Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП Миграция и проблемы социального развития.DOC
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
1.25 Mб
Скачать

2.2. Миграционные процессы в современном мире и их специфические черты

В условиях глобализации современного мира, расширения интеграционных процессов, изменения геополитической ситуации, разрушения биполярной (капиталистический – социалистический мир) системы, увеличения разделения между развитыми, развивающимися и бедными странами мира, демографического дисбаланса (вследствие уменьшения естественного прироста населения в развитых странах и перенаселенностью в развивающихся и бедных странах мира) миграция, разработка и осуществление миграционной политики выходят на первый план во внутренней и внешней политике многих стран мира.

В конце ХХ в. в миграционном движении населения мира на первый план вышли следующие миграционные потоки:

1) в США – из Китая, стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Таиланда, Филиппин), Индии, стран Южной и Центральной Америки (Бразилии, Колумбии, Пуэрто-Рико, Кубы, Панамы, Сальвадора, Мексики и др.);

  1. в Европейские страны (страны ЕЭС) – из стран Балканского полуострова (Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Албании, Турции), Северной Африки (Алжира, Туниса, Марокко), республик, ранее входивших в состав СССР. В рамках ЕЭС отмечается миграционный поток из Португалии (самой бедной из стран ЕЭС) в другие страны европейского союза;

  2. в арабские страны зоны Персидского залива (Саудовскую Аравию, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.) - из более бедных стран, в основном исламского мира (Пакистана, Египта, Бангладеш, Индии);

  3. в ЮАР – из стран, граничащих с ЮАР на севере (Замбии, Мозамбика, Анголы, Намибии);

  4. в Аргентину – из Боливии1.

Выделение данных потоков в качестве доминирующих позволяет заключить, что США по-прежнему являются самой привлекательной страной не только для жителей азиатских и латиноамериканских стран, но и для европейцев. Вместе с тем можно отметить и повышение интенсивности миграционных потоков между странами Юга и Севера. Их интенсивность связана со все более растущим разрывом в уровне развития развитых и развивающихся стран. В числе последних в последние десятилетия ХХ в. выделилась группа стран, экономика которых оказалась в состоянии глубокой депрессии, а их население испытывает нехватку элементарных средств к существованию. Среди таких стран можно назвать Сомали, Эфиопию, Эритрею, Судан, Бангладеш и др. Состояние их экономики, разрушенной в результате длительных гражданских войн, межнациональных, религиозных конфликтов, позволяет отнести их уже не к категории развивающихся стран, а к категории стран четвертого мира. Развитые страны мира, международные организации, формируя и проводя в жизнь свою политику в отношении стран четвертого мира, сталкиваются с необходимостью решить дилемму, которая состоит в том, что увеличение помощи бедным странам в еще большей степени усиливает их зависимость от богатых стран, а отказ от осуществления подобной помощи приводит к резкой активизации миграционных процессов, иммиграции населения из бедных стран в страны Западной Европы и Северной Америки.

В настоящее время в странах Западной Европы уже проживает более 20 млн. только легальных иммигрантов из других регионов мира. Гражданские войны, экономическая, политическая нестабильность в развивающихся и бедных странах мира всякий раз приводят к возникновению все новых и новых волн миграции, обрушивающихся на страны Европы и Северной Америки. О том, насколько политическая нестабильность может повлиять на миграционные процессы и, в свою очередь, на политическую, экономическую стабильность в развитых странах мира, указывал в свое время лидер Китайской коммунистической партии Дэн Сяопин. В частности, он писал, что политическая нестабильность в Китае может вызвать массовые переселения китайского населения в находящиеся рядом страны. В этом случае, по оценкам Дэн Сяопина, порядка 500 тыс. китайцев переселится в Гонконг, 10 млн человек - в Таиланд, 100 млн - в Индонезию. Сколько переселится в Россию и станы СНГ через прозрачные и практически неохраняемые границы - неизвестно, но эта цифра, только по приблизительным оценкам, может составить несколько десятков миллионов человек1.

Значительные масштабы миграции способны внести существенные изменения в демографический, этнический, религиозный, экономический, культурный, политический ландшафт современного западного мира. Во многом эти изменения составляют объективную основу для роста агрессии и расизма в среде западного общества по отношению к иммигрантам. Или, как это обозначают современные западные исследователи А. Кинг и Б. Шнайдер, ‑ «демографической агрессии» и «оборонительного расизма»2.

Вместе с тем европейские страны, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других стран, вследствие демографических и иных проблем, выказывают заинтересованность в притоке на свою территорию некоторых категорий мигрантов, отвечающих определенным профессиональным, интеллектуальным и иным требованиям. Показательно, что, например, в США в настоящее время из каждых 10 человек, получающих докторскую степень в области естественных и технических наук, почти каждый десятый – выходец из стран Азии: КНР, Тайваня или Кореи. Еще более значительна доля ученых и инженеров, выходцев из стран Европы и бывшего СССР1.

