Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
1.37 Mб
Скачать

29 Философские основания науки

В систему оснований науки входят: научная картина мира, идеалы и нормы исследования, а также философские основания науки.

Позитивистская традиция исключает из сферы методологического анализа проблему философских оснований науки. Напомним, что длительное время в науке доминировала позитивистская традиция. Реабилитирована проблема философских оснований в альтернативных позитивизму исследованиях и в постпозитивистской философии науки. В названных направлениях произошла переоценка «метафизических предпосылок познания», так в западной традиции называют философские основания науки. Произошел отказ от представлений о строгой демаркации между философией и наукой, философские идеи и принципы были включены в контекст научного поиска. Например, М. Вартофский утверждал, что метафизические термины обладают такой же ценностью, как и научно-теоретические термины, и любая попытка их разделения не приводит к успеху. Он указывал, что понятия материя, движения, силы, поля, пространства, времени, причинности, «которые первоначально имели «метафизическую» природу… оказали громадное влияние на важнейшие построения науки и на её теоретические понятия». [11. С. 83]. Аналогичные подходы характерны для К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, Дж. Холтона и других.

В каждую историческую эпоху научное познание мира осуществляется в соответствии с определенной «сеткой» категорий. В процессе своего исторического развития наука изучала различные типы системных объектов: от составных предметов до сложных саморазвивающихся систем. Каждый тип системной организации объектов требовал новой категориальной сетки категорий. Так, категории целого и части, причинности и необходимости, вещи и процесса были ориентированы главным образом на описание и объяснение механических объектов, представляющих собой малые системы.

Переход к освоению больших систем привел к идее о несводимости целого к сумме частей. Важную роль начинает играть категория случайности, трактуемая не как нечто внешнее по отношению к необходимости, а как форма её проявления и дополнения. Исследование больших систем потребовало также использования категорий потенциально возможного и действительного. Теперь уже недостаточно понимать вещи в виде неизменного тела. Вещь рассматривается как своеобразный процесс, воспроизводящий определенные устойчивые состояния. Большая система может быть понята как динамический процесс, когда в массе случайных взаимодействий её элементов воспроизводятся некоторые свойства, характеризующие целостность системы.

Адекватная объекту категориальная структура должна быть выработана и освоена заранее, как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов. Но тогда возникает вопрос: как она появляется и формируется в науке? Эта задача во многом решается благодаря философскому познанию.

Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того как научное исследование начинает осваивать соответствующие типы объектов. Философия готовит для науки своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Для этого нужна философская рефлексия над наукой.

Вспомним, что кардинальная для естествознания идея атомистики первоначально возникла в античности.

Для больших систем многие черты категориального аппарата развиты в философии Г. Лейбница. В ХV11 веке в естествознании ещё доминирует механическая картина мира. Лейбниц в своей монадологии развивает идеи, во многом альтернативные механическим концепциям. Эти идеи, касающиеся проблемы взаимоотношения части и целого, несиловых взаимодействий, связей между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью, во многом созвучно моделям современной космологии и физики элементарных частиц. В частности модели фридмонов. Каждый фридмон для внешнего наблюдателя – частица, для внутреннего – Вселенная. Концепция ветвящихся миров Дж. Уиллера созвучна идея Лейбница. Современные представления о частицах микромира как содержащих в себе в потенциально возможном виде все другие частицы.

Современные представления о саморазвивающихся объектах была развиты в философии в виде принципа историзма, требующего подходить к объекту с учетом его предшествующего развития и способности к дальнейшей эволюции. Естествознание приступило к исследованию объектов, учитывающих их эволюцию, только в Х1Х столетии. Пожалуй, впервые идея историзма была дана в учении Ч. Дарвина о происхождении видов. А к этому времени философия уже развила осмысление саморазвивающихся объектов. Наиболее весомый вклад в разработку этого аппарата был внесен Г. Гегелем.

Гегель выбрал в качестве исходного объекта исследования историю человеческого мышления в таких формах культуры, как философия, искусство, нравственность, право. Этот предмет анализа был представлен Гегелем как саморазвитие абсолютной идеи. Согласно Гегелю, объект порождается «своё иное», которое затем начинает взаимодействовать с породившим его основанием и, перестраивая его, формирует новое целое.

