Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
15.11.2018
Размер:
1.37 Mб
Скачать
  1. Формирование идеалов математического и опытного знания: р. Бэкон и у. Оккам

Роджер Бэкон (1214-1294) - английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор». Учился в Оксфорде у Роберта Гроссетеста, слушал Александра Гэльского, Альберта Великого, Гильома из Оверни. Преподавал в Оксфорде и в Париже. По просьбе папы Климента 1У за год-полтора излагает своё учение в так называемом «Большом труде» Несколько раз был заключен в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества».

Роджер Бэкон исходит из положения, что ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, если не устремлена в союзе с другими к высшей цели – «пользе», которая извне организует все науки в единый корпус знания. Поэтому Бэкон расширяет «грамматику», требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков. Аристотеля и Авиценну надо читать в оригинале, поскольку все латинские переводы кишат ошибками, перевирают суть, их полезнее бы сжечь. Знакомство с другими мирами помогает Бэкону вести небывало острую критику латинской Европы как всего лишь одной из культур, которая далеко уступает языческой древности в красоте нравственных добродетелей. Латинская Европа отстала от арабского мира в изучении природы, особенно в изготовлении математических и астрономических инструментов, погрязла в губительном для философии пустословии парижских профессоров, фактически вырождается из-за упадка практической медицины.

База познания – математика. Её аксиомы врожденны человеку, она располагает нам, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии. «Без математики невозможно знать небесное, а небесное – причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». Большинство исследований Роджера Бэкона посвящено оптике. Его работы о луче и спектре разложения света занимают заметное место в истории средневековой оптики. В других науках он пользуется достижениями своей эпохи. Он развивает метафизику света как первовещества вселенной. Все в ней познается через перспективу.

Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука. Она противостоит магии и призвана превзойти последнюю в чудотворстве, полагаясь не на волшебство, а на искусство и исследование «бесчисленного множества вещей, обладающих исключительными энергиями, свойства которых нам неведомы единственно из-за нашей лени и небрежности в разысканиях». Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. Среди ожидаемых достижений истинного экспериментатора Бэкон называет зажигательное стекло, что сжигает на любом расстоянии военные лагеря монголов и сарацин. А также, летательные, подводно-плавательные устройства; вещества, накопители света; препараты для продления человеческой жизни до сотен лет; подробные карты небесных движений, позволяющие вычислять все прошлые и будущие события; искусственные драгоценные металлы в любых количествах; наконец, рукотворные чудеса, способные убедить иноверных в превосходстве христиан над миссионерами других религий.

На первом месте среди благодеяний моральной философии, этой «госпожи всех частей философии», стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение её наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Возрождение нравственности тем более необходимо, что знание проникает только в чистую душу. Глубины знания откроются только христианам. Бэкон уверен во всемирном распространении католичества путем покорения, уничтожения или обращения иноверцев. Он ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы.

Продолжателем науки Бэкона можно считать Леонардо да Винчи с его недоверием к отвлеченной науке, ориентацией на практическое изобретательство. К позициям Роджера Бэкона близки Френсис Бэкон с его эмпирической наукой и Рене Декарт с его математизацией знания. К «магической» тематике Роджера Бэкона обращались естествоиспытатели 16 в., искавшие естественные пути к чудесам алхимии. В наши дни Роджер Бэкон – предмет оживленной философской дискуссии в связи с проблемами новоевропейской науки.

В ХV1 в. начался период кризиса в средневековой схоластике и теологии и переход к метафизическому материализму. Активным борцом против папства и лидером номинализма выступил Уильям Оккам (1281-1349). Маркс отмечал, что «номинализм был одним из главных элементов английского материализма и вообще является первым выражением материализма» [24. С. 157].

