Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
1.37 Mб
Скачать

28 Научная картина мира

Научная картина мира – широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты. Претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Картина мира – это представление о мире как бесконечно сложной, развивающейся действительности. За счет схематизации и упрощений картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира те его существенные связи, которые составляют цель познания науки на том или ином этапе её исторического развития. Эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, которые позволяют исследователю активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. Следует отметить, что благодаря человеческой деятельности в практической деятельности реализуются не только естественные, но и «искусственные» объекты и процессы, которые не возникают в самой природе без человека. А тем самым, научная картина мира не только упрощает действительность, но и обогащает её. Она открывает возможности для актуализации маловероятных для природы, хотя и не противоречащих её законам, направлений эволюции. При таком подходе, картина мира, скорее, не образ природы, а образ человеческого мира, мировоззрение.

Понятие картины мира как синоним понятия мировоззрения используется Дж. Холтоном. Картина мира предстает у него как модель мира, которая «обобщает опыт и сокровенные убеждения человека и исполняет роль своеобразной ментальной карты, с которой он сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и событий реальной жизни». [44. С. 38]. Её главная функция – быть связующей силой, направленной на консолидацию человеческого общества. Холтон отмечает, что в центре каждой картины мира находится совокупность тематических категорий и допущений, которые носят характер бессознательно принятых, непроверяемых базисных положений. В качестве примера тематических категорий он называет «витализм-материализм», «эволюция-статизм-регресс».

В отечественной литературе термин «картина мира» применяется в более узком смысле – тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. Такого рода видение предметного мира науки, интегративное представление о мире, которое вырабатывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных областях научного исследования, получила название научной картины мира. При таком подходе картина мира выступает как компонент мировоззрения Например, В.И. Вернадский подчеркивал, что научное мировоззрение, которое обязательно включает в качестве компоненты общенаучную картину мира, а также её философские основания, развивается в тесном взаимодействии со всеми сторонами духовной жизни общества.

Понятие «научная картина мира» применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. Структура картины мира в таком случае задается через систему так называемых универсалий культуры. Структура научной картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. К ядру современной физической картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле.

Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической и неклассической и постнеклассической её стадии.

Классическая картина мира основана на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат. Основным условием было требование элиминации всего того, что относилось к субъекту познания, к возмущающим факторам и помехам. Через систему обучения и воспитания представления классической картины мира превратились в своеобразный мировоззренческий постулат обыденного сознания.

Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже Х1Х-ХХ вв. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывающая роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но её состояние в каждый момент времени жестко и однозначно не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь закону вероятности и больших чисел. Чем более отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз явление приближается к генеральной линии – «закону среднего». Отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность». Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.

Образ постнеклассической картины мира – древовидная ветвящаяся графика – разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации. В современной постнекласической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. В.С. Стёпин считает, что «постнеклассическая наука расширяет поле рефлексии над деятельностью, в рамках которой изучаются объекты. Она учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с её ценностно-целевыми структурами». [40. С. 634]. Если в неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, то в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся системах. Здесь в центре внимания находится осмысление процессов синергетики.

Синергетику характеризуют следующие понятия: самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью. Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность как принцип философии отражает реальность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным системам относят такие, свойства которых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего. Одной из важных прогностических идей постнеклассики является утверждение о возможности перескока с одной траектории на другую и утрате системной памяти. В многомерной модели взаимодействий, где участвуют не две, а больше сторон, возникает так называемое «турбулентное пространство». В нем вектора направленности одних событий, сталкиваясь с тенденциями других и видоизменяясь под натиском третьих, в потоке взаимодействий перечеркивают логику развития, с устоявшимся линейным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Система забывает свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо. Прошлое незначительно определяет настоящее, а последнее не распространяет своё детерминирующее влияние на будущее. О подобной ситуации говорят: «Произошла потеря системной памяти».

