Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мак3Куц2005-booklet.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
2.22 Mб
Скачать

1.2.1.1. Диалектическая взаимосвязь творчества и репродукции

Всякое новое знание есть воспоминание о прошлом.

NN

Действительно, между творчеством и репродукцией не было в прошлом, нет ныне, и не может быть в будущем «абсолютных» различий, ибо принципиально невозможны:

* ни создание "абсолютно новых" нестандартных образцов из того уже существующего «стандартного» сырья, которое предоставляют творцам природа и продукты известных репродуктивных технологических процессов,

* ни "абсолютно полное и точное" копирование, вследствие чего каждый акт репродукции приводит к случайным, непреднамеренным (хотя обычно малосущественным) модификациям заданных репродуценту «стандартных» образцов.

Иначе говоря:

любое творчество необходимо связано с репродукцией, а

любой акт репродукции порождает непроизвольные, непреднамеренные, случайные и обычно не закрепляемые «творческие» отклонения от заданного технологического процесса, которые, в свою очередь, обуславливают такие же случайные «творческие» модификации целевого продукта.

Невозможность создания «абсолютно новых» продуктов творчества подтверждается по меньшей мере тем, что всякий материальный продукт творчества представляет собою новую комбинацию порознь известных признаков, а описание каждого такого продукта или любой сугубо информационный продукт творчествановую комбинацию порознь известных знаков. Действительно:

всякое литературное (и научное, и художественное) произведение есть комбинация известных знаков (преимущественно слов какого-либо естественного: русского, украинского, английского, японского и т.д. языка, которые в научных текстах могут быть использованы в сочетании с символами искусственных языков логики, математики, химии и т.д.);

всякое музыкальное произведение есть комбинация известных звуков (а запись такого произведения – комбинация известных нот);

всякое произведение живописи есть новая комбинация известных линий и/или цветов;

всякое скульптурное произведение включает основу из по меньшей мере одного известного материала и комбинацию «элементарных» объёмных геометрических форм;

аналогично, всякое произведение зодчества есть комбинация известных строительных материалов и новых пространственных геометрических форм;

всякое изобретение задаёт новую комбинацию порознь известных:

* активных действий (операций) – для «способов» или

* материальных частей – для произвольных «изделий».

Ещё легче подтвердить простыми примерами невозможность абсолютно точного копирования.

Так, два однояйцовых близнеца и два последовательно сошедших с конвейера автомобиля (телевизора, мобильного телефонного аппарата) одинаковой модели не тождественны (хотя и весьма подобны аналогичны) один другому. В, частности:

«одинаковость» близнецов может быть «установлена» лишь при внешнем, поверхностном, не слишком внимательном осмотре, а

об «одинаковости» автомобилей (телевизоров, мобильных телефонных аппаратов) можно судить лишь в пределах допустимых отклонений от норм, которые заданы определёнными стандартами.

Простейшими примерами стандартов служат ТУ (технические условия) отдельных предприятий на выпускаемые ими товары, а для некоторых товаров массового спроса существуют установленные решениями International Standard Organization Международные стандарты.

Однако при более глубоких, чем предусмотрено стандартами, исследованиях всегда удаётся найти различия. Так, судебная экспертиза без труда различает и людей-близнецов, и серийно производимые автомобили одной и той же модели при определении того из них, который «причастен», например, к дорожно-транспортному происшествию или преступлению.

Поэтому каждый реальный продукт любого (научного, технического, художественного и художественно-конструкторского) творчества и, тем более, любого копирования - характеризуется уникальным сочетанием сходства ( подобия  аналогии) и различия с аналогами, из которых всегда может быть выбран один самый близкий по сути аналог-прототип.

Как можно более точный выбор прототипа служит логической предпосылкой наиболее правильного установления МЕРЫ сходства и различия в каждом конкретном случае диалектического исследования. Именно неизвестность такой конкретной истинной меры в момент, когда зафиксированы только исходные противоположности, позволила Гёте сформулировать цитированное выше суждение.

Каждый участник репродуктивного труда поневоле понимает, что прототипами служат:

для любой очередной копии целевого продукта - его стандартный образец,

для любого усовершенствованного способа получения известного целевого продукта - известный и ранее считавшийся стандартным способ (технологический процесс) и

для любого усовершенствованного средства осуществления способа получения известного целевого продукта - ранее считавшееся стандартным средство того же назначения.

Однако существование аналогов (и выбранных из их числа прототипов) у продуктов, способов и средств осуществления способов творческого труда многие творцы и даже горе-теоретики творчества, не говоря уж о журналистах, бездумно и безосновательно отрицают.

Так происходит потому, что ни большинство творцов, ни многие теоретики эвристики не пытаются осмыслить, в чём состоит и как проявляется…