Весной 2000 г. отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН был подготовлен доклад под названием «Замещающая миграция: является ли она решением проблемы сокращения численности и старения населения?»2.

«Замещающая миграция» - это миграционный прирост, который компенсирует недостаток рождений, необходимый для поддержания в некоторый период времени в данной стране постоянства либо численности, либо каких-либо иных демографических показателей (например, соотношения половых либо возрастных групп населения). Понятие «замещающая миграция» употребляется в трех разных смыслах:

    1. это миграционный прирост, при котором численность населения не меняется;

    2. это миграционный прирост, при котором численность трудоспособного населения не меняется;

    3. это миграционный прирост, при котором доля лиц в старших возрастах не увеличивается.

Согласно оценкам авторов доклада, при отсутствии замещающей миграции сокращение численности населения в развитых странах мира неизбежно. Повышение уровня рождаемости до количества необходимого для обеспечения простого воспроизводства населения в ближайшие десятилетия представляется маловероятным. Только иммиграция может предотвратить сокращение численности населения во всех странах, представленных в докладе. Величина иммиграционного притока, необходимого для этого, значительно варьируется по странам, в зависимости от их демографического прошлого (см. табл. 2).

Таблица 2

Среднегодовой миграционный прирост за 1990 - 2000 гг. и необходимый для неизменности численности населения в 2000 – 2050 гг.

Страна или регион

Среднегодовой миграционный прирост (тыс. человек)

Разница: [5]=[4]-[2]

Разница: [6]=[4]-[3]

Доля миг-рантов (в %), прибывших после 1995 г., и их потом-ков в общей численности населения в 2050 г.

За 1990-2000 гг. (оценка)

В 2000-2050 гг. по прогнозу ООН

1998 г.

Необходимый для поддержания неизменной численности населения

Германия

393

204

344

-49

140

28

Италия

85

6

251

166

245

29

Республика Корея

-15

-7

30

45

37

3,2

Россия

384

109

498

114

389

22,9

Великобритания

46

20

53

7

33

5,5

США

805

760

128

-677

-632

2,5

Франция

56

7

29

-27

22

2,9

Япония

19

0

343

324

343

17,7

Европа

999

376

1917

918

1541

17,5

Европейский Союз

792

270

949

157

679

16,5

Результаты исследования показывают, что Европейский Союз может избежать сокращения численности населения при небольшом увеличении иммиграционного притока по сравнению с объемом 1990-х гг., в то время как всей Европе для этого потребуется почти двукратное увеличение объема миграции. Для предотвращения уменьшения численности населения в Республике Корея нужен относительно небольшой по величине миграционный прирост. Однако и это означало бы очень большие изменения для Кореи, которая до сегодняшнего дня остается страной эмиграции. Италии и Японии для сохранения численности населения неизменной было бы необходимо увеличить миграционный прирост в несколько раз. Напротив, Германии, США, Франции для поддержания численности населения потребовалось бы ежегодно принимать меньше иммигрантов, чем они принимали за последнее десятилетие. В Великобритании и России неизменность численности населения может обеспечить миграционный прирост, соразмерный с их среднегодовыми оценками для 1990-х гг.

Поддержание неизменной численности населения за счет миграции приведет к тому, что в 2050 г. в некоторых странах, в том числе и в России, доля мигрантов и их потомков будет составлять от 20 до 30 % их населения.

Проблема замещающей миграции - порождение двух тенденций, становящихся все более характерными для некоторых частей мира, - тенденции к прекращению роста населения многих стран, и даже к его убыли (депопуляции), и тенденции демографического старения.

Депопуляция самым непосредственным образом связана с другим демографическим процессом - старением населения. И депопуляция, и старение обусловлены одними и теми же причинами:

во-первых, это устойчивое снижение уровня рождаемости, который в большинстве развитых стран мира, и не только в них, опустился ниже уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения;

во-вторых, снижение смертности в старших возрастных группах и продолжающийся рост ожидаемой продолжительности жизни.

Согласно оценкам ООН к 2050 г. численность населения сократится более чем в 30 странах, в основном европейских. Наиболее заметно - примерно на одну треть - население уменьшится в Болгарии, Италии, Латвии и Эстонии. Напротив, население США, согласно прогнозу, увеличится почти на четверть благодаря высокому миграционному приросту и более высокой по сравнению со странами Европы рождаемости. Население Европейского Союза, превышавшее население США в 1995 г. на 105 млн человек, в 2050 г. станет меньше его на 18 млн (см. табл. 3).

