Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТГП (начкурс)2.pdf
Скачиваний:
176
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
1.89 Mб
Скачать

122

иногда и правомерными) действиями отдельным лицам, социальным группам, организациям или обществу в целом. Суть карательной подфункции проявляется в применении к правонарушителю таких мер юридического воздействия, которые связаны с лишением материального, личного, организационного или иного характера.

Таким образом, правоохранительная функция правоприменительной практики, как правило, вызвана правонарушением либо связана с реальной угрозой его наступления.

Правовосполнительная функция обусловлена неполнотой законодательства и практическими потребностями оперативного восполнения пробелов с помощью аналогии закона и аналогии права в процессе правоприменения.

Контрольная функция правоприменительной практики выражается в том, что определенные органы (органы прокуратуры и внутренних дел, ведомственного контроля и др.) осуществляют проверку соблюдения прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов отдельными лицами, их коллективами и организациями.

Суть координационной функции заключается в устранении параллелизма, дублирования в работе соответствующих организаций, установлении целесообразного и оптимального соотношения между действиями органов (органа) в целом и их звеньями (структурными подразделениями). На прокуратуру, например, возложена координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Суть «правотворческой» функции заключается в том, что правоприменительная практика сигнализирует правотворческим органам о недостатках, неполноте законодательства, о неэффективности норм права или отдельных нормативных актов, которые необходимо исправить.

Функция социально-правового согласия и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (национальных, межгосударственных и т.п.).

15.6. Виды правоприменительной практики

В любой правовой системе общества одновременно функционируют самые разнообразные типы (виды, подвиды) правоприменительной практики.

1. В зависимости от субъектов правоприменительную практику можно подразделить на судебную, нотариальную, прокурорскую, следственную, административную,практика государственных и негос органов и т.д. Каждую из указанных разновидностей юридической практики, в свою очередь, осуществляют субъекты, занимающие различное

123

место в иерархической системе соответствующих органов. Таким образом, по этому основанию возможно более дробное деление. Например, административное правоприменение складывается из практики федерального правительства, федеральных министерств, администраций областей, краев и т.п.

2.В зависимости от характера обстоятельств (оснований), которые вызывают необходимость правоприменения, выделяется юрисдикционная (правоохранительная) и оперативно-исполнительная практика. Первая связана с правонарушениями, юридическими спорами, конфликтами, ненадлежащим исполнением прав и обязанностей.

Оперативно-исполнительная практика связана с позитивной деятельностью, с необходимостью наделения ее участников субъективными правами и обязанностями, которые не могут возникнуть без вмешательства управомоченных на то правоприменительных органов.

3.Классифицировать правоприменительную практику возможно и по другим критериям: функциям, категории дел, решаемым задачам, формам осуществления и т.п. (см. 9. С. 55-57).

15.7. Принципы правоприменительной практики

Разнообразные виды правоприменительной практики должны базироваться на определенных принципах - фундаментальных идеях (идеалах) и исходных нормативноруководящих началах (общеобязательных требованиях), обеспечивающих высокое качество и эффективность правоприменения.

Не останавливаясь подробно на особенностях и содержании всех принципов правоприменительной практики, выскажем некоторые соображения об основных, наиболее общих принципах, которые служат исходной основой для всех типов правоприменения.

Одним из главных является принцип законности, закрепленный в ст. 15 Конституции РФ, ст. 3 УК РФ, ст. 1.6 КоАП РФ и других основополагающих нормативных актах. “Законность - основа государства“ (legalitas regnorum fundamentum), “мы можем делать (только) то, что можем делать законно“ (id (tantum) possumus quod de jure possumus), - говорили древние. Данный принцип предполагает, что все субъекты правоприменения должны, во-первых, действовать в пределах своей компетенции; вовторых, строго и неукоснительно руководствоваться в своей деятельности Конституцией РФ, соответствующими законами и подзаконными актами; в-третьих, требовать

124

соблюдения (исполнения и т.п.) права от других участников правоприменения, всех граждан и должностных лиц во всех сферах общественной жизни. Являясь стержневым, всеобщим принципом правоприменительной практики, он не теряет своей специфики в отдельных разновидностях практики.

