Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Современный город власть управление экономика. Выпуск 6

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
2.17 Mб
Скачать

Представители социальной сферы, так же как и представители локального бизнеса, не могут действовать в поле местной политики полностью самостоятельно, поскольку в определенном смысле зависят от администрации как работники бюджетных учреждений. Прежде всего, они опасаются потерять свои должности. Это особенно важно для директоров школ, главврачей больниц и других руководителей, но и для рядовых работников бюджетных организаций это – серьезный сдерживающий фактор. Кроме того, «социальщики» могут опасаться последствий для учреждения, которое представляют (сокращения финансирования, внеплановой проверки со стороны контролирующих организаций и т.п.)7.

В случае Кунгурского района исполнительная власть не использует подобные рычаги воздействия на «социальщиков», поскольку они в целом поддерживают экономическую политику администрации. Кроме того, представители социальной сферы оценивают политику администрации как в достаточной степени социально ориентированную. Взаимодействие исполнительной власти с социальной стратой в целом проходит бесконфликтно.

Вместе с тем представители бюджетных учреждений осознают, что, если они пойдут на конфронтацию с исполнительной властью, они ослабят собственные позиции и окажутся в подчиненном положении. В конечном счете, в случае острого конфликта с муниципальной администрацией, они могут потерять принципиально важную для них возможность представлять и отстаивать собственные интересы. Лояльность «социальщиков» в равной степени обусловлена осознанием выгод сотрудничества с действующей администрацией, которая ведет достаточно социально ответственную политику и прислушивается к коллективному мнению социальной страты, и неизбежности негативных последствий конфронтации.

7 Экспертный круглый стол «Исследование локальных политических процессов в современной России: реалии, проблемы и перспективы» (23 мая 2014 г., Пермь, ПГНИУ). Расшифровка стенограммы (архив автора).

151

Депутаты-бизнесмены и депутаты-«социальщики» разделены между комитетами кунгурского Земского собрания. В комитете по социальной политике не работает ни одного бизнесмена, его составляют «социальщики» (работники школ и больницы). Это оправданно спецификой работы комитета, в котором должны обсуждаться актуальные социальные вопросы. Бизнесмены распределены между комитетами по бюджету (три депутата: директор предприятия, предоставляющего услуги электромонтажа, директор юридической фирмы, руководитель бывшего колхоза), по экономической политике и налогам (два депутата: заместитель директора предприятия по переработке пиломатериалов, бухгалтер в ИП) и по нормотворчеству (два депутата: работник агрофирмы, начальник участка «Пермвзрывпром»). Пост заместителя председателя занимает директор агрофирмы [2]. Выбор комитетов представителями локального бизнеса представляется вполне оправданным: именно члены названных комитетов задействованы в подготовке решений, касающихся муниципальной налоговой, бюджетной и инфраструктурной политики.

До того как конкретный вопрос будет вынесен на голосование на заседании районного собрания, он может быть проработан в профильном комитете, поэтому сложные решения депутаты предпочитают предварительно согласовывать на заседаниях комитетов. Кроме того, администрация может обсуждать важные вопросы с депутатами до вынесения на официальное рассмотрение. Согласование проходит в узком кругу, непублично, в неформальной обстановке. Даже если вопрос был внесен в повестку стихийно, представители исполнительной власти могут согласовать его с депутатами кулуарно, в закрытом режиме. Во всех этих случаях голосование, как правило, проходит в соответствии с достигнутыми договоренностями [3].

Постоянное взаимодействие между отдельными представителями исполнительной, представительной власти и бизнеса может идти и вне заседаний Земского собрания или комиссий и комитетов, в неофициальной обстановке. В этом случае речь идет о взаимодействиях с очень узким составом участников. В локаль-

152

ных сообществах широко распространены практики неформальных переговоров и согласований, в том числе во время совместного отдыха. В случае Кунгурского района – это охота и неформальные переговоры в рамках дружеских обедов и ужинов8.

«Силовики» как лоббисты. Еще одной достаточно интересной с точки зрения профессионального опыта и социального бэкграунда группой депутатов являются ветераны силовых структур. Это вышедшие на пенсию в достаточно высоком офицерском звании «силовики», сбольшимопытомруководящейработы, ихочень уважают местные жители, и к ним прислушиваются все депутаты. Как правило, основным мотивом их прихода в политику является желание помочь своему селу, и в ходе депутатской работы они сосредоточены прежде всего на решении инфраструктурных и социальных вопросов. В представительном органе они поддерживают инициативы сельскохозяйственных производителей и тех, кто сними сотрудничает, поскольку это рабочие места для сельчан и источник дохода для бюджета. Они также поддерживают работников социальной сферы в легислатуре, осознавая необходимость снимать социальное напряжение в территориях, которые такие депутатыпредставляют9.

Стоит отметить, что сам глава Кунгурского района является ветераном силовых структур, обладающим большим опытом руководящей работы. Но все опрошенные эксперты считают, что наличие в районном Земском собрании группы ветеранов силовых структур не связано с прошлой профессиональной деятельностью главы МСУ. Решающими факторами стали их личностные характеристики и способность взять на себя роль народных избранников всилу высокой степенидоверияиподдержкинаселения10.