Таблица 3

Депопуляция и старение населения в странах мира, 2000 – 2050 гг.1

Страны

Численность населения

(млн человек)

Сокращение численности населения

(млн человек)

Доля лиц в возрасте от 60 лет и старше (в %)

2000 г.

2050 г.

В млн.

В %

2000 г.

2050 г.

Австрия

8 080

6 452

-1 628

-20

20,7

41

Армения

3 787

3 150

-637

-17

13,2

39,5

Барбадос

267

263

-4

-2

13,4

35,4

Белоруссия

10 187

8 305

-1 882

-18

18,9

35,8

Бельгия

10 249

9 583

-667

-7

22,1

35,5

Болгария

7 949

4 531

-3 419

-43

21,7

38,6

Босния и Герцеговина

3 977

3 458

-519

-13

14,9

37,7

Великобритания

59 415

58 933

-482

-1

20,6

34

Венгрия

9 968

7 486

-2 481

-25

19,7

36,2

Германия

82 017

70 805

-11 212

-14

23,2

38,1

Греция

10 610

8 983

-1 627

-15

23,4

40,7

Грузия

5 262

3 219

-2 043

-39

18,7

35,8

Дания

5 320

5 080

-240

-5

20

31,8

Испания

39 910

31 282

-8 629

-22

21,8

44,1

Италия

57 530

42 962

-14 568

-25

24,1

42,3

Казахстан

16 172

15 302

-871

-5

11,2

25,4

Куба

11 199

10 764

-435

-4

13,7

34

Латвия

2 421

1 744

-677

-28

20,9

37,5

Литва

3 696

2 989

-707

-19

18,6

37,3

Македония

2 034

1 894

-140

-7

14,4

33,8

Польша

38 605

33 370

-5 235

-14

16,6

35,6

Португалия

10 016

9 006

-1 010

-10

20,8

35,7

Молдавия

4 295

3 577

-718

-17

13,7

32,5

Россия

145 491

104 258

-41 233

-28

18,5

37,2

Румыния

22 438

18 150

-4 288

-19

18,8

34,2

Словакия

5 399

4 674

-724

-13

15,4

36,8

Словения

1 988

1 527

-461

-23

19,2

42,4

Украина

49 568

29 959

-19 609

-40

20,5

38,1

Финляндия

5 172

4 693

-479

-9

19,9

34,4

Хорватия

4 654

4 179

-474

-10

20,2

30,8

Чехия

10 272

8 429

-1 842

-18

18,4

40,1

Швейцария

7 170

5 607

-1 563

-22

21,3

38,9

Швеция

8 842

7 777

-1 066

-12

22,4

37,7

Эстония

1 393

752

-642

-46

20,2

35,9

Югославия

10 552

9 030

-1 522

-14

18,3

32,5

Япония

127 096

109 220

-17 876

-14

23,2

42,3

В первой половине XXI в. показатели старения населения достигнут самых высоких отметок из когда-либо наблюдавшихся в истории человечества. К 2050 г. почти треть жителей, упомянутых в табл. 3. стран, будут составлять люди в возрасте старше 65 лет, а в Италии и Испании доля пожилых превысит 35 %. К 2050 г. коэффициент демографической поддержки пожилых, показывающий количество лиц в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет), приходящихся на одного человека в возрасте 65 лет и старше, во многих странах сократится более чем наполовину: с 4 или 5 до 2.

Меняющийся возрастной состав населения Западной Европы и Японии, замедление темпов или отсутствие демографического роста в этих странах поставили вопрос о неотложном реформировании или адаптации к новой демографической реальности прежней социально-экономической системы, системы пенсионного обеспечения, трудового законодательства, здравоохранения и др.

Каковы механизмы и перспективы решения демографических проблем?

Демографический рост и возрастная структура населения определяются тремя компонентами: рождаемостью, смертностью и миграцией. Однако цели и возможности управления каждой из компонент заметно различаются.

Если говорить о перспективах рождаемости в развитых странах, можно отметить, что ее уровень в ближайшие десятилетия не будет обеспечивать простое воспроизводство населения в этих странах. Все признают нынешнюю низкую рождаемость и ее дальнейшее снижение нежелательными, но никто не знает, как добиться ее повышения до уровня, хотя бы стабильно обеспечивающего простое воспроизводство населения. Ожидается, что коэффициент суммарной рождаемости будет колебаться здесь, в лучшем случае, в пределах от 1 до 2, т.е. меньше, чем необходимо для поддержания простого воспроизводства населения (для этого он должен быть несколько больше, чем 2).