Принцип гуманизма выражается в том, что правоприменение должно быть нацелено на удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей и интересов человека, своевременное и правильное осуществление его прав и свобод, служить надежным средством охраны жизни, здоровья, чести, достоинства, жилища и т.п.

Принцип объективной истины предполагает полное, всестороннее и объективное рассмотрение и разрешение любого юридического дела. Римские юристы считали, что “justitia non novit patrem nec matrem; solum veritatem spectat justitia“ - “правосудие не знает ни отца, ни матери; правосудие взирает только на истину“.

Многогранным является принцип юридического равенства граждан перед законом и любыми субъектами правоприменения, который закрепляется в ст. 1, 2 и 7 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 и других Конституции РФ, ст. 5 ГПК РСФСР, ст. 1 СК РФ, ст. 4 УК РФ и статьях других нормативно-правовых актов.

Правоприменение основано, как правило, на принципе гласности (см., например, ст. 9 ГПК РСФСР, ст. 11 АПК РФ), который предполагает открытое разбирательство дел во всех правоприменительных органах, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной либо коммерческой тайны.

Принцип справедливости “есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам“ (justitia est constans et perpetua voluntas suum cuigue tribuere). Обычно о нем говорят в случаях привлечения лица к юридической ответственности и применения наказания. Но не в меньшей мере, как показывает жизнь, справедливость нужна и при назначении награды.

Презумпция невиновности (omnis indemnatus pro innoxis legibus habetur - каждый неосужденный рассматривается правом как невиновный) и право на юридическую защиту имеют строго определенное содержание в уголовном судопроизводстве. Однако верно указывается в литературе, что эти принципы имеют более широкое содержание. “Презумпция невиновности - презумпция добропорядочности граждан, презумпция их невиновности не только в совершении преступления, но и любого другого правонарушения (административного, гражданского и т.д.).

Право на защиту - это право на защиту своих интересов не только обвиняемым (подсудимым) в уголовном процессе, но и право на защиту своих интересов перед любым

125

правоприменительным органом, рассматривающим вопросы о нарушенных правах и свободах граждан“ /9. С. 64-65/.

Таким образом, можно с полным основанием говорить о наличии двух самостоятельных общих принципов правоприменительной практики - принципе

невиновности в совершении правонарушений и праве на защиту от любых посягательств на законные права и интересы любого участника правоприменения.

В судебной практике действует принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ), который имеет здесь специфическое содержание

иназначение. Но никто, видимо, не станет отрицать, что по существу он есть проявление более общего принципа. Последний можно сформулировать как принцип независимости

иподчинения только закону (требованиям права) любого субъекта правоприменительной практики при рассмотрении и разрешении любого юридического дела. Иная постановка вопроса способствовала бы теоретическому оправданию вмешательства различных лиц в правоприменительную практику уполномоченных на то субъектов.

Очень важным общим принципом, особенно в сфере административной практики, является принцип оперативности. Здесь следует иметь в виду, с одной стороны, что “закон не одобряет промедления“ (mora reprobatur in lege), с другой - “festinatio justitiae est noverca infortunii“ (торопить правосудие значит призывать несчастье). Любое юридическое дело должно быть рассмотрено не только правильно и в соответствии с правом, но, согласно этому принципу, быстро, оперативно, с минимальным использованием материальных, трудовых, духовных и иных издержек. От оперативности разрешения дела зависит порой экономический и социальный результат, превентивное и воспитательное значение практики, ликвидация негативных явлений и процессов, эффективное исполнение обязанностей и использование прав гражданами, их коллективами и организациями.

Существуют и иные принципы (демократизма, состязательности, коллегиальности, профессионализма субъектов, безопасности, единства свободы и ответственности, вины и т.п.), служащие фундаментальными, нормативно-руководящими и идейными основаниями правоприменительной практики.

Соседние файлы в предмете Теория государства и права