Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП Миграция и проблемы социального развития.DOC
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
1.25 Mб
Скачать
    1. Межгородскую миграцию,

    2. Миграцию в сельской местности.

В пределах данной классификации имеет место вычленение и рассмотрение следующих миграционных потоков: «село  город», «город  город», «город  село», «село  село». С развитием процессов урбанизации первостепенное значение приобрел миграционный поток «село  город». Для современного общества, в связи с дальнейшим увеличением городского населения, вызвавшем к жизни появление мегаполисов и агломераций (группировки городов и поселков, формирующихся на базе крупного центра, играющего в данном процессе интегрирующую роль), характерен выход на первый план миграционных потоков типа «город  город».

В-третьих, в зависимости от того, происходит ли в процессе миграции пересечение границ крупной территориальной единицы, в пределах которой проживает мигрант (область, край, республика и т.д.), различают:

  1. Миграцию в пределах данной крупной территориальной единицы.

  2. Миграцию между крупными территориальными единицами.

В-четвертых, в зависимости от времени проживания мигранта в месте поселения выделяют:

  1. Постоянную, или безвозвратную, миграцию.

  2. Возвратную миграцию (например, временная миграция населения на учебу, миграция на определенный срок в отдаленные районы на работу и т.д.). К возвратной миграции можно отнести сезонную миграцию (миграция, для которой характерно временное территориальное перемещение мигрантов). Может быть внутригосударственной и межгосударственной. Также различают экономическую сезонную миграцию, вызванную необходимостью обеспечения рабочей силой отраслей народного хозяйства, испытывающих потребность в дополнительном ее привлечении на период сезонного увеличения работ, социокультурную сезонную миграцию (поездки на учебу, отдых, туризм и т.п.)1 и маятниковую миграцию (регулярные передвижения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу). Регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учебы. Маятниковая миграция появилась и получила свое развитие в условиях урбанизации. В ее основе лежат несоответствия в размещении производства и расселения населения. Главные направления маятниковой миграции – из села в город, из малого города в крупный. Наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломерациях (конурбациях), в зоне средних и малых городов, в сельской местности урбанизированных территорий. Важным условием формирования зоны устойчивой маятниковой миграции является развитие транспорта2.

В-пятых, по способу реализации миграция населения делится:

  1. На организованную, т.е. миграцию, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их помощью.

  2. Неорганизованную (индивидуальную, самостоятельную, осуществляемую силами и средствами самих мигрантов без материальной и организационной помощи со стороны каких-либо учреждений).

В-шестых, возможна и широко распространена классификация миграций по критерию, в основе которого лежит анализ объективных причин, мотивов, легших в основу формирования решения на миграцию. В соответствии с ним можно выделить:

  1. Естественную миграцию. Характерной особенностью данной миграции является объективное стремление мигранта реализовать новые открывающиеся экономические, образовательные и другие возможности для себя и членов своей семьи. Для естественной миграции характерна нормальная психологическая оценка жизненной ситуации в месте постоянного проживания в момент выработки решения об отъезде. При этом время, в течение которого формируется решение на миграцию, может быть достаточно значительным, вплоть до нескольких лет. Целевым пунктом миграции выбирается район, город, государство и т.д., где у мигрантов есть определенные связи, друзья, родственники, имеется спрос на рабочую силу мигранта, определенные перспективы в обустройстве собственного жилья.

  2. Вынужденную миграцию. Объективной причиной данной миграции является утрата, полная или частичная, средств к существованию. Вследствие этого, в психологическом плане жизненная ситуация в месте постоянного жительства оценивается как ненормальная и, более того, как угрожающая безопасности и самой жизни человека. При этом решение принимается моментально, неожиданно, поскольку время на обдумывание, размышление, оценку ситуации практически отсутствует по независящим от человека объективным причинам. В силу этого целевой пункт миграции данного типа неопределенен.

В-седьмых, в соответствии с тем, кто принимает решение на миграцию, имеет или не имеет потенциальный мигрант какие-либо мотивы, желание мигрировать, можно выделить следующие типы:

  1. Добровольную миграцию, когда мигрант самостоятельно принимает решение, руководствуясь собственными мотивами, вне какого-либо принуждения со стороны государственных или общественных органов.