Тенденции в области смертности таковы, что в новом столетии ожидается дальнейшее сокращение уровня смертности и увеличение средней продолжительности предстоящей жизни, в том числе и пожилых. В прогнозе ООН предполагается, что за первые 50 лет XXI в. ожидаемая продолжительность жизни в мире увеличится с 65 до 76 лет, в том числе в более развитых регионах мира с 74,9 до 82,1 года.

Миграция многим представляется гораздо более простым и эффективным (чем повышение рождаемости) на сегодняшний момент механизмом решения демографических проблем в развитых государствах мира. Величина миграционного притока может регулироваться в широких пределах, миграционная политика быстро приносит результаты и практически сразу же оказывает воздействие на возрастную структуру и численность населения страны. Миграция была уже неоднократно задействована для решения ряда проблем, например, для увеличения численности трудоспособного населения в странах Западной Европы в 1960‑х гг., в нефтедобывающих странах Персидского залива в 1970 - 1990‑х гг. Поэтому многие рассматривают миграцию как средство решения проблем, обусловленных старением и депопуляцией, причем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Помимо международной миграции населения важное место в современных миграционных процессах занимают и внутренние миграции. В исследованиях внутренних миграций населения достаточно широко применяется понятие «миграционная когорта».

Миграционная когорта – это совокупность мигрантов, объединяемая общим периодом миграции в данный населенный пункт или район. Миграционные когорты выделяются по результатам переписей населения на основе данных о продолжительности проживания1. Данные о миграционных когортах позволяют проследить миграционное движение населения, выявить динамику, территориальные и временные закономерности этого процесса.

Уже результаты переписей населения, проводившиеся в 1970 – 1980 ‑ е гг., позволяют сделать вывод о росте внутренних миграций в развитых и развивающихся странах. Так, по результатам переписи населения, проводившейся в СССР в 1979 г., удельный вес мигрантов в % отношении ко всему населению, проживающему в месте постоянного жительства не с момента рождения, составлял:

  • менее 2-х лет – 16,3 %;

  • 2 - 5 лет - 18,2 %;

  • 6 – 9 лет – 13,0 %;

  • 10 - 14 лет – 11,5 %;

  • 15 – 19 лет – 10,5 %;

  • 20 – 24 года – 8,3 %;

  • 25 лет и более – 22,5 %.

Рост доли мигрантов, проживающих на одном месте 5 и менее лет (34,5 % для СССР в 1979 г.), дальнейшая активизация внутренних миграционных процессов в промышленно развитых странах во многом связаны с научно-техническим прогрессом конца 1970 — начала 1980-х гг., с развитием автоматизированных систем управления и проектирования, гибких производственных систем и комплексов, повышением удельного веса в производственной деятельности фирм и компаний таких операций, как составление программ, наладка оборудования и т.д. Обновление технологической базы современного производства привело к росту спроса на работников нового типа, обладающих аналитическим мышлением, способностью к быстрому освоению новых технологий, к непрерывному изменению своей профессионально-квалификационной принадлежности в условиях нарастающего устаревания профессий. Эти изменения привели к увеличению доли так называемой «гибкой рабочей силы», в состав которой включается:

  1. штатный персонал предприятий, занятый неполный рабочий день или неделю;

  2. сезонные или поденные рабочие, занятые на основе контрактов с ограниченным сроком;

  3. работающие на дому.

В числе прочих характеристик гибкую рабочую силу характеризует высокая степень мобильности, как территориальной, так и отраслевой, профессиональной и проч. Уже в начале 1990-х гг. в развитых странах мира, например в Великобритании, гибкая рабочая сила составляла:

  • до 50 % работающих в сфере бытовых услуг, торговли, гостиничном бизнесе, общепите;

  • до 40 % - в административно-управленческой сфере;

  • до 30 % - в сфере финансово-деловых услуг;

  • до 40 % - в сельском хозяйстве и строительстве1.

Подводя итог, можно отметить, что, во-первых, современные миграционные процессы сопровождают две противоположные тенденции в миграционной политике развитых стран мира. С одной стороны – это проявление заинтересованности в притоке рабочей силы, высокоинтеллектуальных, высококвалифицированных кадров с целью обеспечить дальнейшее развитие экономик этих стран. С другой стороны - это страх перед массовым наплывом мигрантов иной культуры, религии, языковой принадлежности и проч., ведущий к массовой ксенофобии среди жителей западноевропейских стран по поводу наплыва иностранцев, рост национализма, ужесточение контроля за притоком иммигрантов в эти страны, проведение мероприятий по выявлению каналов нелегальной миграции и проч.

Во-вторых, рост внешней миграции сопровождается активизацией процессов внутренней миграции населения в индустриально развитых странах. Это связано с изменением технологической основы промышленности, трансформацией социальной структуры современного общества, дальнейшим развитием инфраструктуры, средств коммуникации.