Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Егорова. Психология индивидуальных различий.doc
Скачиваний:
1543
Добавлен:
09.06.2015
Размер:
3.61 Mб
Скачать

3.2. Групповой анализ

При сравнении динамики развития разных групп испытуемых мож­но получить более детальную информацию, чем при изучении репре­зентативных, не разделенных на группы выборок.

1). Изменение абсолютных величин. В возрастной психологии отчет-диво показана гетерохронность (т.е. разное время) развития и созрева­ния психологических функций (Ананьев Б.Г., 1969). Проявляется гете­рохронность в том, что разные психологические характеристики (от особенностей сенсорики до характеристик интеллектуальной сферы) достигают своего оптимума в разное время и имеют разную возраст­ную динамику развития и инволюции.

Но возраст достижения оптимума и возраст, при котором начина­ется снижение функционального уровня той или иной психологичес­кой характеристики, имеют большие индивидуальные вариации, т.е., используя выражение Б.Г. Ананьева можно сказать, что возрастная из­менчивость опосредуется индивидуальной изменчивостью. Такое ин­дивидуальное опосредование хорошо видно при анализе групповых различий и, прежде всего, половых различий. Как уже обсуждалось ранее (глава 7), возрастные и половые различия настолько взаимосвя­заны, что при анализе структуры индивидуальности имеет смысл рас­сматривать их как единую характеристику - возрастно-половые раз­личия (Б.Г. Ананьев, 1969). С примера о половых различиях, проявля­ющихся в разных возрастах, мы и начнем описание различий в абсо­лютных величинах психологических показателей.

В психологии накоплено много экспериментальных доказательств того, что вплоть до юношеского возраста девочки развиваются быст­рее мальчиков. Особенно отчетливо это проявляется при анализе сен­сорных процессов: абсолютные величины, характеризующие, напри­мер, объем поля зрения на протяжении всего детства оказываются выше У девочек и только к 17 годам выравниваются.

Половые различия в абсолютных величинах часто обнаруживают­ся в функциях, имеющих одинаковую динамику развития у мужчин и женщин. Так, время реакции и у мужчин, и у женщин имеет тенденцию увеличиваться примерно до 20 лет. Однако на фоне этого увеличения женщины во всех возрастах характеризуются более длительным време­нем реакции, чем мужчины.

Изменение абсолютных показателей сложных психологических ха­рактеристик, наблюдаемое на протяжении всего жизненного пути че­ловека, имеет существенные связи с образованием и с активным обра­зом жизни. Так, например, общая закономерность, заключающаяся в снижении с возрастом интеллектуальных показателей, по-разному про­является у более и менее образованных людей: у первых дольше про­должается развитие интеллектуальных функций, дольше продолжает-

263

ся период стабилизации функции и позже наступает снижение интел­лектуальных характеристик, которое может не затрагивать тех функ­ций, которые непосредственно связаны с профессиональной деятель­ностью человека.

2). Изменение межвозрастных связей. Применение группового ана­лиза при исследовании межвозрастных связей, позволяет понять неко­торые закономерности формирования психологических характеристик.

Современная психология располагает сведениями которые дают возможность, если не понять природу данного свойства, то, по край­ней мере, более обоснованно определить варианты личностного раз­вития и понять причины индивидуальных отклонений от среднегруп-повых тенденций.

Здесь будут рассмотрены для примера - во-первых, межвозрастные связи между личностными характеристиками и особенностями физи­ческого развития и, во-вторых, межвозрастные связи между характе­ристиками личности и социально-экономическим статусом семьи.

Изучение паттернов соматического развития свидетельствует о том, что, какого бы сходства в его уровне не достигали индивиды к юно­шескому возрасту, динамика этих процессов далеко не идентична у разных индивидов. Пубертатные сдвиги варьируют по времени их на­чала, длительности, интенсивности и синхронности, и все особенности их протекания представлены в сознании подростков. Так, в подавляю­щем большинстве случаев подростками верно воспринимается соотно­шение собственного физического развития с развитием сверстников, причем субъективные оценки, даваемые ими, совпадают с объектив­ными показателями - скелетной зрелостью, определяемой с помощью рентгеноскопии, возрастом достижения максимального роста, време­нем появления вторичных половых признаков и т.д. (Jones M., 1965). Столь пристальное внимание к соматическим характеристикам позво­ляет предположить их высокую социальную значимость для человека и, следовательно, отраженность в личностных свойствах.

