Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП Миграция и проблемы социального развития.DOC
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
1.25 Mб
Скачать
      1. Миграции населения в эпоху древнего мира

Множество государств, многообразие их политической, экономической, культурной жизни не позволяют подробно рассмотреть все миграционные процессы, происходившие в рамках государств древнего мира. Можно лишь представить некоторые примеры миграций населения, которые демонстрируют то, что с образованием государства они приобретают не только стихийный, но и организованный характер.

Практически вся история развития Древнего Вавилона, Ассирии, Египта и других государств древнего мира связана с ведением оборонительных или наступательных войн. Успех в войне приводил к захвату и переселению больших масс рабов и даже целых народов. Показательными в этом плане являются события, связанные с вторжением войск халдейского царя Вавилона Навуходоносора в Сирию и Палестину. В 586 г. до н. э. его войска взяли и разрушили Иерусалим, сожгли храм и увели все население Иудейского царства в плен в Вавилонию.

Особый интерес заслуживает рассмотрение миграций населения в Древней Финикии, Греции и Рима, т.к. именно в рамках этих государств получила свое развитие новая форма миграции – добровольная миграция, осуществлявшаяся в организованном порядке.

Финикия – это обозначение целого ряда царств, возникших на территории прибрежной части Сирии: от Тира на юге до Угарита на севере. С востока территорию Финикии окаймляли Ливанские горы. Среди небольших финикийских государств особо выделялись четыре наиболее влиятельных, сильных и богатых царства: Угарит, Гебал, Сидон и Тир. Занимаясь в основном торговлей и мореплаванием, финикияне уже во II тысячелетии достаточно хорошо освоили Средиземное море, вплоть до Гибралтарского пролива. Морские путешествия финикиян сопровождались основанием колоний и установлением торговых отношений с жителями островов и побережья Средиземного моря. Особенно этот процесс активизировался после того, как в конце XIII в. до н. э. финикийские царства приобрели независимость от Египта и Хеттского царства. Этот период независимости продолжался вплоть до конца VIII в. до н. э. Рост торговых операций, строительство крупного торгового и военного флотов, увеличение богатства у финикийских царей и купцов позволили основать целый ряд колоний на Кипре, в Сицилии, Сардинии, на юге современной Франции, в Испании и Северной Африке, на островах Эгейского моря и на берегах Геллеспонта.

Таким образом, Финикийские царства одними из первых стали использовать организованную миграцию населения, сопровождавшуюся основанием колоний, для обеспечения безопасности своей морской торговли, контроля над стратегическими путями сообщения в Средиземном море и на его побережье, расширения торговых связей, открытия новых рынков сбыта для своих товаров, поиска источников сырья и др.

Финикийский опыт организации и осуществления миграций населения (колонизации) во многом был унаследован греческими городами-полисами. Но при этом имелись и некоторые особенности, которые характерны исключительно для греческой колонизации.

Во-первых, если говорить о причинах «Великой греческой колонизации», то, наряду с причинами экономического плана (нужда в продовольствии, поиск новых рынков сбыта для ремесленной продукции, стремление приобрести рабов-варваров), можно указать и на ряд иных причин политического, демографического и иного характера.

В VIII – V вв. до н. э. на территории материковой Греции и островах Эгейского, Ионического, Средиземного морей, населенных греками, происходит процесс возникновения государств, который сопровождался захватом земли родовой аристократией, обезземеливанием рядовых земледельцев, их обнищанием. Между различными группировками возникала борьба, сопровождавшаяся политическими переворотами. Потерпевшие поражение вынуждены были покидать родину и искать себе пристанище в новых местах.

Во-вторых, как на территории материковой, так и островной Греции достаточно мало плодородных, пригодных для сельского хозяйства земель, что при росте населения приводило к еще большему дефициту свободных земель, нехватке продовольствия. Именно поэтому в ранний период греческая колонизация носила преимущественно земледельческий характер. Лишь по прошествии некоторого времени, с ростом ремесла и торговли экономические мотивы стали превалировать над политическими или демографическими при осуществлении колонизационных мероприятий греческими городами-полисами.

В-третьих, греческая колонизация носила более масштабный характер и охватила более значительную территорию, чем финикийская колонизация – это не только побережье и острова Средиземного моря, но и территория на побережье Черного и Азовского морей, в устьях многочисленных рек, впадающих в эти моря. Этому способствовало то обстоятельство, что в колонизации участвовали многочисленные греческие города-полисы как материковой, так и островной Греции: Милет, Коринф, Мегары, Халкида, Эвбея, Самос, Эгина и др.

