьяне считались временнообязанными и продолжали работать на помещика, однако он уже не мог изменить размеры барщины и оброка.

В 1858-1863 гг. была проведена реформа удельных крестьян. В целом она была схожа с крестьянской реформой. На обязательный выкуп крестьяне переводились не через 20 лет, как помещичьи, а через 2 года, их земельный надел составлял в среднем 4,8 десятины земли. В 1866-1886 гг. прошла реформа государственных крестьян. «Положения 19 февраля» распространялись и на государственных крестьян, которые считались лично свободными, они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании (в среднем 5,9 десятины), могли платить оброчную подать государству или заключать с государством выкупную сделку. В целом крестьянская реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, однако сохранила и немало пережитков (помещичье землевладение, отработочная система, сословная обособленность крестьян, община). Большие сложности создавало и крестьянское малоземелье. Реформа сосредоточила значительные средства в руках государства, однако оказалась тяжелой для крестьян и затормозила становление самостоятельного крестьянского хозяйства.

Отмена крепостного права повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. В 1864 г. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» было введено местное самоуправление – земство, бессословное и выборное. Выборы в уездные земские собрания проводились на основе имущественного ценза. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернские земские собрания. Члены земских собраний именовались гласными. Дворянству на выборах предоставлялись значительные преимущества, председателями земских собраний избирались предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы – губернские и уездные земские управы. Земства получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих, в сферу их компетенции входили местные хозяйственные вопросы, школы, медицина, благотворительность. Земские служащие наладили статистику по хозяйству, распространяли агрономические новшества, устраивали сельскохозяйственные выставки, строили дороги, поднимали местную промышленность, торговлю, народное образование. В 1870 г. «Городовым положением» органы самоуправления, ведавшие хозяйственными вопросами, были созданы и в городах. Избиратели формировали городскую думу, которая создавала управу. Во главе думы и управы стоял городской голова. Право горожан участвовать в самоуправлении ограничивалось высоким имущественным цензом.

В 1864 г. была проведена самая последовательная из реформ – судебная. Более простые дела передавались выборным мировым судьям. Для сложных дел создавались окружные суды и судебные палаты. Решение о виновности подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели, т. е. представители общества. Судебный процесс стал гласным, публичным, состязательным (обвинение поддерживал прокурор, защиту представлял адвокат – присяжный поверенный). Вводилась несменяемость судей и судебных следователей, их независимость от администрации.

В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию. Вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, давалось право самостоятельно решать научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Согласно новому положению о народных училищах (1864), право открывать начальные школы получили, наряду с государством и церковью, земства, городские думы и частные лица. В том же году был принят устав гимназий, провозглашавший всесословность среднего образования.

В 1865 г. для столичных изданий предварительная цензура была заменена карательной – наказания могли налагаться за уже вышедшие в свет статьи. Была проведена реформа военных судов и военных учебных заведений, упорядочена система управления армией (введение военных округов). С 1874 г. рекрутчина заменялась всесословной воинской повинностью (все мужское население империи должно было отбывать воинскую повинность с 20-и лет, без различия сословий), причем значительные льготы давались с учетом образования.

Застой в политике, потеря правительством инициативы привели к нарастанию общественного кризиса, который на рубеже 1870-1880-х гг. привел к вооруженной борьбе революционеров-народовольцев против правительства. Для подавления революционного террора к власти был призван генерал М. Т. Лорис-Меликов, получивший диктаторские полномочия в качестве начальника Верховной распорядительной комиссии. Лорис-Меликов ужесточил репрессии против революционеров, одновременно пойдя на уступки умеренным, либеральным кругам. В 1881 г. он выдвинул проект привлечения депутатов от земств и городов к обсуждению (с совещательным голосом) отдельных государственных вопросов. Утром 1 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил проект, однако, спустя несколько часов, народовольцы смертельно ранили царя. Приход к власти нового императора Александра III похоронил надежды на продолжение реформ.

Таким образом, отмена крепостного права стимулировала проведение Великих реформ (земская, городская, судебная, военная, университетская и др.). Реформы имели судьбоносное значение, в то же время они сохранили немало пережитков. Застой в правительственной политике привел к кризису, который завершился гибелью Александра II в 1881 г.

В целом реформы 60-70-х гг. ХIХ в. имели огромное историческое значение. Они носили буржуазно-либеральный характер и создавали условия для капиталистической модернизации страны. Россия вступила на путь перехода от полуфеодального, аграрного строя к буржуазному, индустриальному. Эти реформы дали импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыли возможности для широкого развития рыночных отношений, культурных преобразований.

Реформы носили комплексный характер. Они затронули не только социально-экономические, но, частично, и политические основы общества, явились первым шагом на пути превращения России из самодержавной в буржуазную монархию.

Великие реформы способствовали гражданскому раскрепощению общества, подъему общественной жизни, развитию общественной мысли. Недаром современники называли эти реформы началом «эпохи освобождения».

Особенностью реформ было то, что они были проведены «сверху», самодержавной властью, которая в первую очередь стремилась обеспечить интересы дворянства. Подготовка и проведение реформ проходили в острой борьбе консерваторов и либералов, поэтому в тех исторических условиях они могли быть только компромиссными. Отсюда и противоречивость, незавершенность реформ, сохранение феодальных пережитков. Однако следует признать, что в то время, при том реальном соотношении политических и общественных сил реформаторы смогли достичь максимума возможного.