В истории философии Оккама представляют предшественником концепции иероглифов Гельмгольца, феноменологии Гуссерля, лингвистической философии. Не четко определена оценка методологической позиции Оккама, Его считают концептуалистом, номиналистом, концептуалистическим номиналистом, номиналистическим концептуалистом. Известна лишь вероятная дата рождения мыслителя. Философское и теологическое образование Оккам получил в Оксфордском университете. Вступление в ряды ордена миноритов, нищенствующих монахов, явилось основанием обвинения Оккама в ереси. Осенью 1324 г. Оккама препровождают на судилище в Авиньон и, несмотря на заступничество английского короля, над ним организуют политический процесс, на котором речь идет не просто о преследовании провинциального минорита, а о попытках идеологически разоружить оппозиционно настроенных левых францисканцев и одного из их лидеров – Оккама.

Оккам бежит из-под стражи и поступает на службу к императору Германии Людвигу Баварскому. Он пишет политические трактаты против пап Рима (в то время параллельно существовали римский и авиньонский папа) и призывает их в мирских делах подчиняться государям, а в духовных – собору и во многом предвосхищает грядущую Реформацию. На Западе издано «Избранное в семи томах» Оккама, в которое вошли «О таинстве клятвы», «Трактат о божественных предопределениях и предвидении», «Свод всей логики». В политическом трактате «Диалог» Оккам подвергает решительному осуждению главенство папы и иерархическую структуру католической церкви. Оккам противопоставляет церковь апостольских времен и римскую католическую церковь. Первая образовывалась из всех верующих во Христа, вторая – ограничивается рамками римской иерархии. Деспотический моральный и духовный диктат римской церкви находится в явном противоречии со Священным писанием. Духовенство не имеет права отпускать грехи, это под силу одному богу. Отлучать от церкви князя может только общий собор. Настоящий глава церкви – сам Христос. Ни один священник не должен выполнять каких-либо «светских» функций. Одно и то же лицо не может сосредоточить в своих руках всю полноту как духовной, так и одновременно светской власти.

Бурным политическим событиям Х1У века (затяжная Тридцатилетняя война, борьба городов с папством, с феодалами-рыцарями, многочисленные казни еретиков, восстание ремесленников в Нюрнберге, массовое сожжение евреев в Кёльне) сопутствовали определенные прогрессивные сдвиги в промышленности, технике и науке. Началось, приблизительно с 1330 г. производство чугуна в шахтных печах, Осуществляется во всевозрастающих масштабах, переход от железного литья к чугунному. Появляется много ветряных мельниц. Наука приступает к выработке экспериментальной методики и систематизации опытных данных и результатов наблюдений. Накапливаются сведения о свойствах ряда химических веществ. В математике открыт ряд Фибоначчи, в котором каждый член есть сумма двух предшествующих (1,1,2,3,5,8,13,21..). Большое внимание уделяется проблеме континуума.

Противостояние традиционной схоластике выразилось в утверждении, что «материя есть некий предмет, действительно существующий в силу природы вещей». Смелой была для своего времени идея Оккама о материальной однородности космоса с подлунным миром. «Мне представляется, что на небе имеется материя того же сорта, что и в подлунных предметах, поскольку множественность никогда не следует полагать без необходимости». Оккам критикует теорию материи Фомы Аквинского о том, что никакая вещь не может обладать реальностью в отрыве от формы. Напротив, по Оккаму, если форма начинает существовать в процессе становления вещи, то материя существует и до возникновения вещи. Устранение конечных вещей не ведет к исчезновению материи.

Оккам критикует тезис Фомы о том, будто каждое сущее есть обязательно либо причина, либо действие, а в качестве опровергающего примера рассматривает свободное падение тела в пустоте. В теории движения Оккам исходит из допущения неотличимости движения от движущегося предмета. Оккам допускает самодвижение и объективный характер времени. По Оккаму, «существование и сущность означают во всех отношениях одно и то же».

В теории познания Оккам подчеркивает роль чувственного восприятия: «… знание наше целиком проистекает из ощущений». Отличие ощущения от абстрактного мышления философ видит в том, что «ни одно ощущение не воспринимает свой собственный акт».

