Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник УП.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
19.11.2018
Размер:
3.35 Mб
Скачать

Глава 6 преступления против семьи и несовершеннолетних § 1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних

Конституция РФ установила, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Преступные деяния против семьи и несовершеннолетних в УК РСФСР 1960 г. размещались в разных главах. В настоящее время в УК РФ выделена самостоятельная глава, куда включены деяния, посягающие на интересы семьи и несовершеннолетних, что представляется вполне обоснованным.

Видовым объектом преступлений данной группы является та совокупность прав, благ, которая имеет место преимущественно в системе семейных отношений, а иногда и права несовершеннолетних, которые живут и воспитываются не семьей, а в доме-интернате, учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением в государственном, муниципальном учреждении.

Глава 20 УК РФ предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК), торговлю несовершеннолетними (ст. 152 УК), подмену ребенка (ст. 153 УК), незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154 УК), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК).

§ 2. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ). Объектом преступления является право несовершеннолетнего на правильное нравственное развитие и нормальный образ жизни. Потерпевшим от преступления может быть любое лицо, не достигшее 18 лет.

Объективная сторона преступления характеризуется вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления.

В русском языке слово «вовлекать» означает привлекать к участию в чем-либо, и оно имеет синонимы: «втягивать», «затягивать» (постепенно вовлекая в какое-либо дело), «завле­кать» (вовлекать в какое-либо дело, показав его привлекательные стороны), а также, что важно для понимания сущности данного состава, «втравливать» (разг.), т.е. привлекать к деятельному участию в чем-либо, обычно дурном, предосудительном1.

Вовлечение может быть осуществлено различными путями, например, обещанием материального вознаграждения или получения других выгод. Несовершеннолетний может быть втянутым в совершение преступления вследствие доверчивости, неведения, с помощью обмана. Преступник может использовать психическое воздействие – угрозу. Законодатель не говорит о содержании угрозы. Преступник может угрожать потерпевшему похищением, совершением гомосексуального акта, уничтожением имущества. Угроза может быть адресована и близким к потерпевшему лицам.

Реализация угрозы требует дополнительной квалификации совершенного по статьям, предусматривающим ответственность за посягательства на свободу, отношения собственности. К иному способу вовлечения в совершение преступления несовершеннолетнего можно отнести, например, воспитание потерпевшего в духе ложного романтизма преступной жизни и таким образом осуществить склонение его к преступной деятельности.

Оконченным рассматриваемое преступление признается с момента совершения любых деяний, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, независимо от того, совершило несовершеннолетнее лицо преступление или нет. В этот момент нарушается право несовершеннолетнего на правильное нравственное развитие и нормальный образ жизни. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в своем определении от 17 февраля 1972 г. указала, что ответственность по ст. 210 УК РСФСР (соответственно ст. 150 УК РФ 1996 г.) за вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность наступает независимо от фактического совершения несовершеннолетним преступления или участия в нем, а также независимо от того, по каким причинам несовершеннолетний не совершил преступление, к которому его склонил совершеннолетний1.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» от 25 декабря 1990 г. в редакции постановлений Пленума ВС РФ от 21 декабря 1993 г. и от 25 октября 1996 г. указывается: «Если несовершеннолетний совершает конкретное преступление по предложению взрослого, действия последнего надлежит квалифицировать по ст. 210 УК РСФСР (ст. 150, 151 УК РФ) и по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в форме подстрекательства) в совершенном подростком преступлении»2.

Если взрослый вовлекает несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, или подростка в возрасте от 14 до 16 лет в совершение преступления, за которое последний по закону не подлежит уголовной ответственности, то совершеннолетнее лицо отвечает по совокупности преступлений: по ст. 150 УК и как исполнитель того общественно опасного и противоправного деяния, которое совершил подросток, даже если оно фактически не выполняло его объективную сторону.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Преступник понимает, что негативно воздействует на лицо, не достигшее совершеннолетия, для того, чтобы склонить к совершению преступления и желает этого. Не будет в действиях состава преступления, рассматриваемого в данной статье, если лицо не сознало, что вовлекаемый в преступление подросток является несовершеннолетним.

Мотивы и цели преступления могут быть различными.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения названного преступления 18-летнего возраста.

Преступление признается квалифицированным, если оно осуществляется родителем, педагогом либо другим лицом (опекуном, попечителем), на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. По ч. 2 ст. 150 УК квалифицируется вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления родителем, который не лишен родительских прав по закону.

