Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная История (РТА СПб).doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
1.35 Mб
Скачать

9.2. Революция и реформы в России

Воскресенье 9 января 1905 г. стало началом революции в России. В этот день 140 тыс. человек шли к царю с петицией, в тексте которой были отражены чаяния и просьбы об улучшении условий жизни рабочих. Но мирное шествие рабочих было расстреляно. Было убито 100 человек и ранено свыше 300 человек. В одном только Петербурге остановилось 600 фабрик и заводов. Императору был нанесен непоправимый моральный урон; вера в него после расстрела мирных демонстрантов была похоронена.

День 9 января вошел в историю как «кровавое воскресенье» и стал толчком к массовым революционным выступлениям и крестьянским волнениям. Майские забастовки рабочих, восстание на броненосце «Потемкин» (июнь 1905 г.), Всероссийская октябрьская политическая стачка показали кризис власти, необходимость политического обновления государства. В ходе революции рабочие создавали свои организации, способные защищать их социально-экономические интересы. Формой революционного творчества рабочих были Советы рабочих депутатов. Первым из них стал Иваново-Вознесенский Совет рабочих уполномоченных, организованный летом 1905 г. Совет не только руководил забастовкой, но и создал рабочую милицию, боевые дружины, запрещал торговцам повышать цены.

Главный лозунг революции – «Долой самодержавие!» Царизм представлял собой средневековую монархию с присущим ей политическим режимом. Однако тогда император сумел вывести страну из создавшегося положения. Он сумел заручиться поддержкой известных в России государственных деятелей, среди которых выделялся С.Ю. Витте (1849-1915), занимавший пост министра путей сообщения и затем – министра финансов. В первые дни Всероссийской октябрьской политической стачки, парализовавшей прежде всего пути сообщения, С.Ю. Витте назначается председателем Совета министров. До этого он занимал должность председателя Комитета министров (с 1903 г.).

В 1905-1906 гг. были утверждены и подписаны пакеты документов, призванных совершенствовать государственное строительство. В них подчеркивается легитимность статуса царя, адекватного представлениям народа о самодержавии. Одновременно он стремится к законодательному закреплению некоторых политико-юридических норм, свойственных гражданскому обществу.

Император и его ближайшие советники выстраивали систему разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. В царском манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанном 17 октября 1905 г., есть такие строки: «Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроенье народное и угроза целости и единству державы Нашей». В этом важнейшем государственном документе также провозглашалось дарование гражданских свобод – неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Впервые в истории России, не считая земских соборов, вводился представительный орган государственной власти – Государственная дума. Был опубликован избирательный закон, основные положения которого исходили из известной теории общественного договора.

По царскому манифесту Государственная дума являлась высшим законосовещательным органом. Полномочия Государственной думы не выходили за рамки самодержавных интересов императора. В годы революции работали I и II Государственные думы. 27 апреля 1906 г. открылась I Государственная дума, ее заседания проходили в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Она функционировала 72 дня. II Дума работала с 20 февраля до 3 июня 1907 г. В компетенцию Думы входили: обсуждение законопроектов и принятие рекомендаций по ним; рассмотрение росписи государственных доходов и расходов, утверждение нормативных документов об акциях и компаниях, составление думских запросов и утверждение государственного бюджета. Важнейшей составляющей деятельности Думы считалась разработка мер по развитию городского строительства и путей сообщения.

Новый государственный институт в правах и обязанностях уравнивался с Государственным советом, статус последнего в 1905 г. существенно менялся в сторону демократизации.

В государственном строительстве важное место занимал закон о Совете министров, который возглавлял «направление и объединение главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления». Совет министров был подведомствен императору и отчитывался только перед ним. Министерства функционировали на основе сочетания функционального и отраслевого принципов государственного управления. В целом на основе реформ 1905-1906 гг. сложилась система высших органов государственной власти, отдельные черты которой были близки к западному образцу.

Однако реформирование высших органов государственной власти не стало основой коренных политических преобразований в сторону демократизации общественной жизни. Абсолютизм и архаичность государственных структур, и несоответствие системы государственного управления происходящим в стране и на международной арене переменам вызвали к жизни симптомы очередного кризиса.