В-четвертых, в отличие от финикийских, а позднее карфагенских колоний, которые контролировались государством, основавшим колонию, греческие новые поселения – колонии (греки называли их «апойкии» - «выселки») были достаточно независимы от родины – метрополии (т.е. города-матери). Они имели свое собственное государственное устройство, а связь с метрополией зачастую ограничивалась лишь общностью культа, календаря, разделением граждан на такие же филы (объединение нескольких фратрий, в свою очередь, объединявших несколько родов), как и на родине, и некоторыми другими частными моментами. В большей степени их связывала общность происхождения, а также торговые интересы1.

Свои особенности имело и миграционное движение населения, происходившее на территории Древнего Рима. Что отличает его от процессов, имевших место в Финикии и Древней Греции? Прежде всего необходимо обратить внимание на следующие особенности:

  1. Складывание Древнеримского государства происходило на фоне весьма интенсивных переселений и этнических смешений. Так, только в период с конца II тысячелетия по середину I тысячелетия до н. э. на территории Апеннинского полуострова можно различать до двенадцати отдельных языков и целое множество наречий различных племен. Это обстоятельство во многом определило дальнейшую историю Римского государства, особенности его политической, военной, социальной, экономической жизни.

  2. Миграционная политика, переселение населения являлась одной из важнейших составных частей внешней и внутренней политики Рима. Покорив Италию в период с VI по III вв. до н.э., Рим не организовал ее в единое государство, а объединил по принципу сложной системы союзов, построенных на принудительно-договорных отношениях с побежденными. В соответствии с договорами у целого ряда побежденных народов Италии (самнитов, луканов, брутийцев) было отнято от трети до половины земли, на которой были устроены военные поселения из полноправных римских граждан или привилегированных «латинских союзников». Таким образом, переселение стало одним из способов обеспечения безопасности государства, улучшения его обороноспособности, повышения благосостояния собственных граждан.

  3. Для Финикии, и в особенности для Древней Греции, политика организации миграции населения во многом являлась, скорее, вынужденным шагом в деле решения демографических, экономических, политических и иных проблем. Это нашло свое отражение в контингенте колонистов: представители потерпевших поражение партий; земледельцы, лишившиеся собственных земельных наделов; торговцы, стремящиеся приобрести рабов‑варваров. В Древнем Риме возможность получения земли в колонии и денег для обустройства рассматривалась, скорее, как привилегия, которой могут быть достойны только избранные, а не каждый желающий. Например, после победы войск Рима во главе с Гаем Марием над кимврами и тевтонами в 102 г. до н. э. в 100 г. до н. э. был принят законопроект, согласно которому предполагалось основать многочисленные колонии не только в очищенной от кимвров и тевтонов Нарбонской Галлии, но также в Африке, Сицилии, Македонии. Причем среди кандидатов в колонисты в первую очередь отбирались солдаты – ветераны войн Мария1.

Или другой пример: после воссоединения Рима под властью императора Октавиана в 30 г. до н. э. одним из мероприятий, которое позднее Октавиан рассматривал в качестве одной из главнейших своих заслуг, было устройство и вознаграждение своих солдат. Это было осуществлено посредством устройства множества военных колоний как в Италии (28 колоний), так и вне ее, раздачи 300 тыс. земельных участков, выдачи денег2.

По всей видимости, это связано с тем, что до эдикта Каракаллы от 212 г. о даровании прав гражданства всем жителям провинций, этими правами пользовались только лишь граждане Рима. И именно интересы граждан Рима императоры стремились учесть в своей государственной политике, в том числе и миграционной.

Но здесь следует заметить, что все это относится ко времени, когда могущество Рима росло, укреплялось. Совершенно иная картина будет иметь место тогда, когда мощь и влияние Рима станут ослабевать. Так, начиная со времени правления императора Марка Аврелия (161 – 180 гг.), стала практиковаться система раздачи земель для поселения варварским племенам.