Каковы механизмы, способные обеспечить разработку категорий философии? Для ответа следует выяснить функции философии в динамике культуры. Эти функции связаны с потребностями в осмыслении и критическом анализе универсалий культуры.

Любые крупные перемены в человеческой жизнедеятельности предполагают изменение культуры. Культуру следует рассматривать как сложно организованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, программ, в соответствии с которыми осуществляются определенные виды деятельности, поведения и общения. Воспроизводство деятельности, поведения и общения обеспечивает воспроизводство соответствующего типа общества.

В культуре сохраняются реликтовые программы, представляющие своеобразные осколки прошлых культур. Другие программы обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности. А также вырабатываются программы будущих видов поведения, общения и деятельности, соответствующие последующим ступеням социального развития. Такие программы появляются в результате поиска путей разрешения социальных противоречий.

Задача философии как раз и состоит в рефлексии над основаниями культуры. Универсалии культуры систематизируют и аккумулируют накапливаемый человеческий опыт. Мировоззренческие универсалии культуры определяют способ осмысления, понимания и переживания человеком мира. В этом отношении система универсалий культуры предстает в качестве своеобразного генома социальной жизни.

В системе мировоззренческих универсалий выработаны следующие категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристики объектов, преобразуемых в деятельности: пространство, время, движение, вещь, количество, случайность, необходимость. К другому блоку относят категории, характеризующие человека как субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям. К ним относятся категории: человек, общество, Я, сознание, добро, красота, вера, надежда, совесть, справедливость, свобода.

В каждом типе культур существует специфический для них категориальный строй сознания, который соединяет глубинные инварианты человеческого бытия и моменты исторически изменчивого, преходящего. В выработке новых ценностей и мировоззренческих ориентиров философия играет особую роль.

Чтобы изменить прежние жизненные смыслы, закрепленные традициями и универсалиями культуры, следует их критически проанализировать. Такого рода рефлексию над основаниями культуры осуществляет философия. Философия выявляет мировоззренческие универсалии в понятийно-логической форме, в виде философских категорий. Отметим, что при этом во многом элиминируются аспекты переживания мира, остается в тени определенный личностный смысл, заложенный в универсалиях культуры.

На первых этапах осмысления и рационализации универсалий культуры понятия выступают в форме смыслообразов, метафор и аналогий. Понятия античности несут на себе печать символического и метафорически образного отражения мира. Идеи выражаются сначала в художественно-образной, а уж затем в понятийной форме. Но и в зрелой философской системе невозможно выразить мысль без образов, метафор и аналогий. В этом причина «темных» мест у философов. И все же благодаря усилиям философов универсалии культуры превращаются в своеобразные идеальные объекты, связанные в систему, с которыми можно проводить особые мысленные эксперименты. Тем самым открывается возможность для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем. Философское исследование выявляет, каким может быть и каким должен быть человеческий мир.

Не случайно философские системы возникают на переломных этапах общественного развития. Само возникновение философии связано с переходом к классовому обществу, с разрывом с мировоззренческими структурами, воплощенными в мифологии. Философия всегда предлагает человечеству некоторые возможные варианты его жизненного мира.

Можно сказать, что философское познание выступает как особое самосознание культуры, которое активно воздействует на её развитие. Генерируя теоретическое ядро нового мировоззрения, философия вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, философия функционирует в качестве идеологии. Но постоянная интенция на выработку новых категориальных смыслов сближают философию со способами научного мышления. Историческое развитие философии постоянно вносит мутации в культуру, формируя новые варианты, новые возможные линии динамики культуры. Тем самым философия создает важнейшие предпосылки для дальнейшего развития науки. Отметим, что философские основания науки гетерогенны, т.е. допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности.

Естественно, что ученые адаптируют философские идеи к потребностям своей области познания. Эти приводит к конкретизации исходных философских идей, их уточнению, возникновению новых категориальных смыслов. Этот комплекс исследований на стыке философии и конкретных наук обозначен как философия и методология науки.