По ч. 3 ст. 150 УК квалифицируются действия, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 этой статьи, совершенные с применением насилия или угрозой его применения. Физическое насилие как способ склонения несовершеннолетнего к совершению преступления может выразиться в нанесении ему побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью. Причинение потерпевшему более тяжкого вреда здоровью с той же целью следует квалифицировать по совокупности преступлений, потому что такое посягательство на здоровье не охватывается ч. 3 ст. 150 УК.

Если несовершеннолетнего вовлекают в преступную группу или в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, то содеянное надлежит квалифицировать по ч. 4 ст. 150 УК.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение анти­общественных действий (ст. 151 УК РФ). Объектом названного преступления является право несовершеннолетнего на правильное нравственное и психофизическое развитие и нормальный образ жизни. Потерпевшим от преступления может быть только лицо, не достигшее совершеннолетия.

С объективной стороны преступление может выразиться в следующих формах: 1) вовлечение несовершеннолетнего лица в систематическое употребление спиртных напитков; 2) вовлече­ние несовершеннолетнего в систематическое употребление одурманивающих веществ; 3) вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией; 4) вовлечение несовершеннолетнего в занятия бродяжничеством или попрошайничеством.

Вовлечение – это действия, направленные на то, чтобы приобщить несовершеннолетнего к определенному в ч. 1 ст. 151 УК антиобщественному поведению. Для квалификации содеянного по ст. 151 УК достаточно наличия в действиях виновного хотя бы одного из названных в диспозиции обстоятельств. Совокупность указанных в статье обстоятельств при посягательстве на права несовершеннолетнего может влиять на вид и меру наказания. Под вовлечением несовершеннолетнего в пьянство следует понимать приобщение его к систематическому употреблению алкогольных напитков. Употребление спиртных напитков следует считать систематическим, если они употреблялись не менее трех раз.

Вовлечение несовершеннолетних в употребление одурманивающих веществ также предполагает систематическое воздействие на потерпевшего. К одурманивающим веществам относятся препараты медицинского назначения, а также те, что могут вызвать одурманивание, независимо от того, какого они происхождения – органического или неорганического. Вовлечением в употребление одурманивающих веществ следует также считать сбыт указанных веществ несовершеннолетнему, оказание помощи в их приобретении или изготовлении, формирование навыков их употребления и др.

Названное преступление следует считать оконченным с момента использования любого способа воздействия на несовершеннолетнего, кроме физического насилия или угрозы его применения, ибо этот вид преступления является квалифицированным. Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих средств наступает в том случае, если оно осуществлялось систематически, то есть не менее трех раз.

Под вовлечением несовершеннолетних в проституцию понимается воздействие на лицо любого пола, не достигшее 18-летнего возраста, с целью вовлечь в ведение беспорядочной половой жизни за вознаграждение1. Процесс вовлечения может осуществляться путем уговоров, обещаний, советов. Потерпевшим в таких случаях может быть лицо женского либо мужского пола.

Вовлечением в бродяжничество – приобщение несовершеннолетнего к постоянному перемещению из одного населенного пункта в другой вместе со взрослым лицом или возбуждение у него желания самостоятельно уйти в скитание, бродяжничество. При этом действия признаются бродяжничеством независимо от того, имеет несовершеннолетний постоянное местожительство или нет.

Под попрошайничеством понимается систематическое выпрашивание денег или других материальных благ у граждан под предлогом материальной нужды.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Умысел прямой. Мотивы и цели преступления различны. Виновный сознает, что отрицательно воздействует на несовершеннолетнего, предвидит пагубность своего влияния и желает вовлечь его в антиобщественное поведение. Если совершеннолетний не знал, что вовлекаемый в антиобщественную деятельность несовершеннолетний, то в его действиях нет состава названного преступления.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее совершеннолетия.

Данный возрастной признак субъекта объясняется тем, что потерпевшим от указанного преступления может быть только лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

Квалифицирующие признаки в ч. 2 и ч. 3 ст. 151 УК отчасти совпадают с квалифицирующими признаками посягательств, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 150 УК. Признак неоднократности вовлечения несовершеннолетнего в систематическое совершение антиобщественных действий (ч. 2 ст. 151 УК) истолковывается на основании ст. 16 УК РФ.

Торговля несовершеннолетними (ст. 152 УК РФ). Значительные изменения в экономической и социальной жизни России порождают новые виды общественно опасных деяний. К ним, в частности, относится деяние, предусмотренное ст. 152 УК, – торговля детьми. В международных документах и теории права торговля людьми понимается несколько шире, сюда включены составы, предусматривающие ответственность за рабство, работорговлю, торговлю женщинами, торговлю детьми и принудительный труд1.

