Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пузиков.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
1.06 Mб
Скачать

Глава 2 подготовка к тренингу

2.1. Подготовка тренера

Самое главное в подготовке тренера к работе с группой — это психологическая установка. Правильная установка заключается в том, что тренинг очень эффективная процедура, что тренинг построен на естественных механизмах работы и развития группы. Группа способна работать эффективно и сама, без участия тренера, главное — группе не мешать. Задача тренера — помогать работать группе, а не работать самому, не «тянуть одеяло на себя». Тренинг всегда нравится участникам, а работать в группе можно с удовольствием.

Для первой волны тренеров все было необычно: надо было посадить взрослых людей в круг, заниматься разными игрушками... Из-за опасений, переживаний и волнений за то, как все это группа воспримет, тре­неры тратили энергии гораздо больше, чем необходимо. А потом, когда они уже сами начинали учить следующих, то нередко говорили: тренинг это очень сложно и трудно, после него просто хочется умереть... Ученики воспринимали это как данность. И они уже для себя ставили границу, вот я должен так устать, потому что это очень сложно и трудно. В действительности это совершенно не так. Тренинг, конечно, это конечно очень сложная и трудная работа, но это еще и очень благодарная работа. Тот эмоциональный заряд, который тренер получает в ходе тренинга - это настолько весомо и значимо, что компенсирует все затраты. Поэтому к тренингу нужно относиться как, возможно, и к трудной, но очень интересной работе. Чем легче вы ведете группу, тем легче самой группе. Если тренер напряжен, это сразу передается группе. Например, тренер говорит: сейчас мы поиграем в такую веселую игру... Смот­рит на группу и боится — а вдруг они откажутся? Они в ответ напряглись — нет, игра не просто веселая.

В тренинге ходит по кругу очень много энергии. Идет очень интенсивный энергетический обмен. Каждый участник группы тратит какое-то количество энергии. Умножьте это на количество людей — примерно столько энергии тратит тренер.

Есть некий международный стандарт, который никогда не выдерживается в нашей стране. Он заключается в том, что тренер должен проводить одну группу в месяц. Необходимо две недели отдыхать перед тренингом и готовиться к нему морально, писать программу, читать литературу, затем работа в группе и после снова двухнедельный отдых. Это считается нормальным режимом работы тренера. Но в нашей стране так не бывает. Как же человек не будет ходить на работу или будет ходить, но ничего не делать? Поэтому большинство тренеров работают в индивидуальном режиме и сами регулируют свою нагрузку.

В любом случае, нужно для себя изначально решить, сколько вы можете работать, необходимо понять, какие у вас энергозатраты, сколько вам нужно времени на то, чтобы восстановиться после тренинга, чтобы уже хотелось вести следующую группу. Если вести сразу много групп, то наступает пресыщение, да и энергетические затраты бывают очень существенными для организма. Я знаю тренеров, которые теряют до пяти килограммов веса за пять дней тренинга. Ситуация в принципе плохая. Тренинг — это не способ похудеть, потому что теряются не только килограммы, которые, возможно, вы хотите потерять, но и жизненный стратегический запас. Как бы вы ни старались, вы все равно будете уставать на тренинге, но ваша усталость должна быть соизмерима с тем, что у вас еще жизнь впереди, и не всю ее нужно потратить на одну группу.

В начале работы хорошо было бы проконтролировать свой вес, взвешиваясь до и после группы. Проконтролируйте свое самочувствие. Бывает, что тренер отработает на группе, а после этого пластом лежит три дня, ни с кем не разговаривает, телефоны отключает и т. д. Это уже слишком большие затраты.

