Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kpzs.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
491.4 Кб
Скачать

3. Иберийская муниципальная система

В Испании, Португалии, Мексике, в ряде стран Латинской Америки, а также в некоторых арабских государствах (Египет, Сирия) применяется иберийская муниципальная система.

На всех уровнях избираются местные советы (избираемые населением) и главы местной администрации (самим советом или непосредственно населением), но последние утверждаются центральной властью в качестве ее представителя в административно-территориальной единице.

И с одной стороны глава администрации (регидор, алькад, префект и т.п.) является представителем местной власти (является органом местного самоуправления), а с другой – представляет интересы государственной власти (так как утверждается главой государства, правительством, каким-либо иным органом центральной исполнительной власти). Его «двойственная природа» проявляется на практике в том, что он исполняет решения местного совета, с другой – контролирует местное самоуправление (право приостановления решений местных советов, обращение к центральным органам власти с вопросом о роспуске представительных органов).

Например, в Египте на низовом территориальном уровне действуют избираемые населением старосты деревень и шейхи деревенских кварталов. Они избираются гражданами, но непосредственно подчиняются министру безопасности и являются государственными служащими. Как представители государственной власти на местах, старосты и шейхи главным образом выполняют полицейские функции, контролируют обеспечение безопасности.167

Таким образом, при иберийской системе «…избранный глава местной администрации обладает широкими полномочиями, объединяя в своих руках публичную власть территориального коллектива (как его представитель) и государственную власть (по уполномочию государственных органов)…».168

4. Система советов

Система советов (или система советов и исполнительных комитетов) традиционно была присуща социалистическим государствам. Но в настоящий момент данная система представляет скорее научный, чем практический интерес. Сейчас она продолжает сохраняться в той или иной форме лишь в нескольких странах, продолжающих считать себя социалистическими (Китай, Куба, КНДР, Вьетнам).

В ее основе лежит отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия (или точнее единовластии) представительных органов – советов – на соответствующей территории.

Идеал советской модели исключает любые разногласия в осуществлении власти. И потому такой способ организации власти исключает не только разделение властей по горизонтали (т.е. на законодательную, исполнительную и судебную), но и по вертикали (т.е. по территории). Как отмечает К.В. Арановский, из-за отсутствия разногласий между местными и общегосударственными интересами отсутствует необходимость законодательно регулировать обособление местного управления от государства, средства контроля за территориями.169

«Советская» модель характеризуется иерархической соподчиненностью входящих в нее звеньев. Причем иерархичность начинается с низового территориального уровня, вплоть до общегосударственного. Все другие органы государства считаются производными от советов и им подчинены. Следовательно, никакой самостоятельности, автономности у органов местной власти в условиях жесткой вертикали власти – не существует.

Так, в ст.3 Конституции КНР 1982 года говорится: «Государственные органы Китайской Народной Республики применяют принцип демократического централизма. Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей разных уровней формируются через проведение демократических выборов. Они несут ответственность перед народом и находятся под его контролем. Все административные судебные и прокурорские органы государства создаются собраниями народных представителей, перед которыми они несут ответственность, и под контролем которых они находятся».

Иерархичность подобных органов можно рассмотреть опять же на примере Китая. Так, во главе государства находиться высший орган государственной власти КНР – Всекитайское Собрание Народных Представителей (ВСНП), с его постоянным органом – Постоянным Комитетом ВСНП. Далее следуют: органы власти в провинциях; городах центрального подчинения и городах с районным делением; уездах, городах, городских районах, волостях, национальных волостях и поселках. Причем статус низовых звеньев системы советов регулируется самой Конституцией Китая: раздел пятый – «Местные собрания народных представителей и местные правительства разных уровней».

Исполнительными органами местных советов обычно являются формируемые ими из своего состава исполнительные комитеты. Они действуют согласно принципу двойного подчинения: вышестоящему органу управления и соответствующему местному совету. Так, ст.146 Конституции КНДР 1972 г указывает, что «…Местные Народные комитеты работают под руководством соответствующих Народных собраний, вышестоящих Народных собраний и Народных комитетов и ответственны в своей деятельности перед ними…».

Полномочия таких органов можно рассмотреть на примере ст.143 Конституции КНДР. Она гласит: «Местные Народные комитеты обладают следующими обязанностями и полномочиями:

  • созывают сессии Народных собраний;

  • проводят работу для выборов депутатов в Народные собрания;

  • ведут работу с депутатами Народных собраний;

  • принимают меры к исполнению решений соответствующих Народных собраний и вышестоящих Народных собраний и Народных комитетов;

  • руководят деятельностью соответствующих административно-экономических комитетов;

  • руководят деятельностью нижестоящих Народных комитетов;

  • осуществляют руководство деятельностью учреждений, предприятий и организаций в соответствующих районах;

  • отменяют неоправданные решения и распоряжения соответствующих административно-экономических комитетов, нижестоящих Народных комитетов и административно-экономических комитетов и приостанавливают исполнение неоправданных решений нижестоящих Народных собраний;

  • назначают и освобождают от должности заместителей председателя, управляющих делами и членов соответствующих административно-экономических комитетов в период между сессиями Народных собраний…».

Однако на деле советы, а уж тем более исполнительные комитеты, с большой натяжкой можно назвать властными органами. Реальная власть на местах принадлежит партийным организациям, функционирующим на различных уровнях административно-территориального деления и принимающим все важные решения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]