  1. Другой отличительной особенностью миграций в римском государстве является их неравномерный характер. Он обусловлен тем, что в Риме миграционная политика стала составной частью общегосударственной политики. Волны миграции возрастали во времена обострения политической обстановки в стране, активизации борьбы за власть. Как органы государственной власти и управления, так и отдельные политические деятели видели в организации переселений граждан Рима в колонии средство решения многочисленных проблем. Причем не только социальных и экономических проблем (обнищание плебса, устранение зависимости Рима от привозного хлеба и иной продукции сельского хозяйства), но также политических (привлечение на свою сторону тех, кто получил землю и средства на обзаведение хозяйством) и военных (обеспечение безопасности государства). Например, вопрос о широкой колонизации (вплоть до устройства колонии Юнония на месте разрушенного Карфагена), который был поднят Гаем Гракхом в период его пребывания на должности народного трибуна в 123 – 122 гг. до н. э., превратился в средство для ослабления популярности этого политического деятеля. Ливий Друз, товарищ Г. Гракха по трибунату, для привлечения к себе симпатий граждан предложил дополнительно основать двенадцать новых колоний в Италии, хотя свободных земель для этого уже не было. Данным планам не суждено было сбыться. Римский сенат запретил основание колонии на «проклятой земле» Карфагена. Г. Гракх не был выбран в народные трибуны на третий год, а вскоре и вовсе был убит своими политическими противниками.

  2. В отличие от Финикии и Греции, колонизация которых хоть и имела значительные масштабы, но носила в основном ярко выраженный торговый характер (земледельческий характер колонизации был характерен для Греции лишь на раннем этапе), для Древнего Рима интересы торговли носили второстепенный характер. Это обстоятельство обусловило выбор мест для поселений мигрантов. Если финикийцы и греки выбирали места для своих будущих колоний почти исключительно на побережье морей, по берегам рек, удобные для строительства портов, то римляне не ограничивались прибрежной зоной. Для них более важным являлось налаживание постоянного контроля за всей завоеванной территорией. Например, колонизация завоеванной в результате двух войн (101-102 гг. и 105 – 106 гг.) Дакии (во время правления императора М. Ульпия Траяна) сопровождалась созданием мощных укреплений на Нижнем Дунае, вдоль рек Прут, Днестр, Серет, укреплением вала на Нижней Мезии, строительством двух мощных легионных крепостей Троесмис (Иглица) и Дуростор (Силистрия-Доростол).

Важной вехой в истории миграционного движения населения являются события, получившие в исторических исследованиях обобщающее название «Великое переселение народов». Эти процессы привели к падению Западной римской империи и утверждению на территории Западной Европы варварских государств. Великое переселение народов знаменует собой переход к новой эпохе в истории западного мира – эпохе средневековья.

Великое переселение народов - это массовое передвижение, главным образом в направлении Западной Европы, германских, славянских, сарматских и целого ряда других племен в IV – VII вв. Движение племен столь различного этнического происхождения первоначально охватило племена, обитавшие в причерноморских степях. Можно указать многие причины, побудившие эти племена активно продвигаться в западном направлении. Это не только причины внутреннего характера (поиск новых пахотных и пастбищных земель), но и внешняя угроза со стороны гуннов (сюнну, хунну), вытесненных китайцами со своих западных границ и двигавшихся через юг Сибири в причерноморские степи. Опасность, угрожавшая со стороны гуннов, ускорила образование союза племен, ядром которого стало германское племя готов, делившееся на остготов и вестготов (визиготов). В 375 г. столкновение между гуннами и союзом племен закончилось поражением последних. Остготы и целый ряд других племен были покорены, а вестготы, перейдя через Дунай, получили разрешение от римлян поселиться в Мезии и части Фракии в качестве федератов.

Однако уже вскоре, вследствие притеснений со стороны римских чиновников, новые федераты поднимают восстание, которое поддержали местные крестьяне-колоны, рабочие фракийских рудников и рабы. В 378 г. в сражении под Адрианополем восставшие разбили римскую армию во главе с императором Валентом, который в ходе сражения был убит. Лишь к 395 г. следующему императору, Феодосию, удалось временно успокоить вестготов, передав им новые земли во Фракии и в Македонии для поселения. После смерти Феодосия (в 395 г.) вестготы вновь активизируются, сначала осуществляя грабительские нападения на римские поселения на Балканском полуострове, а затем (уже в начале V в.), предприняв поход в Италию, который возглавил конунг вестготов Аларих I. Одновременно с движением вестготов с востока, с севера Римская империя подверглась вторжению вандалов и бургундов через Альпийские проходы. Римским войскам во главе со Стилихоном – военачальником императора Гонория, благодаря поддержке воск, переброшенных из Британии, Галлии и с Рейна, удавалось сдерживать натиск варваров. Но после казни Стилихона, ставшего жертвой придворных интриг, римская армия, лишившаяся вождя, не смогла отразить очередного наступления. Вестготы ворвались на территорию Италии и в 410 г. взяли и разграбили Рим. Вестготы не остались в Италии, а прошли далее на запад, захватили часть Галлии и поселились в Аквитании на реке Гаронне и в северной Испании, где основали Тулузское королевство (419-507 гг.).