Для определения той роли, которую играет возраст достижения физической зрелости в особенностях личной сферы, были выделены и сопоставлены мальчики с наиболее ранними (начавшимися с 10 до 11 лет) и наиболее поздними (начавшимися в 15 лет) пубертатными изме­нениями.

Подростки, рано достигающие половой зрелости, оказались более уравновешенны, ответственны, уверены в себе и имели более благопо­лучную Я-концепцию (образ себя). По-видимому, это происходит по­тому, что они раньше усваивают нормы поведения взрослых, и это зна­чительно повышает их статус, как среди сверстников, так и среди стар­ших, но в то же время имеет и некоторые теневые стороны - приводит к повышению ригидности и конформности, которые сохраняются и во взрослом возрасте.

С годами значение скорости физического созревания уменьшается благодаря возникновению новых различий - в уровне образования, в профессиональном статусе и т.д., которые также оказывают влияние на личность. Тем не менее, отмечается, что развившиеся рано мальчи­ки и во взрослом возрасте (после 30 лет) остаются более ответственны­ми, у них выше самоконтроль, они больше любят покровительствовать, склонны считать себя объективными и рациональными и, в целом, чаще отмечают удовлетворенность собой и своей жизнью.

Показано было также, что в числе более общительных мужчин, учас­твующих в деятельности неформальных организаций, больше не тех, кто был более контактен в подростковом возрасте, а тех, чье половое созревание закончилось к более раннему хронологическому возрасту. Поздно развивающиеся мальчики впоследствии более импульсивны и менее ригидны (Jones M., Mussen P.H., 1957). Менее гладкое в плане межличностных отношений протекание у них подросткового периода лучше подготавливает их к преодолению трудностей в дальнейшем.

Для предсказания развития мальчиков весьма информативным ока­зывается еще один показатель - физическая сила (Jones H., 1958).

Этот показатель в процентном отношении в возрасте с 10 до 16 лет увеличивается, как правило, значительно больше, чем, например, рост, вес или интеллект. Он тесно связан со всеми другими физическими и с некоторыми психологическими изменениями подросткового периода и иногда рассматривается как вторичный половой признак.

С 10-летнего возраста обнаруживается связь физической силы с со­циальным престижем (популярностью и лидерством). К 14 годам вели­чина этой связи достигает максимальной величины и не опускается ниже уровня значимости до 16 лет. Социальная ценность для подростков физической силы объясняется, по-видимому, тем, что более сильные индивиды оказываются одновременно и более активными, энергичны­ми и развитыми физически (быстрее бегают, выше прыгают и т.д.). Ра­зумеется, не всегда большую популярность завоевывают именно физи­чески сильные подростки, но общая тенденция именно такова.

После 16 лет значение этого фактора резко снижается, но опыт под­росткового возраста не проходит бесследно для развития личности. Мужчины, более сильные в подростковом возрасте, оказываются бо­лее ориентированными на сверстников, более уравновешенными и, как правило, более конформными (Jones H., 1958).

Не меньшее влияние, чем показатели физической зрелости и силы, на развитие личности оказывают особенности телосложения. Сопос­тавление групп высоких и низкорослых мальчиков, не склонных и склонных к полноте, с развитой и неразвитой мускулатурой выявило связи со свойствами личности, аналогичные тем, которые наблюдались У рано и поздно развивающихся детей. Объясняется это совпадение, по-видимому, тем, что эти факторы не отделяются ни окружающими, ни самими подростками от процессов созревания (Jones H., 1958).

265

Сравнение типов телосложения, оцененного по шкале мужествен, ности-женственности, с интересами выявило наибольшую широту иц« тересов у группы подростков (и мальчиков, и девочек) с задержками полового дозревания или с типами телосложения, в наименьшей степе, ни соответствующими культурным идеалам. Примечательно, что рас. ширение круга интересов и у мальчиков, и у девочек происходит за счет „женских" интересов, т.е. более свойственных женщинам, а число „муж. ских" не превышает у них среднегрупповые нормы. Мальчики-подрос. тки, получившие низкие баллы по шкале мужественности телосложе­ния, имеют и во взрослом возрасте меньше „мужских" интересов и ат-титюдов. У девочек связи между этими показателями за пределами под. росткового возраста не обнаруживаются (Mussen P.H., 1960).