Как видно, проведенные в России государственно-административные реформы были далеки от западных образцов, и их половинчатость предвещала наступление новых революционных событий. Попытка трансформировать самодержавие в конституционную монархию оказалась тщетной, но в то же время надо принимать во внимание повышение общественной ответственности правящих кругов, особенно самого императора, за социально-экономическое и идейно-политическое положение в стране.

Для выхода из революционного кризиса царь предпринимает несколько оптимальных мер, в том числе подписывает некоторые нормативно-правовые документы. В результате их практической реализации произошла некоторая демократизация жизни всего многонационального населения России. Несколько ослаб социальный накал, началось урегулирование рабочего вопроса. Резко возросло число профсоюзов. В 1906 г. в России функционировало 652 профсоюза, где состояло свыше 245 тыс. членов. В ходе революции были сделаны первые робкие шаги по улучшению трудовых и социальных отношений. На предприятиях металлургической промышленности в Петербурге и на бакинских верфях в практику внедрялись коллективные трудовые договоры. Однако властям не удавалось удержать рабочих в рамках государственных интересов. Как прежде, так и в ходе революции социальный протест рабочих против власти и работодателей не прекращался. Стало очевидным, что государственные реформы не защитят российское общество от возможного социального взрыва. Причиной такой неустойчивости было сохранение средневековых традиций в деятельности органов государственной власти, воплощенных в абсолютной власти самодержца.

Половинчатость реформ в государственном управлении сказалась на взаимоотношениях политических партий и рабочего движения. Не было такой политической партии, которая бы не интересовалась рабочим вопросом.

Как известно, до начала революции существовала российская социал-демократия, хотя большевики и меньшевики выступали с противоположными лозунгами. Но их объединяло единство взглядов в вопросах оценки текущего момента, борьбы против царизма и установления демократической республики. Однако в вопросах тактики, с кем идти на левый блок, большевики и меньшевики не имели единой позиции: первые выступали за гегемонию пролетариата в союзе с революционной демократией, а вторые – с поддержкой буржуазии, и они в выдвигаемых требованиях не выходили за рамки социал-реформизма. Основатель российской социал-демократии Г. В. Плеханов, оказавшийся впоследствии в ее меньшевистских рядах, осуждал ленинскую теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Революционно-демократический лагерь российского общества был представлен энесами, эсерами и трудовиками, выступавшими с прокрестьянскими лозунгами. Самыми многочисленными по составу политическими организациями были эсеровские, которые объединились в партию социалистов-революционеров. Ее организационное оформление состоялось в 1906 г. В рядах партии насчитывалось 50-60 тыс. человек преимущественно из рабочих и крестьян. Идейную основу движения эсеров составила идеология народников, у которых террор считался политической составляющей борьбы за социализм. Их идеалы – социализация земли, ее уравнительное распределение между крестьянами, а также созыв Учредительного собрания. В I Государственной думе эсеры объединялись с трудовиками и выступали за отмену частной собственности и введение уравнительного землепользования. Во II Государственной думе эсеры представляли самостоятельную группу из 37 депутатов. Революционные события вдохновляли эсеров, поверивших в неизбежность социализма.

«Кровавое воскресенье» и Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 г. повысили общественно-политическую активность класса имущих. В стране началась кампания организационного формирования политических партий буржуазии и крупных дворян-землевладельцев. С программными заявлениями о конституционно-демократическом строе выступала Партия народной свободы, или Конституционно-демократическая партия (организационно оформилась накануне выхода Манифеста 17 октября). Официальным и признанным лидером партии кадетов был П.Н. Милюков (1859-1943).

Конституционно-демократическая партия проводила идеи умеренного либерализма. По признанию самого П. Н. Милюкова, партия «конституционная не должна была быть республиканской – это первое ограничение. Партия демократическая не должна была быть социалистической – это второе.» Кадеты в ходе революции расширили свои ряды. Если осенью 1905 г. действовало 72 кадетских комитета, то весной 1906 г. их число возросло до 274. Общая численность членов партии составляла 50-60 тыс. человек. В своей программе партия не поддерживала лозунги чисто демократической республики и обобществления производства. Однако это не помешало ей по своим идеалам и задачам быть ближе к западной модели политических партий. Социальный состав партии был демократичен; в нее мог вступить любой желающий – от рабочего до профессора. Интеллектуальное ядро партии составляли такие видные ученые, как академик В. И. Вернадский, профессора С. А. Муромцев, В. М. Гессен (специалисты в области гражданского и уголовного права), экономисты и публицисты П. Б. Струве, А. С. Изгоев, А. В. Тыркова, историки А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков.

Идеологию правого либерализма проводил «Союз 17 октября» – партия крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии. Бессменным председателем ЦК партии был А.И. Гучков (1862-1936), председатель III Думы, директор правления Московского учетного банка и страхового общества «Россия». Являясь сторонниками наследственной монархии, октябристы, как и кадеты, выступали за разделение высшей власти на три составляющие части.

В вопросах демократизации общественной жизни и правые, и левые либералы имели почти одинаковые программные принципы (гражданская свобода, неприкосновенность личности, частной собственности, свобода предпринимательства, введение всеобщего начального образования, совершенствование органов местного самоуправления), которые составляли реальное содержание западной демократии.

Схожи были взгляды и целевые задачи кадетов и октябристов по такому главному вопросу, как аграрно-крестьянский.

Политические программы либеральных и революционных партий несли на себе печать особенностей социально-экономического строя и отражали настроения в обществе. В то же время они способствовали поднятию политической культуры разных социальных слоев и внесли немалый вклад в раскрепощение общественного сознания.

Исключение составляли промонархические партии, одной из которых был «Союз русского народа» (основан в ноябре 1905 г.).

Промонархистские партии в соответствии с формулой «Православие, самодержавие, народность» отстаивали традиционный уклад жизни и выступали за незыблемость общественно-политических основ существующего строя. Программа «Союза русского народа», проникнутая консервативными идеями незыблемости самодержавного строя, устраивала некоторую часть рабочих, особенно тех, кому было дорого самодержавие. «Союз» ставил перед собой две задачи: во-первых, привлечь к себе широкие массы и создать из них щит, прикрывающий самодержавие, и, во-вторых, организовать боевые дружины для борьбы с революцией.

Революция 1905-1907 гг. потерпела поражение, одним из показателей которого является резкий спад рабочего профессионального движения. Социальные гарантии и политические права, достигнутые рабочими в ходе революции, не подкреплялись на практике. Да и сами рабочие нередко проявляли колебания между платформами различных политических партий: от черносотенцев до анархистов.

Движущими силами революции были также крестьяне, их выступления носили массовый характер.

Революция обнажила и национальный вопрос. Неспокойно было в Царстве Польском и в Великом княжестве Финляндском. На протяжении более 100 лет русско-польским отношениям были свойственны две неизбежные тенденции: сепаратизм с польской стороны и жесткий централизм со стороны самодержавия. В революции 1905-1907 гг. умеренные польские политические деятели выступали за самоопределение польского народа в составе Российской империи. Также существовали прибалтийский и финский вопросы. Однако пределы национальной самостоятельности Финляндии и Прибалтики были шире, чем на Кавказе и в Средней Азии. В последних этнический вопрос тесно переплетался с религиозным, особенно с мусульманским, что придавало особую остроту национальному движению. Революция способствовала активизации как сепаратистских, так и интеграционных процессов. В целом национальный вопрос не снимался с повестки дня высших органов государственной власти, особенно I и II Думы.

Революция потерпела поражение, но она подорвала устои монархического строя. Россия стала слабым звеном в системе мирового империализма. Ни одна политическая партия в революции не победила. Однако главный итог революции 1905-1907 гг. – ускорение политического развития России.

В начале прошлого века и ныне поднимается один и тот же риторический вопрос: была ли революция в 1905-1907 гг.? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С позиции западноевропейского политического опыта российские события 1905-1907 гг. мало похожи на буржуазно-демократические революции, совершившиеся на Западе, и совсем не умещаются в формат Великой французской революции.

Безусловно, историография революции 1905-1907 гг. разнообразна и порою противоречива. Это, может быть, и закономерно, поскольку революционные события в России были многофакторными и тесно переплетались с историко-культурными традициями российского многонационального народа.