Объектом преступления является неотчуждаемое право ребенка находиться, расти, развиваться в естественной среде, в составе семьи или в фактически сложившихся аналогичных семейным условиях.

Потерпевшим от преступления может быть родной ребенок, а также усыновленный (удочеренный), не достигший совершеннолетнего возраста.

Объективная сторона выражается в купле-продаже либо совершении иных сделок родителем в отношении несовершеннолетнего либо лицом, на законном или фактическом попечении которого ребенок находится.

Под продажей понимается передача ребенка навсегда другому лицу в «собственность» за вознаграждение. При этом акт продажи может выразиться в получении продавцом за ребенка вознаграждения в денежном выражении или в принятии каких-либо других материальных ценностей (например, квартиры, автомашины) или выполнении услуг материального порядка. Не имеет значения для квалификации, кому продается ребенок (российским или иностранным гражданам), а также для кого приобретается ребенок: для себя или других лиц. Под иными сделками в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и завладения им следует понимать, например, передачу потерпевшего в дар.

Оконченным преступление признается с момента передачи ребенка за вознаграждение в другие руки или завладения им независимо от сроков нахождения его в незаконном «владении». Недоведение сделки купли-продажи ребенка до конца по обстоятельствам, не зависящим от воли виновного, должно квалифицироваться как неоконченное преступление.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыш­ленной виной. Умысел может быть только прямой. Мотивом преступления продавца является желание получить материальную выгоду или избавиться от забот о ребенке, а у покупателя – желание иметь детей, прислугу и др. Передача ребенка лицам, желающим его иметь, без получения вознаграждения также образует состав преступления.

Субъектом преступления могут быть не только родители, но и усыновители, а также любое другое лицо, у которого ребенок находится на законном либо фактическом попечении. Покупатель как субъект преступления – это физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

В ч. 2 ст. 152 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные виды торговли несовершеннолетними. Преступные действия квалифицируются по п. «а» ч. 2 ст. 152 УК как неоднократные в тех случаях, когда они совершены не менее двух раз (подробнее см. изложенный комментарий к п. «н» ч. 2 ст. 105 УК). Если преступление совершается в отношении двух или более несовершеннолетних, то содеянное следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 152 УК, то есть в таких случаях имеется два и более потерпевших. Преступление считается квалифицированным (п. «в» ч. 2 ст. 152 УК), если оно совершается по предварительному сговору или организованной группой. Если купле-продаже предшествует предварительный сговор, то следует иметь в виду не только продавца и покупателя, но и других лиц, объединенные усилия которых сделали возможным совершение данного преступления. (Совершение преступления организованной группой см. в комментарии к п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК). Действия виновного надлежит квалифицировать по п. «г» ч. 2 ст. 152 УК, если названное преступление совершено благодаря служебному положению, которое использовано для совершения купли-продажи несовершеннолетнего. Таким лицом может оказаться директор дома-интерната, главный врач родильного дома и др.

Пункт «д» ч. 2 ст. 152 УК применяется в случаях, когда преступная сделка по купле-продаже несовершеннолетнего сопряжена с противоправным вывозом потерпевшего за границу либо когда купля-продажа осуществлена за рубежом и это является препятствием для возвращения его домой.

Применение п. «е» ч. 2 ст. 152 УК будет иметь место тогда, когда преступление осуществлялось в целях вовлечения приобретенного несовершеннолетнего в совершение преступления или иное антиобщественное поведение. Если будет установлена реализация цели, то содеянное необходимо квалифицировать по совокупности преступлений: по п. «е» ч. 2 ст. 152 УК и ст. 150 или ст. 151 УК. По п. «е» ч. 2 ст. 152 надлежит квалифицировать и случаи купли-продажи несовершеннолетнего для совершения с ним действий сексуального характера.

Пункт «ж» ч. 2 ст. 152 УК подлежит применению, когда будет установлено, что покупатель при покупке несовершеннолетнего преследовал цель изъять у него органы или ткани. В тех случаях, когда цель была реализована, есть основание квалифицировать деяние по совокупности преступлений, то есть по п. «ж» ч. 2 ст. 152 УК и как принуждение к трансплантации (ст. 120 УК), либо как соответствующие посягательства на здоровье или жизнь.

Если в результате деяний, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 152 УК, потерпевшему по неосторожности причиняется смерть или наступают иные тяжкие последствия, то содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 152 УК. Под иными тяжкими последствиями понимается самоубийство, психическое заболевание либо другой тяжкий вред здоровью потерпевшего. Для квалификации действий виновного по ч. 3 ст. 152 УК необходимо установить наличие причинной связи между деянием по купле-продаже несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в форме его передачи или завладения им и наступившим преступным последствием.