Другим значимым положением постнеклассики является нарушение принципа когерентности и возникновение ситуации, когда второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределенным и открытым для новообразований.

Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочетающего сразу три сферы анализа: исторический, критико-рефлексивный и теоретический. Постаналитизм как бы заглядывает за аналитический горизонт, видит все многообразие современной действительности, выражает претензию на некий синтез дисциплинарного и гуманитарного словарей, на укоренение эпистемологии в социальной теории. Он предполагает учет взаимоотношений научных и вненаучных факторов.

Различают основные формы научной картины мира: 1. общенаучную как обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах. 2.социальную и естественнонаучную картины мира как представления об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук. 3.специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) – представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т.п. картины мира).

Картина мира является особым типом теоретического знания. Её можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности, отличной от моделей (теоретических схем), лежащих в основании конкретных теорий. Во-первых, они различаются по степени общности. На одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в т.ч. и фундаментальных. Например, с механической картиной мира связаны механика Ньютона-Эйлера, термодинамика и электродинамика Ампера-Вебера. С электродинамической картиной мира связаны не только основания максвелловской электродинамики, но и основания механики Герца. Во-вторых, специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты). Так, в механической картине мира процессы природы характеризовались посредством абстракций – «неделимая корпускула», «тело», «взаимодействие тел, передающееся мгновенно по прямой и меняющее состояние движения тел», «абсолютное пространство» и «абсолютное время». Что же касается теоретической схемы, лежащей в основании ньютоновской механики (взятой в её эйлеровском изложении), то в ней сущность механических процессов характеризуется посредством иных абстракций – «материальная точка», «сила». «инерциальная пространственно-временная система отсчета».

Идеальные объекты, образующие картину мира, в отличие от идеализаций конкретных теоретических моделей всегда имеют онтологический статус. Любой физик понимает, что «материальная точка» не существует в самой природе, ибо в природе нет тел, лишенных размеров. Но последователь Ньютона, принявший механическую картину мира, считал неделимые атомы реально существующими «первокирпичиками» материи. Он отождествлял с природой упрощающие её и схематизирующие абстракции, в системе которых создается физическая картина мира. В каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности – это исследователь выясняет чаще всего лишь тогда, когда его наука вступает в полосу ломки старой картины мира и замены её новой.

Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы, оставляющие ядро теории, всегда связаны с ней. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории. Процедура отображения теоретических моделей (схем) на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме.

Научные картины мира выполняют три основные взаимосвязанные функции в процессе исследования: 1. систематизируют научные знания, объединяя их в сложные целостности; 2. выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; 3. обеспечивают объективацию научных знаний, их отнесение к исследуемому объекту и их включение в культуру.

Для создания единой картины мирового процесса необходим широкий синтез представлений современной физики и астрофизики с биосферно-ноосферной концепцией. На протяжении всей истории развития Вселенной происходит непрерывное усложнение организации структурных уровней материи, и сам процесс развития носит явно направленный характер. Природой как бы запасен определенный набор потенциально возможных (то есть допустимых в рамках её законов) типов организации, более или менее стабильных структур материи. По мере развития единого мирового эволюционного процесса в нем оказывается «задействованным» все большее количество этих структур. Растет не только сложность, но и разнообразие существующих форм организации и косного, и живого вещества, и организационных форм общественного бытия. Следует включить в общий синергетический анализ процессов развития разум и разумную деятельность. Подчеркнем, что построение теории диссипативных систем позволяет понять сущность жизни на всех уровнях эволюции. Возникновение жизни и разума является чрезвычайно маловероятным процессом. Жизнь человека не неизбежный и не обязательный результат эволюции неживой природы. Для философии остается задача – дать единую картину развивающегося мира, которая органично включала бы и человека.

При построении такой картины следует особо обсудить проблемы включения в неё телеономических и информационных процессов. В современной науке возникают контуры грандиозного научного синтеза знаний о неорганической природе, жизни и человеке.