Оккам резко критикует теорию Фомы Аквинского о природе общего и общих понятий, аргументируя тем, что если общее существует как нечто реальное, отличное от индивидуальных предметов, то оно должно быть нумерически единым и поэтому как бы особым отдельным предметом, а не универсальным объектом. Но как может единичная вещь как таковая существовать во многих предметах одновременно? «Если бы, - продолжает Оккам, - человечность была особой вещью, отличной от конкретных людей и, вместе с тем, их сущностью, то в таком случае одна и та же постоянная вещь находилась бы во многих предметах. Получалось бы, что одно и то же постоянное и нумерически единое присутствует одновременно в различных местах, что ложно. Аналогично, тогда бы одно и то же постоянно осуждалось в Иуде и прославлялось в Христе, и даже нечто было бы и осуждаемо и прославляемо в Христе, что абсурдно. Аналогично, тогда бог не смог бы уничтожить отдельного индивида, не ликвидируя заодно всех индивидов того же рода». В таком случае «нельзя доказать ни то, что душа целиком содержится во всем теле, ни то, что она целиком содержится в любой части тела, - можно сказать лишь то, что она находится в нас».

Согласно Оккаму, общее, универсалия в её психологическом бытии, есть акт разума, который естественным образом обозначает частные объекты, подпадающие под это общее. В реальном бытии универсалиям соответствуют или могут соответствовать подобные друг другу по сущности предметы.

Итак, методологической основой философии Оккама является радикальный номинализм, направленный как против реализма Фомы Аквинского и томистов, так и против концептуализма Дунса Скота и его последователей.

Однако, полностью элиминировав универсальное из онтологической области и перенеся его в сферу интенциального бытия в сознании, Оккам встал перед сложной задачей согласования в своей системе материализма и феноменологии. Эту задачу он попытался решить на путях так называемого терминизма.

Терминизм Оккама был попыткой поставить теоретическую грамматику и семиотику на службу философской теории обоснования возможности истинного познания. Ядром терминизма была теория значения. На этом пути философу удается предвосхитить ряд положений современной семиотики. Отсюда, номинализм Оккама целесообразно квалифицировать как семиотический вариант номинализма.

Бритва Оккама в её антисхоластической направленности требует наименьшего числа допущений, признавать как можно меньше сущностных реальностей. По иному, требует минимизировать основные элементы, привлекаемые для экспликации смысла соответствующих терминов. «Бритва» требует отбрасывать лишние термины. Существует ряд формулировок «бритвы». «Все, что может быть объяснено из различий материи по ряду оснований, - это может быть объяснено одинаково хорошо и даже лучше с помощью одного основания». По другой формулировке: «Напрасно пытаться делать посредством большего то, что может быть произведено посредством меньшего». «Множественность никогда не следует полагать без необходимости». «Бритва» может быть рассмотрена как одна из первых отчетливых формулировок принципа простоты.

Отметим афоризмы Оккама: «Утверждаю невозможность доказательства того, что бог всемогущ: это постижимо только с помощью веры». Отсюда следовало утверждение о недоказуемости существования бога. Богословские догмы относятся к разряду нейтральных предложений и их нельзя квалифицировать ни как истинные, ни как ложные. Примером служит фраза: «Бог является человеком».

«Отбросив заблуждения и ереси… и бесчисленные другие ошибки, я уклонился от повиновения лживому папе и всем тем, кто был его другом…». «Я предпочитаю Священное писание человеку, не сведущему в Библии».

Философская лексика Оккама оказала существенное влияние на терминологию языка философии Нового времени. Наличие у Оккама некоторых элементов индуктивной логики и методологии послужило благоприятным фактором для возникновения теории научного метода Френсиса Бэкона. Школу Оккама называют оккамизмом. Оккамисты способствовали постепенной переработке номиналистической схоластики в методологию математизированного естествознания. Они стремились к математизации как философских, так и естественнонаучных понятий и концепций. Так, представители Парижской школы оккамизма провели синтез языка арифметической алгебры с геометрическими представлениями.