Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник УП.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.11.2018
Размер:
3.35 Mб
Скачать

§ 3. Преступления против правосудия, совершаемые лицами, призванными в силу закона содействовать его осуществлению

Заведомо ложные показание, заключение эксперта или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ). Часть 1 ст. 307 УК предусматривает ответственность за заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего либо заключение эксперта, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования.

Непосредственным объектом данного состава преступления является нормальная (законная) деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда, а факультативным – могут быть права и свободы человека.

Объективная сторона преступления характеризуется активными действиями виновного и заключается в даче заведомо ложного показания свидетелем, потерпевшим, заключения экспертом, а равно заведомо неправильного перевода переводчиком.

Основанием для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности выступает то обстоятельство, что, несмотря на предупреждение их со стороны суда, следствия или лица, производящего дознание, о том, что дача правдивых показаний, заключения, правильного перевода есть их обязанность, нарушение которой влечет уголовную ответственность, они ее заведомо не исполняют.

Ложными следует считать показания свидетеля или потерпевшего, извращающие, искажающие подлинные обстоятельства, фактические данные, очевидцами которых они были. Ложные сведения могут иметь оправдательный или обвинительный характер, заведомо искажать истину относительно целей или намерений субъектов процесса. Это может выражаться в сообщении сведений, не соответствующих действительности, в отрицании подлинных фактических данных. Ложные показания – это активная попытка ввести дознание, предварительное следствие и суд в заблуждение, помешать установлению истины по делу.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является место и время сообщения сведений. Сообщение свидетелем или потерпевшим ложных сведений не при допросе, а, например, в письме, по телефону и т.п. не образует состава данного преступления.

Ложное заключение эксперта – это заведомо неверный вывод эксперта из исследованных им документов либо заведомое искажение им объективных данных относительно обстоятельств дела, причастности или непричастности к нему обвиняемого, а также заведомо неправильное сообщение и объяснение фактов, нуждающихся в научном или специальном познании.

Неправильный перевод – сознательное искажение содержания показаний, объяснений, речей участников процесса или иных материалов и документов при переводе с одного языка на другой, в результате чего суд или следственные органы вводятся в заблуждение относительно исследуемых обстоятельств дела.

Это формальный состав преступления, поэтому оконченным он считается с момента совершения указанных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, виновный сознает, что при допросе, даче заключения либо при переводе он сообщает органам дознания, следствия или суду ложные сведения, дает ложное заключение либо делает неправильный перевод, и желает таким образом ввести суд либо следственные органы в заблуждение.

Мотивы такого поведения могут быть различными: зависть, месть, стремление выгородить виновного, корысть и т.д.

Субъект преступления – только лицо, вызванное в качестве свидетеля, признанное потерпевшим, назначенное экспертом или переводчиком, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 ст. 307 УК предусматривает ответственность при наличии квалифицирующих обстоятельств. Это заведомо ложное обвинение лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Понятия тяжкого и особо тяжкого преступления раскрываются в ст. 15 УК.

Примечание к ст. 307 УК содержит поощрительную норму: «Свидетель, потерпевший, эксперт или переводчик освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний, заключения или заведомо неправильном переводе». Данная норма должна служить целям профилактики рассматриваемых преступлений, число которых в процессе правоприменения немалое.

Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ). Непосредственным объектом данного состава преступления являются интересы правосудия, его нормальная деятельность.

Объективная сторона заключается в пассивном поведении свидетеля или потерпевшего, в отказе их дать показания в суде, на предварительном следствии или при производстве дознания.

Отказ от дачи показаний представляет собой нежелание свидетеля или потерпевшего давать правдивые показания по существу дела.

Для отказа характерно прямое заявление этих лиц в устной или письменной форме о нежелании давать показания. Однако следует иметь в виду, что ответственность наступает лишь в тех случаях, когда свидетель или потерпевший обладает требуемыми сведениями.

Замаскированной формой отказа может быть уклонение указанных лиц от явки в судебное заседание или к следователю по неуважительным причинам или несмотря на неоднократные вызовы, а также ложное утверждение о незнании обстоятельств дела, интересующих суд или следствие, или умолчание об определенных фактах при допросе. В таких случаях необходимо установить, что подобное поведение свидетеля связано с нежеланием его или потерпевшего, что оно фактически является отказом от дачи показаний.

Оконченным это преступление считается с момента отказа свидетеля или потерпевшего от дачи показаний.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что он, несмотря на официальный, нередко неоднократный вызов в суд или органы следствия и дознания для дачи показаний, а также на предупреждение об ответственности за отказ от дачи показаний, продолжает вести себя так же, отказывается от дачи показаний и желает таким образом причинить вред правосудию.

Мотив может быть различным: личная заинтересованность в исходе дела, боязнь мести и т.д.

Субъектом преступления является физическое вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, которое в установленном уголовно-процессуальным законом порядке признано свидетелем или потерпевшим.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников в силу примечания к ст. 308 УК.

Разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ). В данной статье предусмотрена уголовная ответственность за разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание.

Общественная опасность такого деяния заключается в том, что оно причиняет существенный вред не только правосудию, но может причинить тяжкий вред конкретному лицу, заинтересованному в защите своих личных или имущественных прав.

Непосредственным объектом преступления являются интересы правосудия, а дополнительным – личные и имущественные права и интересы граждан.

Объективная сторона преступления представляет собой совершение активных действий и выражается в сообщении хотя бы одному лицу данных сведений. Само разглашение может быть совершено устно, письменно, по телефону, публикацией в печати, по телевидению и т.д.

К данным предварительного следствия относятся не только фактические данные по делу (показания свидетелей, потерпевших, обвиняемых, протоколы обыска, осмотра места преступления, проведения эксперимента, заключение эксперта и т.п., но и план будущих действий (вызов новых лиц, в том числе и свидетелей и т.д.).

Преступление считается оконченным с момента совершения самого факта разглашения данных предварительного следствия или дознания без разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание.

Наступления каких-либо вредных последствий для наличия состава преступления не требуется, однако установление их необходимо и наличие их учитывается при назначении наказания.

Субъективная сторона рассматриваемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновное лицо сознает, что оно разглашает данные предварительного следствия или дознания, и желает совершения подобных действий.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет и предупрежденное в установленном законом порядке о недопустимости разглашения данных предварительного расследования.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ). Основной объект преступления – нормальная работа органов правосудия, а дополнительный – безопасность судей, участников уголовного процесса и их близких.

Объективная сторона этого состава преступления заключается в совершении активных действий и выражается в разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников правосудия. Разглашение сведений о мерах безопасности может быть совершено в устной или письменной форме, по телефону и т.п. Преступление следует считать оконченным с момента передачи таких сведений постороннему лицу.

Субъективная сторона выражается в виде прямого ил косвенного умысла. Виновный сознает, что он обладает такими сведениями, что эти сведения касаются определенного круга лиц и что они применяются в целях обеспечения безопасности этих лиц, и тем не менее желает или сознательно допускает разглашения этих мер безопасности.

Субъект преступления – специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому разглашаемые им сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью.