Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пузиков.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
1.06 Mб
Скачать

Роль посредника или эксперта

«Посредник не несет за все происходящее в группе полной ответственности, временами он, однако, вмешивается в деятельность и направляет ее так, чтобы она наиболее эффективно продвигалась к намеченной цели. Сам посредник особого участия почти не принимает, о своих ощущениях не говорит, но иногда советует, что следовало бы сделать, подсказывает содержание того или иного мероприятия либо в удобную минуту использует какой-нибудь психотерапевтический прием, предлагая например, сыграть психодраматическую сценку или бессловесно выразить собственные чувства. Он следит за участниками и координирует обсуждение; если он видит, что кто-то никак не может проявить себя или даже просто получить слово, он вынудит группу дать этому человеку возможность высказаться. Группа воспринимает его как эксперта, который разбирается во многих вопросах и может представить информацию что-то растолковать. Он не навязывает авторитарно определенные решения, даже, как правило, будто не замечает и не принимает решения принятого целой группой; своими замечаниями он помогает подойти к какому-либо вопросу или вещи с разных сторон».

Такая роль наиболее приемлема для тренинговой группы: тренер помогает только тогда, когда это необходимо группе. Тренер не отказывается отвечать на вопросы группы, если это приведет к более быстрому и глубокому пониманию конкретной ситуации.

Но в действительности нужно понимать, что тренинговые и терапевтические группы — это совершенно разные группы с совершенно разными задачами. В тренинге оптимальным вариантом выбора роли является такой, который складывается на тренинге в данной конкретной группе и который наиболее полезен для группы. Зависимость выбора роли от этапа развития группы понятна: чем более продвинулась группа в динамике, тем более пассивную роль может играть тренер; чем больше группа сделает собственных открытий, чем больше сформулирует выводов, заключений и правил, тем лучше. Если же все это предо­ставит тренер, то у группы появится желание с ним спорить, только и всего.

Понятно, что занимать такую пассивную позицию в начале работы группы нельзя, поскольку это приведет к нарастанию напряженности, и в результате группа может объединиться против тренера. Такое объе­динение на тренинге совершенно непродуктивно.

Основная цель тренера — не мешать, «не тянуть одеяло на себя», а только помогать. Необходимо понимать, что роль тренера — все-таки вспомогательная. Не он работает на группе, а группа работает на тренинге. Тренер, как любой хороший руководитель, направляет группу только тогда, когда группе это необходимо. Скажем, когда хороший руководитель уходит в отпуск, его организация работает без него замечательно, потому что все процессы налажены. Так и в группе.

Очень часто в тренингах бывает так, что тренер дает группе большое задание часа на полтора-два, затем уходит, а группа продолжает работать сама. Присутствие или отсутствие тренера ей не помогает и не мешает. Вернулся тренер — они еще сидят, работают, пишут свой проект. Совершенно нормальная ситуация.

Таким образом, можно говорить о том, что оптимальная роль для тренера в группе опирается на нарастающую готовность группы самостоятельно работать и на способность тренера замечать эти изменения, а также на его готовность не мешать этим процессам. Роль тренера настолько пассивна, насколько группа готова работать сама. Тренер всегда готов помогать группе, если это необходимо. Иными словами, он не выполняет какую-то определенную роль, а просто подстраивается под работу группы.