Что с этим делать? Найти причину такой усталости: что происходит в группе такого, что вы тратите так много энергии? Нужно обязательно отследить наиболее тяжелые для вас моменты. Далее, когда причина понятна, нужно научиться с этим справляться с меньшими затратами. Если не получается выйти на причины или не удается их устранить, нужно обратиться за помощью. Или найти хорошего психолога, в работе с которым вы и найдете, и решите эти проблемы. Или договориться с опытным тренером, что он поработает с вами на группе, поможет выйти на эти причины и покажет и расскажет, как сам решает такие проблемы. Возможно, придется обратиться не к одному, а и к второму и, впоследствии, и к третьему тренеру, но это лучше, чем потерять здоровье или (что более вероятно) отказаться от ведения тренингов вообще.

На группе мы отдаем очень много энергии, но мы и получаем ее. Если тренер устал, но при этом он способен, скажем, вечером после группы пойти в кино или в гости и т. д., а на следующий день проснуться и быть нормальным человеком, который отдыхает, потому что у него выходные, это хороший вариант. Для достижения такого уровня есть, на мой взгляд, простой способ: нужно менять отношение к тренингу.

Нужно научиться получать удовольствие от тренинга, может быть, даже какую – то подзарядку. Например, я работаю пять-семь дней в неделю, иногда по несколько месяцев без выходных, уже в течение семи-восьми лет мне нравится работать с каждой новой группой, и эта работа для меня -

удовольствие.

Очень важный момент — подготовка программы и материалов для тренинга. Тренеру необходимо очень серьезно готовиться к тренингу. Во - первых, надо написать подробную рабочую программу, все инструкции, которые придется говорить в группе, написать все информационные сообщения, все вопросы, которые вы планируете задать группе. Во - вторых, все это надо выучить наизусть, чтобы вы могли спокойно оперировать данной информацией, моделировать ее по ходу занятий, какие - то части сокращать, а о чем-то говорить подробнее, если вдруг у группы возникнут вопросы, легко на них отвечать. В процессе тренинга не будет времени вспоминать что-то или заглядывать в свои конспекты, вы должны постоянно следить за процессами в группе.

Зачем так серьезно к этому относиться? На тренинге вы можете так испугаться, что все забудете. Сидите и думаете: что же делать? И спросить не у кого (если вы один тренер), а люди сидят, смотрят на вас. Выход прост: вы говорите, что сейчас мы поиграем в такую игру… Даете им инструкцию, они начинают играть, а вы тем временем сами начинаете вспоминать. И то, что проговаривалось вами три, четыре раза в разных вариантах, — вспомнится. Затем что-то сделаете и как-то выйдете из ситуации. Иными словами, у вас должно быть в голове много следов от зубрежки. Пусть лучше их будет больше, чем меньше.

При подготовке к тренингу важно предусмотреть все сложные вопросы или высказывания, которые могут возникнуть в группе, и ответы на них. Самыми сложными вопросами являются те, которых вы боитесь, поэтому к ним нужно обязательно подготовиться. Наиболее ти­пичный страх тренера — отказ кого-нибудь из группы играть. Этот страх основывается на том, что сам тренер считает какие-то игры в тренинге дурацкими, детскими, неинтересными. Побороть этот страх легко — необходимо самому хорошо поиграть в эти игры, чтобы знать, как они влияют на участников. Это совершенно нормальный подход — тренер должен сначала все проверить на себе. Если тренер верит в полезность всех игр, которые он проводит на тренинге, то убедить в этом группу не составит труда, а с опытом появится такая уверенность в своей правоте, что это будут чувствовать все на тренинге, и, следовательно, у них тоже не будет никаких сомнений в целесообразности игры.

Часто тренера страшит просьба участников о том, чтобы он (тренер) сам что-то сказал, сделал, показал, как надо и т. д. Например: «А бы вы (к тренеру) это сделали? Покажите! Продайте нам свою услугу!». Обычный запрос от группы и на него существует совершенно стандартный ответ: в группе тренируются ее участники, а не тренер. Более того, даже когда у тренера появится большой опыт, и он сможет действительно показать лучше, то и тогда этого делать не стоит. Повторяю: в группе работают участники, тренер не должен тащить одеяло на себя.

