Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
антикриз. учебник / Содержание.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
1.53 Mб
Скачать

3.5. Экономический кризис на уровне отдельного предприятия

На каждом уровне национальной экономики (микро-, мезо-, макро-) действует присущий ему механизм кризиса. В то же время, поскольку эти уровни взаимопереплетаются, все ме­ханизмы кризисов этих уровней сливаются в единый меха­низм системного кризиса экономики страны.

Начнем рассмотрение этого кризиса с микроуровня, учи­тывая, что механизм кризиса на микроуровне является под­системой системного кризиса российской экономики в це­лом. Другими его подсистемами являются механизмы кри­зиса на мезо- и макроуровнях. Кроме того, на уровне мировой экономики в целом действует свой механизм развертывания эко­номического кризиса, который индивидуально конкретно взаимодействует с механизмом системного кризиса в каж­дой отдельно взятой стране. Это применимо к любой стра­не, даже экономически здоровой на данный момент време­ни. Кризисный механизм аналогичен вирусу. Он может быть подавлен до определенного времени, пока преобладают силы здорового социально-экономического развития. По мере ос­лабевания этих сил до того спящий механизм кризиса мо­жет проснуться. При этом он имеет всегда индивидуально-конкретный характер. Другое дело, что для групп сходных по многим параметрам стран (например, средние страны Западной Европы, особо бедные страны Африки и т. п.) су­ществуют сходные черты системного кризиса националь­ной экономики.

Механизм кризиса на микроуровне российской экономи­ки представляет собой взаимодействие следующих факто­ров, каждый из которых генерирует нарастание кризисных явлений (в своей совокупности действие всех этих факторов взаимоусиливается):

1. Предприятия разом оказались выброшенными из плано­во-распределительной системы хозяйствования в стихийный, почти не регулируемый государством рынок, в условиях под­рыва самого фундамента всякого рынка. Это явилось одной из двух наиболее важных причин катастрофического спада про­изводства на микроуровне экономики. Ведь если емкость внут­реннего рынка для обрабатывающей промышленности или сель­ского хозяйства резко сжима\ется, а на внешнем рынке про­дукция неконкурентоспособная или ее туда не допускают методами тонко продуманных внешнеторговых барьеров, то объем производства неизбежно снижается пропорционально снижению емкости рынка, соответственно, люди меньше ра­ботают, меньше зарабатывают, хуже живут.

2. Другой важной причиной более чем двукратного паде­ния производства явилось катастрофическое обрезание ис­точников финансирования производственной деятельности предприятий:

а) инфляция 1992—1993 гг. практически свела на нет соб­ственные оборотные средства предприятий (собственный обо­ротный капитал), амортизационный фонд и накопления из состава прибыли (предназначенные для развития производ­ства и социальной сферы); только за 1992 год розничные цены выросли в 26 раз, а оптовые — в 31 раз; экономический орга­низм предприятия аналогичен человеческому, и лишение его оборотного капитала, амортизационного фонда аналогично лишению человека его жизненно важных органов;

б) бюджетное финансирование предприятий оказалось практически перекрытым как по причине взятия на воору­жение ультралиберальной рыночной идеологии, провозгла­шающей полный уход государства из сферы экономики, так и по причине оскудения госбюджета;

в) кредит из-за его сверхвысокого процента (много боль­шего, чем уровень инфляции) оказался почти недоступным для производственных предприятий; сверхвысокий уровень процента за кредит обусловлен сверхвысокими доходами в спекулятивно-посреднических и краткосрочных торгово-за­купочных сделках при высокой степени риска (в течение всех лет радикальных реформ 1992—1999 гг. свыше 90% капита­ла коммерческих банков использовалось для кредитования спекулятивно-посреднической сферы).

Таким образом, сочетание двух изложенных выше глав­ных причин падения производства (этого самого болезненно­го и разрушительного проявления системного кризиса) об­разует механизм удушения производства на каждом отдель­ном предприятии, следовательно, и экономики страны в целом.

