Добавил:
ilirea@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Классики / Новая / Декарт / Сочинения в 2 т. Т. 2.doc
Скачиваний:
51
Добавлен:
24.08.2018
Размер:
1.58 Mб
Скачать

§ 46. ...Все тела в мире суть одна и та же материя, делимая на сколь угодные части и уже разделенная на множество частей, разнообразно движущихся, причем движения их в некотором роде кругообразны .

В.— Но где это высказано в качестве предположения или доказано?

О.— Во второй части, где автор указывает, что любое движение в некотором роде кругообразно.

§ 46. Предположим, что вся материя, из коей состоит этот зримый мир, сначала была разделена Богом на частицы, сколь возможно между собой равные и умеренные по величине, или, иначе говоря, средние между всеми частями, из которых ныне состоят небеса и звезды13.

Автор называет эти частицы умереннымипо величине в сравнении с первым элементом, хотя они настолько тонки, что наши чувства их не воспринимают даже в стократном или еще большем увеличении;среднимиже онихименует постольку, поскольку они представляют собой среднюю величину между первым и третьим элементом.

§ 46. ...Все они стали двигаться равномерно: то каждая двигалась вокруг собственного своего центра, так что они образовали жидкое тело, каковым мы считаем небо; то они двигались по нескольку вместе вокруг некоторых других точек, равно удаленных друг от друга и расположенных таким же образом, как ныне центры неподвижных звезд 14.

В.— Но построенная таким образом гипотеза не представляется достаточно простой; по-видимому, Региус 15 вывел ее из движения?

О.— Она, несомненно, достаточно проста, и даже весьма проста, если принять во внимание, сколь бесчисленны ее следствия. Да и что можно себе представить более простое, чем жидкое тело, каковым является вся эта материя и движение какового образует всевозможные вихри? Ведь в природе жидкого тела заложено вихреобразное движение.

Что же касается Региуса, то его доказательство ничего не стоит. Удивительно при этом, что в физике он постоянно стремился следовать моим мнениям и строить по их поводу догадки даже там, где он их не знал, в метафизике же, где мои мнения были ему известны, он постоянно спорил со мной, насколько мог.

Однако эта моя гипотеза очень проста, если внимательно отнестись к моим выводам, кои поистине почти бесчисленны: их связь и последовательность служат здесь

==476

доказательством. Позже автор, основываясь на этой гипотезе, понял, что он может вывести из нее все вещи без исключения; и он готов поклясться перед лицом Бога, что, когда выдвигал эти гипотезы, он и не помышлял обо всем остальном — об огне, магните и т. д.; лишь после он увидел, что эти вещи получают на основе указанных гипотез прекрасное объяснение.

И даже в «Трактате о животном» 16, над которым автор работал этой зимой, он указал следующее: хотя первоначально он намеревался в этой книге объяснить лишь функции животного, он понял, что едва ли сможет сделать это без необходимого предварительного разъяснения формирования живого существа из яйца; он заметил, что формирование это таким образом связано с установленными им принципами, что он может привести причины образования глаз, нервов, мозга и т. д.; он усмотрел, что вообще его принципы соответствуют природе вещей и иной связи не может быть. Но поскольку он не хотел вдаваться в такие подробности, он отложил переписку этого трактата. Однако он признается, что с величайшим удовлетворением возвращался мыслью к тем немногим соображениям, кои были у него по поводу [строения^ мира, и потому не желал смешивать их с мыслями на другую какую-то тему.

§ 50. Должно заметить, что чем мельче эти осколки других частиц, тем легче они способны двигаться и дробиться на другие, еще меньшие части; ибо, чем они меньше, тем больше их поверхность по сравнению с их массой; частота их столкновений с другими телами зависит от величины их поверхности, а дробятся они в зависимости от массы 17.

Это математическое объяснение, и оно применимо к телам, имеющим одинаковые очертания — например, если оба тела сферические и т. п. В противном случае сравнение немыслимо. См. с. 172 18.

...тем больше их поверхность, Это очевидно при дроблении куба. Возьмем, к примеру, куб, имеющий шесть граней, и разделим его на четыре части; мы получим гораздо большее число граней; и еще большее число граней будет, если прогрессивно умножать дробление во всех частях.

...а дробятся они в зависимости от массы.

Нельзя исключать поверхность, ибо без нее не сущест-

==477

вует массы; но здесь отмечается лишь формальное значение каждой из них.

§ 53. В этом небе можно, собственно говоря, различать три. Не будет неверным, если мы примем всю материю, содержащуюся в пространстве ΑΕΙ и образующую вихрь вокруг центра S, за первое небо, а всю ту, что образует бесчисленные другие вихри вокруг центров Е, F—за второе; наконец, все, что расположено за пределами этих двух небес, мы принимаем за третье небо .

Это третье небо автор считает огненным и устанавливает, что в отношении второго неба и еще более — в отношении нашего неба оно неизмеримо велико. А то, что мы воспринимаем наше небо и нашу Землю столь огромными, есть следствие предрассудков: мы рассматриваем нашу Землю как предел всего и не помышляем о том, что она — планета и движется таким же образом, как Марс, Сатурн и т. д., т. е. как тела, коим мы не придаем такого значения. Однако до сотворения этого мира и пространства не было ничего — ни пространства, ни какой-либо другой вещи — и тем не менее был Бог, необъятный и всюду присутствующий — так, как и ныне; он существовал сам в себе; но после того как он создал тварь, он уже не мог для нее быть отсутствующим.

§ 63. Надо заметить, что сила света заключена не в какой-то длительности движения, но лишь в давлении или в первичной подготовке к движению, если даже, возможно, само движение за этим и не последует20.

Это может происходить без движения: так, как когда мы сдавливаем в руках с обеих сторон какой-либо железный инструмент или просто кусок железа либо дерева; при этом не происходит никакого движения, поскольку кусок этот испытывает одинаковое давление с обеих сторон, и сопротивление его также одинаково. То же самое происходит и здесь: материя второго элемента прижимается к нашему глазу; но поскольку глаз оказывает сопротивление, он производит со своей стороны давление на эту материю; таким образом, происходит двустороннее сдавливание без какого бы то ни было движения. И хотя люди в настоящее время не желают принимать такое объяснение света, они поймут лет через 150, что оно достаточно и истинно.