Еще один страх — что не будет добровольцев на игру. Но когда тренинг интересный, желающих больше, чем надо. Возникает даже необходимость следить, чтобы поучаствовали все желающие.

Бывает такая ситуация, что кто-то из участников говорит, что он эту игру сделал по-другому. Нужно согласиться, что можно все сделать по-другому, но потом добавить, что у нас вот так.

Начинающие тренеры боятся каверзных вопросов (например: а вы то сами много продали?). Конечно, можно отвечать по-разному, но лично мне очень нравится такой ответ: капитан спасательного судна не должен сам тонуть, чтобы быть хорошим спасателем. Или тренер, к примеру, может просто сказать, что он продал тренинг, который ведет сейчас.

Неопытному тренеру бывает страшно, когда участники говорят, они уже это знают, слышали или уже делали. Обычно все подобные явления свидетельствуют только о том, что участники просто помнят какую-то игру, но вряд ли помнят, зачем эта игра проводилась, то есть им нужно еще учиться. В любой ситуации игру нужно проводить, хотя иногда тренер боится этого. А нужно сказать: мы будем играть почти в такую же игру или точно такую же, но мы посмотрим еще на некоторые дополнительные аспекты и т. п. Кроме того, поиграть два раза это лучше, чем один.

Вот самый обычный вариант, например, на тренинге продаж, многих больших организациях часто человек переходит с одной должности на другую и проходит три-четыре программы тренинга. Вы начинаете вести тренинг, а он говорит, что это все уже было. Вы можете ответить, что нового быть, в принципе, и не может. Нет нового способа продажи. Он какой был тысячу лет назад, когда люди камень меняли на мясо, такой он и остался. Если бы я изобрел какой-то суперновый способ, я бы не сидел сейчас на тренинге, а продавал бы в Антарктиде снег тюленям и жил бы себе припеваючи. У меня бы его покупали, был бы самым богатым человеком в мире.

Поэтому в такой ситуации вы просто оговариваете: «У нас будут не новые способы, а новые ситуации, в которых вы можете себя попробовать. Если вы это хорошо умеете — то научитесь еще лучше, если не

умеете - то просто научитесь. А если вы действительно все умеете, то поиграйте в разные роли — сыграйте сложного покупателя для другого участника, ему это пойдет на пользу». Мне иногда продавцы говорят: «Я своего первого сложного покупателя помню уже лет пять, он мне такого наговорил!» Разве это хорошо? А вот если бы он прошел такой тренинг и его там «промурыжили» бы в таких ситуациях... Да, ситуация игровая. Но как раз потому, что это все игра, это легче пережить и научиться на примере. И когда такой «первый покупатель» придет, посмотришь на него и подумаешь, ну да, бывает и так. Даже можно ему посочувствовать, помочь ему решить все проблемы, с которыми он пришел. Он ушел — и все, ситуация закончилась и нет никакого неприятного осадка. Этому можно научиться на тренинге.

Бывает, что тренер пытается провести игру, преждевременную для данного уровня групповой динамики. И игра не идет, так как группа к ней не готова. Например, нельзя предлагать в самом начале тренинга построиться с закрытыми глазами по росту. Половина участников откроет глаза и не будет строиться, а другие будут ходить, но будут бояться, потому что вообще непонятно, для чего эта игра? Я знаю такой негативный пример. На тренинг собрали руководителей. И на знакомстве тренер сказал: «Сейчас мы будем знакомиться. Но чтобы знакомство было интересным и необычным, знакомиться будем так: представьте себя каким-нибудь цветком, опишите свой внешний вид и опишите, какой вы цветок, какие у вас лепестки и т. д.». Есть такая игра в тренинге, но ее можно делать, когда группа готова к ней, а не самой первой. В итоге участники минут пять посидели, потом все встали и ушли. Тренинг был сорван.

Тренер должен начинать с более адекватных игр не только в пер­вый и, но и на второй и на третий день, учитывая уровень развития группы.