Чтобы еще яснее представить себе действие этого меха­низма, обратимся к схеме кругооборота капитала предприя­тия, которую представим следующим образом:

ФП - Д - Т (Сп, Рс)... П... Т1 - Д1 - ПСР,

где ФП — финансирование производства;

ПСР — платежеспособный спрос на рынке. Финансирование производства — это вход в кругооборот капитала предприятия, следовательно, — ив процесс про­изводства на нем. Платежеспособный спрос на рынке — это выход из кругооборота капитала, соответственно, — и из про­цесса производства. Лишение производственных предприя­тий денег на входе в производство и выходе из него способ­ствует финансовому удушению всех российских предприя­тий, даже весьма эффективных в технико-технологическом отношении, что является следствием макроэкономической политики, направленной на искусственное сжатие денежной массы (ДМ) в стране в соответствии с требованием МВФ (ДМ к ВВП в странах Запада составляет в среднем 80%, в современной России — 10—14%). В дальнейшем, при рассмотрении механизма кризиса на макроуровне, этот вопрос раскрывается обстоятельно. Здесь он затрагивается с целью еще разпоказать, что основные причины системного кризиса эконо­мики взаимопереплетаются на всех ее уровнях.

3. Как известно, издержки производства делятся на по­стоянные (не зависят от объема производства) и перемен­ные (прямо пропорциональны увеличению объема производ­ства). При неуклонном снижении объемов производства по­стоянные издержки производства распределяются на все меньшее количество продукции, соответственно растет се­бестоимость и цена каждого отдельного изделия. При росте цены снижается объем реализации. Это, в свою очередь, вы­зывает дальнейшее падение производства. Постоянные из­держки распределяются на еще меньшее количество про­дукции. Снова возрастают себестоимость и цена отдельного изделия и т. д. Так действует спираль возрастания издержек производства на основе раскручивания инфляции издержек. Заметим: а) инфляция издержек раскручивается не только в соответствии с изложенной выше причиной, но и по многим другим; б) в ходе реформ 1992—1999 гг. в российской эконо­мике действовала уже не инфляция спроса (как это было в последние годы существования СССР), а инфляция издер­жек, в то время как реформаторы боролись с ней так, будто это инфляция спроса (т.е. путем сжатия денежной массы).

4. Рост издержек производства на предприятии помимо распределения на все уменьшающееся количество продук­ции постоянных расходов происходит в результате воздей­ствия следующих факторов:

а) предельно высокие налоги перекладываются на издер­жки производства (даже если они и фигурируют в составе прибыли, а не себестоимости, для предприятий они объек­тивно выступают в качестве издержек);

б) для обеспечения собственных сверхвысоких доходов спекулятивно-посреднические и торговые структуры постав­ляют предприятию средства производства (оборотные фон­ды и основные фонды) по завышенным ценам, что в конеч­ном итоге влияет на себестоимость продукции каждого от­дельного производственного предприятия;

в) завышенные доходы коммерческих банков (они, за ред­ким исключением, тоже относятся к спекулятивно-посред­нической сфере), к кредитам которых пусть сравнительно редко, но все же вынуждены прибегать предприятия, так­же оседают, в конце концов, на издержках производства;

г) нарастающий физический износ оборудования из-за за-мороженности инвестиций требует более частых и все более дорогостоящих ремонтов, что существенно повышает издер­жки производства продукции;

д) вследствие нарушения сложившихся хозяйственных связей после распада СССР и СЭВа предприятия заново и нередко полукустарно осваивают изготовление необходимых им компонентов производства, что заметно увеличивает из­держки производства.

5. Кроме того, разрушение многих прежних хозяйствен­ных связей обуславливает недоиспользование производствен­ных мощностей (из-за отсутствия необходимых для их заг­рузки компонентов производства) и, соответственно, паде­ние производства.

Заметим, что нарушение сложившихся хозяйственных связей, болезненно сказывающееся на микроуровне эконо­мики, само по себе относится к ее мезоуровню.

На производственных предприятиях в весьма сильной сте­пени заморожены капитальные вложения, в связи с чем кри­зис производства чреват все нарастающей потерей конку­рентоспособности продукции на рынке по причине отстава­ния ее технико-технологического уровня и качества (на старом оборудовании трудно, часто невозможно изготовить конку­рентоспособную продукцию). Если число таких предприятий превысит критическую массу (это неизбежно в перспективе, если экономический курс страны не будет кардинально из­менен), то народное хозяйство страны впадет в разруху и хаос, причем не в меньшей мере, чем это было в период революции, интервенции и Гражданской войны в России в 1917—1920 гг.

6. Резкая заниженность зарплаты специалистов и квали­фицированных рабочих, в особенности по сравнению с дохо­дами в различных областях коммерции и торговли, привела к оттоку многих квалифицированных кадров с производственных предприятий. Одновременно сократился приток талант­ливой молодежи на производство. Все сказанное относится не только к предприятиям сферы материального производ­ства, но и научно-исследовательским организациям и вузам, которые также являются производственными предприятиями, но только функционирующими в сфере научно-образовательного производства (часто эту сферу совершенно неоправданно называют непроизводственной сферой).