  2. Принудительную миграцию (это перемещение значительных масс людей, осуществляемое со стороны органов государственной власти по отношению к своим или чужим гражданам путем принуждения. При этом принуждение может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае имеет место насильственная миграция, или депортация, во втором – добровольно-вынужденная миграция, когда государство своей политикой создает такие обстоятельства и факторы индивидуального принятия решения на миграцию, под действием которых мигрант переселяется в выгодном для государства направлении).

Историческая справка

Депортацию можно рассматривать не только как одну из форм миграции, но и как одну из специфических разновидностей политических репрессий. История человечества изобилует фактами, когда депортации подвергалась не только часть какой-либо группы (класса, этноса и т.д.), а практически вся она полностью. Такая депортация называется тотальной депортацией.

Основными мотивами применения принудительных миграций, отмечает П.М. Полян1, является различное сочетание политических и прагматических факторов. Среди политических мотивов это: предотвращение восстаний и других проявлений вооруженной борьбы, ослабление протеста населения, создание более однородных районов выселения или вселения и т.д. Но велика роль и экономического фактора: кажущаяся дешевизна рабочей силы, перебрасываемой по усмотрению субъекта депортации, играла важную роль в экономическом развитии тех или иных территорий.

В России депортации осуществлялись весьма часто еще с дореволюционного времени. Так, уже в ночь на 18 июля 1914 г., еще до объявления начала Первой мировой войны, начался арест и высылка подданных Германии и Австро-Венгрии, а с конца октября 1914 г. - и Турции, из крупных городов и некоторых территорий Европейской части Российской империи: Петербурга, Москвы, Одессы, Прибалтики, Польши. Высылка осуществлялась во внутренние районы страны: Вятскую, Вологодскую, Оренбургскую губернии, а подданных Турции – в Олонецкую, Воронежскую, Калужскую, Ярославскую и Казанскую губернии. В 1915 г. Высылка осуществлялась в более северные районы страны.

В 1915-1916 гг. проходили массовые депортации евреев с территории Польши, Литвы и Белоруссии. Кульминацией этих высылок, связанных с военными действиями, стал приказ генерала Н.Н. Янушкевича от 5.01.1915 г. об очищении 100-верстовой полосы вдоль русских берегов Балтийского моря от всех германских и австро-венгерских подданных в возрасте от 17 до 60 лет, причем отказывавшиеся уезжать объявлялись немецкими шпионами.

Советская власть использовала и значительно расширила практику тотальных депортаций. Первые масштабные депортации были осуществлены в годы коллективизации – в начале 1930-х гг. В ходе этих переселений основными районами расселения кулацких семей явились северные районы Европейской части СССР, в которые высылались кулаки из Украины и Центрально-Черноземной области, в Сибирь – с Нижней и Средней Волги и из Белоруссии, на Урал и в Казахстан – из Северного Кавказа.

Другим, или, как отмечает П.М. Полян, сквозным, типом советских депортаций явилась так называемая «зачистка границ» от этнически неблагонадежного населения. В 30-е гг. выселению для подготовки театров военных действий подверглось население почти всех приграничных фронтов: Западного (депортация финнов, немцев, поляков), Южного (это курды, ирани), Дальневосточного (корейцы). При этом ширина создаваемых таким образом зон безопасности колебалась в диапазоне от 800м до 100 км.

Присоединение в 1939 – 1940 гг. прибалтийских государств, Западной Белоруссии и Западной Украины, Молдавии поставило задачу повторного проведения «зачисток» на данных территориях.

В годы Великой Отечественной войны практика депортаций получила свое дальнейшее развитие, классическим образцом которых стало выселение так называемых «наказанных народов». Самое массовое переселение – это переселение советских немцев общей численностью порядка 1 млн человек.

В период с ноября 1943 г. по июнь 1944 г. депортация затронула четыре северокавказских народа – карачаевцев, чеченцев, ингушей и балкарцев (суммарной численностью более чем в 600 тыс. человек), а также калмыков и крымских татар (порядка 250 тыс. человек). Все кавказские народы были депортированы, в основном в Казахстан и Киргизию, калмыки – в Западную и Восточную Сибирь, крымские татары – в Узбекистан.

