Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие_Часть2_-_2006.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
630.78 Кб
Скачать

Глава 7. Россия в эпоху николая I: «консервативная модернизация»

1. Территория и население

К середине XIX века Российская империя занимала территорию 18 млн. кв.км. Население страны за счет естественного прироста и присоединения территорий к 1825 году составляло 53 млн. человек, а к 1851 г. (по данным девятой ревизии) 69 млн. чел. Россия была многонациональной страной. Самым многочисленным был русский народ. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским народами.

В это время можно выявить метрополию (центральная часть с преобладанием русского населения) – Великороссию и примыкавшие к ней губернии, населенными родственными славянскими народами, украинцами и белорусами. К центру тяготели с востока – Сибирь, с юга – Северокавказский район, где большинство населения составляли потомки переселенцев из метрополии. Казачьи округа при этом имели значительную внутреннюю автономию. На окраинах империи проживали многочисленные народы и народности, частью завоеванные, частью присоединившиеся добровольно. От Волги до Восточной Арктики расселились тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты и др.). На севере и северо-западе Европейской части России, в Поволжье, на Урале и в Зауралье жили финно-угорские народы (финны, карелы, эстонцы, мордва, коми, мари, удмурты). Тунгусо-манчьжурские народы были представлены эвенками и эвенами.

Неуклонно рос удельный вес городского населения: с 5,8% в 1835 г. он к 1851 г. увеличился до 7,8%, всего в 1851 г. горожан насчитывалось 3,5 млн. человек. Количество городов по сравнению с предыдущим периодом изменилось мало. В Петербурге, Москве и Одессе – городах с населением более 100 тыс. человек – проживало 17% всех городских жителей. Рост числа горожан происходил за счет притока сельских жителей.

2. Социально-экономическое развитие

В основе экономического развития России к 1825 году по прежнему сохранялась феодально-крепостническая система хозяйствования. Структура ее экономики была архаичной; в то же время в этот период времени страна приобретала новые черты.

а) Промышленность и транспорт. Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота. По мнению большинства историков, это 30-40-е гг. XIX века. Под «промышленным переворотом» следует понимать всю совокупность экономических, социальных и политических сдвигов, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике. Фабричное производство способствовало ускоренному формированию промышленной буржуазии и пролетариата.

Экономика России в этот период приобретала многоукладный характер, появились признаки ослабления монополии дворянства на землю, продолжалось активное формирование капиталистического уклада, ощутимее становилось веяние новых экономических идей, идущих из передовых стран Запада.

Позитивные сдвиги в экономической жизни страны вызвали изменения в системе транспорта. В 1837 году была окончена постройка железной дороги Петербург – Царское село, а 1851 году началось движение поездов между Петербургом и Москвой. К середине 30-х гг. активно используется пароходное сообщение на Балтийском и Черном морях, Волге, Днепре, Волхове, Неве, также на озерах: Ладожском, Онежском, Ильмене и на Байкале.

В первой половине XIX века в России образовались отдельные экономические районы с отчетливо выраженной специализацией по отраслям хозяйства. Вокруг Москвы сложился Центрально-промышленный район, в который вошли Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Калужская и Нижегородские губернии. С юга к нему примыкал Центрально-Черноземный район (Рязанская, Тульская, Тамбовская, Орловская, Курская и Воронежская губернии) – основной зерновой регион страны. Промышленность здесь была развита слабо, господствовало барщинное помещичье хозяйство. Северо-западные российские губернии (Петербургская, Псковская и Новгородская) специализировались на технических культурах (лен, конопля и др.). Особенностью севера России были лесные промыслы и подсечное земледелие.

Прибалтийский регион, куда входили Эстляндия, Курляндия и Лифляндия, специализировался на интенсивном земледелии. В Западных губерниях (Минской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Смоленской) развивалось скотоводство и товарное земледелие, ориентированное на европейский рынок. Производство зерна, свекловодство, животноводство и промышленная переработка сельскохозяйственной продукции были характерны для Правобережной и Левобережной Украины. Районы Урала и Приуралья включали Вятскую, Пермскую, Оренбургскую и Уфимскую губернии. Их отличительной особенностью была горная и металлургическая промышленность.

Важной особенностью российской экономики в этот период явилась неравномерность и противоречивость в развитии в силу разнообразия природно-климатических, этнических и историко-культурных традиций различных регионов страны.

Промышленное развитие страны было затруднено крепостничеством, так как предпринимательская деятельность ограничивалась помещичьей собственностью на землю и крестьян, а подневольный труд крепостных на промышленных предприятиях был непроизводительным, что сдерживало технический прогресс. Определенным препятствием, тормозившим промышленное производство, было преобладание в торговле внутреннего оборота и узость внутреннего рынка. Поэтому в отличие от Европы, российская промышленность не ориентировалась на развитие внутреннего рынка, а развивалась за счет военных и государственных заказов, за счет новых завоеваний и колонизации национальных окраин. Однако даже в этих условиях в России наблюдался рост промышленности и развитие торговли.

К 1855 году русская промышленность была представлена несколькими типами мануфактур: казенной, вотчинной, посессионной и частнокапиталистической. Первые два основывались на крепостном труде, собственник мануфактуры был и собственником работника. В хлопчатобумажной, кожевенной, шелковой отраслях легкой промышленности капиталистические мануфактуры и фабрики вытесняли посессионные и вотчинные предприятия.