7. В результате проведенной приватизации малоэффек­тивный собственник отдельного предприятия во многих слу­чаях оказался замененным на антиэффективного собствен­ника. Например, новые собственники, обладающие конт­рольным пакетом акций, используют их в качестве объекта спекуляции на российских и иностранных фондовых биржах, не уделяя внимания реальному положению дел на предприя­тиях. Администрация предприятия, предоставленная сама себе, во многих случаях хищнически эксплуатирует все ре­сурсы предприятия, в том числе и рабочую силу, месяцами не выплачивая заработную плату, часто резко занижая ее уровень. При этом продукция предприятия нередко продает­ся по заниженным ценам коммерческим структурам, которые контролируются руководителями предприятия и нацелены на их обогащение. В ряде случаев руководство предприятия поручено сомнительным людям, не имеющим обычно должной квалификации и опыта управления, нередко с криминальным прошлым. При этом деятельность как старых, так и новых управленцев ориентируется хозяйственным механизмом не на рост эффективности производства, а на личное обогащение, что достигается легче всего за счет хищнической эксплуатации ресурсов предприятия и их разворовывания.

8. Научные исследования и разработки, а также подго­товка вузами специалистов всех профилей стали пользоваться крайне ограниченным спросом у предприятий сферы ма­териального производства. В условиях крайнего сжатия бюд­жетного финансирования науки и образования и недоступно­сти для них кредитов это привело к особо плачевному состо­янию организаций (предприятий интеллектуального труда) сферы науки и образования. Сравнительно более благопо­лучны вузы, готовящие экономистов и юристов. Однако в будущем экономисты и юристы окажутся в избытке. Спрос на них упадет, положение экономических и юридических вузов ухудшится.

9. Односторонняя ориентация российской экономики на внешний рынок при драматическом сужении внутреннего рынка особенно болезненно сказалась на предприятиях об­рабатывающих отраслей промышленности, прежде всего наукоемких, что обусловило значительно больший спад про­изводства в этих отраслях, чем по всему народному хозяй­ству в целом. В итоге в результате радикальных реформ, структура отраслей и отдельных производств народного хо­зяйства не только не улучшилась в период 1992—1999 гг., но резко ухудшилась. В данном случае также наблюдается взаимопереплетение кризиса на микро- и макроуровнях эко­номики. Часто причина кроется на микроуровне, а следствия проявляются на макроуровне, то есть имеет место обратная направленность. Кроме того, действует принцип обратной свя­зи, когда следствие на одном из уровней превращается в причину, генерирующую следствие на другом уровне. Так, особо тяжелые условия хозяйствования наукоемких пред­приятий (причина на микроуровне) обуславливают ухудше­ние структуры народного хозяйства страны (следствие на макроуровне). В свою очередь данное явление влечет ухудше­ние условий хозяйствования для наукоемких предприятий (т. е. по принципу обратной связи следствие на макроуровне пре­вращается в причину относительно микроуровня).

10. Недостаточно контролируемый государством дешевый импорт продовольствия (часто вредного и опасного для здо­ровья) и ширпотреба (нередко низкокачественного, но обычно с претензией на модность) в существенной степени ухуд­шил положение сельскохозяйственных предприятий, а так­же предприятий легкой и пищевой промышленности. При этом малые предприятия реального сектора экономики, за разви­тие которых больше всего ратовали радикальные реформа­торы, оказались в особо плачевном положении, будучи за­жатыми между высокими ценами на энергию, сырье, полу­фабрикаты с одной стороны и низкой платежеспособностью основной части населения — с другой.

11. Качество рабочей силы, в особенности на предприяти­ях реального сектора экономики (материальное производство, наука, образование, общественно-полезные услуги), неук­лонно снижается (напомним, что трудовые ресурсы явля­ются главной производительной силой общества) по следую­щим разделам:

а) ухудшается здоровье населения, снижается продолжи­тельность жизни, падают стимулы производительного труда;

б) падает уровень образования, подготовки и переподго­товки кадров на производстве и в системе повышения ква­лификации;

в) увеличивается отток квалифицированных кадров из реального сектора экономики, и сокращается приток в него талантливой молодежи;

г) рабочая сила, в том числе и квалифицированная, все более ориентируется на зарабатывание легких денег и все менее склонна к тяжелому, но высококвалифицированному труду (работа на износ в сфере спекулятивно-посредничес­кого бизнеса, распространившаяся в настоящее время, не в счет).