Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП Миграция и проблемы социального развития.DOC
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
1.25 Mб
Скачать

3. Семейные стратегии исследования миграций населения.

В начале 1980-х гг. в ряд исследователей переходят от моделей миграции, основанных на представлении об индивидуальном рациональном выборе к новой модели, в соответствии с которой принятие миграционных решений осуществляется на уровне семьи.

Данный подход предполагает, что семья — это наличие общего дохода, общих ресурсов и общих целей, а миграция — это стратегия, избираемая в ответ на невозможность обеспечить семейное потребление за счет ресурсов, имеющихся в данной местности. Эти обстоятельства обусловливают то, что в принятии решения на осуществление миграции участвуют все члены семьи. Семья насквозь проникнута идеологией и практикой социальных взаимоотношений между полами. Домохозяйство имеет собственную политическую организацию, в которой доступ к властным и иным ценимым ресурсам осуществляется по линиям социальных отношений между полами и поколениями.

Кроме того, учитывается, что внутрисемейные решения на миграцию нельзя анализировать в отрыве от внесемейных отношений, в отрыве от соответствующих институтов миграции, от той совокупности социальных сетей и посредников, на которой держится международная миграция.

Изучение семейных стратегий весьма существенно для понимания этнической миграции во всей ее сложности. Исследование, осуществленное на микроуровне, где центральное положение занимают семейные стратегии, может оказаться более успешным, способным раскрыть сложную мотивационную структуру решений о миграции.

Исследования, проведенные в ряде российских регионов среди мигрантов из стран – республик бывшего СССР, подтверждают мысль о том, что переселенцы не являются экономическими мигрантами — большинство из них не ожидают материальных выгод от переезда. Они не являются беженцами - теми, кто вынужден спасаться бегством из-за преследований на этнической почве. Скорее, как отмечают Х. Пилкингтон и  А. Физакли, «имеет место другое: и на этносоциальном, и на этнополитическом, и на этнопсихологическом уровнях новые властные отношения воздействуют на русских таким образом, что у тех создается устойчивое ощущение, будто в новых независимых государствах у них нет будущего»1.

4. Понятие «социальные сети» в исследовании миграций населения.

В конце 1980-х гг. М. Бойд, отмечая роль социальных сетей в миграционном процессе, указывала на то, что «отправной точкой при исследовании социальных сетей следует считать тот факт, что контекст для принятия индивидом или группой решения о миграции создают крупные структурные факторы. Однако на микроуровне на миграционные решения влияет еще и наличие цепочек связей, соединяющих людей в пространстве»2. Для того чтобы понять структуру расселения мигрантов, особенности их занятости и связей с родиной, необходимо стремиться раскрыть сеть таких цепочек взаимосвязей, которые охватывают и личные связи (внутри семьи, между друзьями, внутри локальной общности), и посреднические, предоставляемые агентствами по трудоустройству, частными посредниками.

Социальные сети могут являться одной из причин миграции, потому что позволяют снизить издержки и риски, связанные с миграционным перемещением, и повысить отдачу от него. С помощью сетей мигранты находят работу на новом месте, получают жилье и т. д.

Как отмечают Х. Пилкингтон и  А. Физакли, несмотря на значительную роль социальных сетей в формировании установки на миграцию, адаптации мигранта к условиям жизни на новом месте, при изучении миграционных процессов в рамках бывшего СССР ролью социальных сетей пренебрегают еще больше, чем ролью семейных стратегий.

В реальных условиях лица, переехавшие из республик бывшего СССР в Россию, гораздо больше полагаются на личные связи, которые формируются на нескольких уровнях, чем на помощь со стороны органов федеральной, региональной, местной власти и управления. Личные связи представляют собой многоуровневую структуру, которая формируется, во-первых, на уровне друзей, знакомых или родственников в России. Само их наличие играет зачастую решающую роль в принятии решения о переселении и при выборе конкретного целевого пункта миграции. Переселенцы полагают, что им помогут в решении многих острых проблем первого периода адаптации: устройстве на работу, поиске жилья, уходе за маленькими детьми и пр. Особенно это обстоятельство важно при переселении в города, т.к. в ряде местностей только наличие друзей и родственников среди коренных россиян может являться единственным средством получить регистрацию по месту жительства, а значит и крышу над головой.

Во-вторых, люди могут кооперироваться друг с другом еще до переселения, в местах прежнего проживания. Этот вариант построения «сетей» взаимопомощи характерен в основном для переезжающих в сельскую местность, и фактором притяжения служит в этом случае наличие знакомых, коллег, соседей, прибывших в Россию ранее (цепная миграция). Для этих «сетей» характерна в первую очередь информационная поддержка, а не помощь в выживании: переселенцы «первой волны» служат важным источником сведений об имеющихся в данной местности возможностях трудоустройства и, самое главное, о перспективах получения жилья. В ходе информационного обмена приток мигрантов на конкретную территорию либо нарастает, либо сходит на нет. В подавляющем большинстве случаев решающим аргументом в пользу переезда становится наличие жилья.

В-третьих, личные связи могут формироваться за счет случайных знакомств. Они обычно образуются в ходе разведывательных поездок в Россию, предпринимаемых некоторыми членами семьи, посланцами группы потенциальных мигрантов или производственного коллектива с целью найти подходящее место для переселения. Узнав во время этих путешествий от случайных знакомых (мигрантов или местных жителей), где можно было бы найти работу или жилье, «разведчики» приезжают по указанному адресу, договариваются с председателями колхозов или директорами заводов и затем возвращаются домой, уверенные в том, что нашли достойное для проживания место (хотя не всегда подобные договоренности реализуются в полной мере).

Безусловно, что сети взаимной поддержки мигрантов оказываются полезными и в психологическом, и в практическом отношении. Однако они не только облегчают принятие решения о миграции, но и зачастую провоцируют его. Тем более что среди русскоязычных меньшинств в новом зарубежье нередко развивается чувство надвигающейся изоляции, потому что они видят, как другие русские уезжают и как их дома и рабочие места занимают представители титульной национальности.

Информационные потоки и сети взаимопомощи играют одну из ключевых ролей в перемещениях населения. Их изучение позволяет многое сказать о миграционных процессах, т.к. миграция - это не просто акт осуществления индивидуальной мечты человека, но и результат воздействия со стороны социальной среды. Источники информации и особенности ее получения являются важной составной частью процесса репатриации русских в Россию, от них во многом зависит само развитие этого процесса.