Внедрение машинной техники в производство, наметившийся переход от подневольного к наемному труду обеспечили определенное повышение производительности труда и роста промышленного производства. Ко второй половине 50-х гг. в губерниях промышленного Центра уже 26,5% мужского населения деревень уходило на заработки, в Московской и Тверской губерниях – до 43%. Многие крестьяне-отходники становились торговцами или ремесленниками, а скопив капитал, иной раз превращались во владельцев мануфактур. Крестьянские промыслы служили основной базой развития капиталистической мануфактуры в России. Вольнонаемные рабочие ко второй половине 50-х годов стали не только преобладать, а господствовать в легкой промышленности.

Общее число промышленных заведений (без горных заводов) к 1854 году возросло до 9994, или почти в 2 раза по сравнению с 1825 годом. Наряду с увеличением импорта машин в рассматриваемый нами период времени основывались машиностроительные заводы в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Прибалтике. В 1851 году насчитывалось уже 19 машиностроительных предприятий. Происходили изменения в отраслевой структуре промышленности: во второй четверти XIX в. стали возникать новые виды мелкого производства (изготовление ситцевых и шелковых тканей полотенец, игрушек, мебели и др.).

б) Торговля. Рост производства, усиление специализации регионов стимулировало развитие торговли. Особенно расширилась внутренняя торговля с национальными окраинами империи. В начале 30-х гг. XIX в. в стране действовало 1705 ярмарок, крупнейшие из них превращались в товарные биржи. В то же время в России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Увеличивался оборот внешней торговли России. Со второй половины 40-х гг. возросла ценность хлебного экспорта, и постепенное зерно составило к середине 50-х гг. примерно 30% всех вывозимых товаров. Продукты животноводства (примерно 18%) и промышленные изделия (примерно 6%) также составили важные статьи эксперта, а вывоз металлов прекратился. Импорт в значительной степени представлен машинами из Англии, Франции, Бельгии.

в) Сельское хозяйство. Россия оставалась аграрной страной. В сельском хозяйстве было занято 9/10 ее населения. Сельское хозяйство развивалось по-прежнему экстенсивно, и урожайность практически не увеличивалась. В 1802-1860 гг. посевная площадь увеличивалась на 53%, а сбор хлебов лишь на 42%. Практически неизменной оставалась общинная система землепользования. Производительность сельского труда в крепостнической России была в 4-5 раз ниже, чем в Англии и Германии. Разрыв этот продолжал увеличиваться. Ко второй половине 50-х годов стало явным разложение барщинного классического хозяйства. Разложение крепостнической системы проявилось в следующем:

  1. в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших натуральное хозяйство;

  2. в расширении барской запашки и перевода крестьян на промыслы;

  3. в ослаблении внеэкономического принуждения (особенно в Нечерноземье, где крестьяне переводятся с барщины на оброк; в Черноземье – введение частичной оплаты барщинных работ или переводом крестьян на месячину)

Важным показателем упадка помещичьего хозяйства является рост задолженности помещиков государству. Стремление помещика к производству хлеба на продажу вызывало расширение барской запашки и сокращение крестьянских наделов, увеличивалось число помещичьих земель, заложенных в банках.

Незначительная часть помещиков (не более 5%), в основном, южных, юго-западных и прибалтийских губерний начала применять новые формы хозяйствования, которым были присущи некоторые черты капиталистического производства:

а) использование труда наемных работников, сельскохозяйственных машин (жаток, молотилок, веялок),

б) внедрение в производство сельскохозяйственных культур, ранее ограниченно культивировавшихся (сахарная свекла, табак, подсолнечник – на Украине, тутовые деревья в Прикавказье),

в) использование искусственных удобрений (Прибалтика).

Рост товарности сельскохозяйственного производства, обезземеливание крестьян, привлечение батраков, аренда и покупка земли, свидетельствовали о процессе постепенной капитализации сельского хозяйства и разрушении крепостнической системы. Техника сохраняла рутинное состояние. Тем не менее, медленно наступали положительные сдвиги в модернизации сельскохозяйственного производства, часть помещичьих хозяйств применяла рациональные формы хозяйствования: многопольный севооборот машины и т.д.

В целом даже стремление увеличивать денежные доходы толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства, а к усилению крепостнических форм хозяйствования (барщины и оброка). Крепостническая система сдерживала темпы технического и социального обновления промышленности.

г) Денежная реформа. Значимая реформа была проведена министром финансов Е.Ф. Канкрином. Он был образованным экономистом. Министр финансов был врагом новых налогов, займов, выступал против излишних расходов, составляя иногда оппозицию самому Николаю I, даже когда речь заходила об ассигнованиях на армию. Во время его министерства таможенный доход по империи вырос на 250 %. К его заслугам относили также бездефицитный бюджет, которого он добился жестким сокращениям расходов, а также благодаря дальнейшему развитию питейно-откупной системы.

Поощряемый и подталкиваемый Николаем I, министр провел в 1839-1843 гг. так называемую «реформу Канкрина», связанную с преодолением девальвации ассигнаций и переводом денежной системы на серебряный монометаллизм: в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, и определен его обязательный курс (1:3,5) к бумажным ассигнациям. Установлены протекционистские пошлины на ввозимые заграничные товары, организованы крупные промышленные выставки, Мануфактурный Совет (1828 г.), который осуществлял контроль за развитием промышленности, организовывал выставки, разрешал конфликты между фабрикантами и рабочими. В то же время он был противником железных дорог и излишней образованности народа, полагая, что «крепостная зависимость – это не самое худшее еще положение, в какое может попасть человек».