Дальнейшее движение гуннов на запад затронуло многие германские и сарматские племена. Угроза со стороны гуннов способствовала тому, что в начале V в. под главенством Радагайса объединяются племена остготов, вандалов, аланов, квадов и др., обитавшие на территории вдоль среднего течения Дуная. Их движение на Италию в 406 г. было отбито римскими войсками во главе со Стилихоном. После этого вандалы, аланы и свевы, перейдя Рейн, попытались осесть в Испании, но были оттуда изгнаны вестготами. Тогда вандалы и аланы переправились в Сев. Африку и основали на его территории свое королевство, просуществовавшее с 439 по 534 гг.

В течение первой половины V в. подвергаются нападению и активному заселению варварскими племенами и другие части Римской империи:

  • алеманны занимают территорию современного Эльзаса, Швейцарии и долину р. Мозель;

  • бургунды захватывают территорию современной Савойи и основывают в бассейне р. Рона бургундское королевство;

  • франки, продвигаясь из района северо-западной Галлии на запад, захватывают север Галлии до р. Сомма, где начинает складываться франкское государство;

  • на Британские острова с континента переселяются племена англов, саксов и ютов.

В 450-х гг. положение Западной Римской империи становится угрожающим. Гунны, обосновавшиеся в Паннонии, продолжили движение на запад и вторглись в Галлию. В сражении на Каталаунских полях (близ Марны) в 451 г. войско гуннов во главе с Аттилой потерпело поражение от соединенных войск франков, вестготов (визиготов) и бургундов, которыми командовал римский полководец Аэций. Гунны, вытесненные из Галлии, вторгаются в северную Италию, опустошив ее до Этрурии.

В 455 г. Рим вторично был взят и разграблен дружиной вандальского вождя Гензериха. После этого Рим на некоторое время утратил свое значение не только как столица Западной Римской империи (формально империя прекратила свое существование в 476 г., когда один из варварских вождей - Одоакр - отослал знаки императорского достоинства в Константинополь), но и как крупное городское поселение, поскольку после погрома в Риме оставалось лишь около 7 тыс. жителей.

В 488 – 493 гг. Италию занимали остготы, основавшие на ее территории королевство, просуществовавшее до завоевания Италии Византией в 555 г.

С 568 г. Италия подвергается вторжению лангобардов в союзе с целым рядом других племен: гепидами, саксами, свевами, сарматами и проч., итогом которого было образование лангобардского королевства.

В VI – VII вв. варварские племена вторгаются и в восточную часть Римской империи (Византию). Среди племен, осуществлявших набеги на территорию Византии, в этот период упоминаются гунны, авары, болгары, герулы, гепиды и славяне. Первоначально славяне входили в те племенные объединения, которые древние писатели-историки называли готами, а затем гуннами. В VI в. в «Истории войн с готами» Прокопия впервые упоминается название «славяне». Первоначально варварские племена в основном осуществляли набеги на северные области Византии – Иллирию, Фракию - с целью грабежа, захвата пленных. Лишь с конца VI в., в правление преемников императора Юстиниана (527-565 гг. - годы правления), варвары и прежде всего славяне начинают массовое заселение всего Балканского полуострова. Оседая на территории Фракии, Македонии, Фессалии, славяне продолжали движение вглубь Балканского полуострова и в 589 г. дошли до Пелопоннеса, а в начале VII в. заняли Далмацию и Истрию (вплоть до Адриатического моря), проникли в долины альпийских гор и в районы современной Австрии. К середине VII в. славянское население становится преобладающим на Балканском полуострове. В столкновении со славянскими племенами Византии удалось устоять, многих из них привлечь на свою сторону, включить в сферу своего влияния.