В то же время некоторые народы оказались затронуты депортациями косвенно, или компенсационно: русские, грузины, осетины, кабардинцы, аварцы, лакцы, которые переселялись, часто вопреки их собственной воле, на свободные земли. Кроме того, массовые выселения затронули:

  • в мае – июне 1944 г. греков, болгар, армян и др. из Крыма;

  • с 1944 по конец 40-х гг. – население Западной Украины, период борьбы с бандеровским движением;

  • с 1944 по конец 40-х гг. – население Прибалтики в период борьбы с националистическими организациями.

Численность спецпоселенцев, находившихся на учете (т.е. лиц подвергшихся депортации) на 1 января 1953 г., составляла (табл. 1)

Таблица 1

немцев

1224931

с Сев. Кавказа

498452

чеченцев

316717

ингушей

83518

карачаевцев

63327

балкарцев

33214

других

1676

из Крыма

204698

татар

165259

греков

14760

болгар

12465

армян

8570

других

3644

«Оуновцы»

175063

из Прибалтики (1945-1949 гг.):

139957

литовцев

81158

латышей

39279

эстонцев

19520

из Грузии (1944 г.):

86663

турок

46790

курдов

8843

хемшилов

1397

других

29633

калмыков

81475

с Черноморского побережья (1949 г.):

57142

греков

37352

дашнаков

15486

турок

1794

других

2510

власовцев

56746

поляков

36045

из Молдавии (1949 г.)

35838

После смерти И.В. Сталина, в 1954-1956 гг., начался процесс реабилитации и частичного возвращения репрессированных народов, представителей тех или иных классов, конфессий, групп советских граждан в места их прежнего расселения или места жительства.

В масштабе СССР (на 1989 г.) по типу и степени реабилитации крупнейшие репрессированные народы делились на три группы:

    1. карачаевцы и балкарцы – реабилитированные народы;

    2. чеченцы, ингуши, калмыки – частично реабилитированные (реабилитированы в гражданско-правовом и административно-государственном отношении, но в территориальном плане только частично).

    3. немцы, крымские татары, турки-месхетинцы – фактически нереабилитированные, т.к. их реабилитация свелась лишь к политической и гражданско-правовой реабилитации, но не включала административно-государственной и территориальной реабилитации).

Помимо органов государственной власти СССР, массовые депортации населения советских республик в годы Великой отечественной войны проводили оккупационные власти фашистской Германии. За период войны 1941-1945 гг. численность депортированного мирного населения, так называемых «остарбайтеров», составила около 3 млн 200 тыс. человек. В свою очередь, после победы над Германией последовала репатриация угнанного мирного населения и бывших военнопленных оккупационными властями Советского Союза. Общая численность репатриантов составила порядка 5460 тыс. человек и, кроме того, 300 тыс. интернированных и мобилизованных немцев из европейских стран.

Принудительные миграции в 1930-х – 1950-х гг. оказали весьма значительное влияние на население СССР и на его расселение, на экономическое и политическое развитие страны вплоть до настоящего момента. Многие последствия массовых депортаций того времени до сих пор являются источником разного рода конфликтов, например: в Ферганской долине в 1989 г., осетино-ингушского в начале 90-х гг. и др. Метастазы тех процессов оказывают свое отрицательное воздействие и на демографическую ситуацию в современной России (например, выезд немцев в Германию), на экономическую и политическую ситуацию в стране.

В-восьмых, при изучении миграций населения иногда выделяют миграции различных социальных групп.

Наибольшее внимание в рамках данной классификации уделяется миграциям рабочей силы – перемещениям населения в трудоспособном возрасте. Данная разновидность миграции иногда обозначается термином «трудовая миграция». Не менее интенсивны перемещения населения, связанные с получением образования, или «учебная миграция».

Несмотря на весьма значительное число представленных классификаций миграции населения, общепринятой классификации не существует.

В соответствии с классификацией отечественного исследователя Л.Л. Рыбаковского, который предпринял попытку некоторого объединения различных классификаций, под видами миграций можно понимать ее составные части и соответственно с этим выделить, например, возвратную и безвозвратную миграции. В качестве основного критерия типологии миграций Л.Л. Рыбаковским выделяется направление миграции и соответственно внешняя, внутренняя, маятниковая и др. типы миграций.

Таким образом, подводя итог, зафиксируем чрезвычайную сложность миграций населения как предмета научных исследований. Многоплановость характеристик данного процесса требует рассматривать его с различных точек зрения, учитывая подходы и методы, сформировавшиеся в рамках различных научных дисциплин: истории, психологии, социологии, политологии и т.д.