В заключении описания исследований, констатирующих воздейст­вие показателей физического развития на личностные особенности, отметим, что преобладание примеров, касающихся мальчиков, не яв­ляется случайным и отражает действительное соотношение работ, пос­вященных взаимосвязи физических и личностных особенностей у муж­чин и женщин.

Многочисленность типов подростковых изменений девочек не поз­воляет выделить значимые взаимосвязи при простом разделении вы­борки на рано и поздно развивающихся девочек. Усложняет анализ также то, что в отличие от мальчиков, у которых выраженность пока­зателей пубертатного скачка оказывает предсказуемое воздействие на самосознание, у девочек это далеко не всегда так. Например, увеличе­ние роста является желательным фактором лишь в довольно узких, по сравнению с мальчиками, пределах.

Лонгитюдное рассмотрение выделенных особенностей физическо­го развития свидетельствует об опосредованности их воздействия на формирование личностных свойств. Отношение окружающих, особен­но референтной группы сверстников, накладываясь на скачкообразные изменения пубертатного возраста и рефлексию, существенно увеличи­вающуюся к этому периоду, создают условия для появления связей па­раметров личности с самыми различными показателями онтогенети­ческого развития. В более старшем и более младшем возрастах таких определенных соотношений обнаружить не удалось. Так, ни физичес­кие особенности в первые три года жизни, ни развитие координации в дошкольном и младшем школьном возрасте, ни подверженность ребен­ка каким-либо заболеваниям (аллергиям, простудам и т.д.) не оказы­ваются однозначно связаны со свойствами личности (Bayley N., 1971; Bayer L.M., Snyder M.M., 1971).

Все эти примеры показывают, что группы, отличающиеся по осо­бенностям физического развития, отличаются и по особенностям раз-вития личностной сферы.

Теперь посмотрим, есть ли различия в развитии личностной сферы

266

подростков, чьи семьи различаются по социально-экономическому статусу.

В. Смелсер в качестве независимой переменной, на основании кото­рой выделялись разные группы, использовал социально-экономичес­кую историю семей на протяжении первых 18 лет жизни детей (Smelser у/ t 1963). Обследуемые семьи были разбиты им на 5 групп соответ­ственно социально-экономическому статусу семьи и изменению этого статуса. Он выделил семьи с высоким и продолжающим повышаться статусом, с высоким стабильным, низким повышающимся, низким ста­бильным и с понижающимся статусом.

Было предположено, что мальчики, растущие в семьях, различаю­щихся по уровню социально-экономического положения и по направ­лению вертикальной мобильности (ухудшению или улучшению этого положения), будут различаться также и по личностным свойствам, в частности, по представленности в структуре их ценностей профес­сионального мастерства, компетентности и профессиональных достижений. Отражать эти ценности будут профессиональные ожида­ния, восприятие самого себя и родителей, а впоследствии - успешность карьеры.

У мальчиков из семей с понижающимся статусом в подростковом возрасте был обнаружен ряд специфических особенностей. Эти маль­чики воспринимают себя как слабых, им не хватает уверенности в себе. Они отмечают в качестве основной характеристики отцов эмоциональ­ность и считают матерей более сильными личностями, что значитель­но усложняет процесс их половой идентификации. Во взрослом воз­расте у них сравнительно высокая зависимость и подчиненность.

Для сравнения, подростки из семей со стабильным и улучшающим­ся положением склонны называть в качестве выбранных ими профес­сий наиболее редкие и престижные; в оценке себя и отцов они акценти­руют силу; их высокое подростковое честолюбие обнаруживает связи с доминантностью во взрослом возрасте.

Социально-экономический статус семьи оказался определяющим фактором и для развития таких черт личности, как целеустремленность, собранность и энергичность.

Подводя итог этому разделу текста, можно сказать, что групповой анализ, применяющийся при изучении процессов развития позволяет определить групповые различия: а) в скорости развития, а также во времени наступления и скорости протекания инволюционных процес­се; б) в структуре связей психологических характеристик, что позво­ляет выделить различные варианты развития.

267