8Материалы включенного наблюдения (получены в частных беседах, в ходе участия в избирательных кампаниях). Получены Е.А. Лотаревой в Кунгурском муниципальном районе и городском округе «Кунгур» Пермского края.

9Материалы экспертных интервью (респонденты – представители муниципалитета). Интервью взяты Е.А. Лотаревой в Кунгурском муниципальном районе Пермского края.

10Там же.

153

***

Таким образом, в Земском собрании Кунгурского района в равных долях представлены местный частный бизнес и социальная сфера. Они сформировали две неформальные депутатские группы, которые успешно лоббируют интересы представляемых предприятий и учреждений и, шире, представляемых специфических производственной и социальной сфер в муниципальном собрании. Отдельной группой депутатов, которая имеет большое влияние в локальной легислатуре и местном сообществе, является группа ветеранов силовых структур. Муниципальная администрация отстаивает собственные интересы в депутатском собрании, используя скорее ресурс авторитета, чем тактику принуждения, при этом с вниманием относясь к коллективному мнению представителей местного бизнеса и социальной сферы и учитывая их интересы. В районе практически нет актуальных тем, способных политизировать депутатов Земского собрания, хотя депутатский корпус достаточно активен, реальные интересы депутатов лежат в сфере местной экономики или социальной политики, и вопросы, которые они решают с помощью депутатского мандата, носят практический характер.

Список литературы

1.Выборы и референдумы. Муниципальные выборы и референдумы. Депутаты представительных органов муниципальных районов [Электронный ресурс] / Избирательная комиссия Пермского края. – URL: http://permkrai.izbirkom.ru/way/ 949977.html.

2.Органы местного самоуправления. Земское собрание [Электронный ресурс] // Кунгурский муниципальный район.

Официальный сайт. – URL: http://kungur.permarea.ru/Organyvlasti/zemskoje_sobranije/obshhaja_informacija/sostav_zemskogo_s obranija.

3.Лотарева Е.А. Субъекты и механизмы принятия политических решений на муниципальном уровне: опыт неформальных

154

практик в Пермском крае // «Современный город – 2013»: материалы науч.-практ. конф. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013.

4. Итоги конкурса муниципальных районов и городских округов Пермского края по достижению наиболее результативных значений показателей управленческой деятельности [Электронный ресурс] // Мин-во территориального развития Пермского края. – URL: http://minter.permkrai.ru/index/staticview/ id/153.

T.B. Vitkovskaya1, E.A. Lotareva2

1 Perm Scientific Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences

2 Institute of Philosophy and Low of the Ural Branch

of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg

LOBBYISTS IN THE MUNICIPAL DEPUTY ASSEMBLY (ON THE EXAMPLE OF KUNGUR MUNICIPAL ASSEMBLY)

In the article the results of study of lobbying practices based on the example of the situation in Kungur municipal district in the Perm region is shown. The analysis of social and professional composition of the deputy’s corps of the Local Assembly of Kungur is given. Four groups of lobbyists in the representative body of local government of Kungur region are distinguished: business, “public sector” employees, local government, veterans of law enforcement agenesis. Motivation of each group revealed. It is shown what questions are the most important ones to each group. how widespread informal mechanisms help to protect the interests of business in an unfavorable business environment and lack of firm guarantees of property rights. Being part of the deputy’s corps, the involvement into informal relations with representatives of the executive body of local government requires the demonstration of loyalty, but at the same time reduces the costs of associated with the implementation of formal regulations.It is shown how the economic specifics of the territory (perspective farming oriented area) determines the specific of existing lobbying practices.

Keywords: lobbyism, local government, excutive body of local government, representative body of local government, composition of the representative body of local government, lobbying potential of the representative body of local government, local business.

155

А.С. Зуйкина, А.В. Якунина

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ: ОПЫТ ГУБАХИ

В данной статье на примере Губахи проанализирован процесс преобразования муниципального района в городской округ, выявленыфинансовыеикадровыепоследствияпреобразования.

Ключевые слова: преобразование муниципальных образований, взаимодействия региональных и муниципальных властей, межбюджетные трансферты, местный бюджет, муниципальные служащие.

Случаи преобразования муниципальных районов (далее – МР) в городские округа (далее – ГО), повсеместно встречающиеся в субъектах РФ, актуализируют прежде всего вопросы качества преобразований: каким образом процесс преобразования муниципалитета влияет на показатели управленческой деятельности в территории. Накопленный опыт преобразований муниципальных образований (далее – МО) в Пермском крае позволяет сформулировать некоторые выводы. Две территории Пермского края – ныне Лысьвенский и Губахинский городские округа – прошли путь преобразования. Каждым муниципалитетом выработан собственный механизм смены статуса. Данное исследование посвящено кейсу Губахи.

В первой части статьи представлена нормативно-правовая основа преобразования МО в РФ. Во второй части проанализирован процесс преобразования Губахинского муниципального района в городской округ «Губаха», выявлены проблемы и последствия преобразования. В завершении статьи приводятся основные выводы. Эмпирической основой исследования выступают данные бюджетной статистики, численности муниципальных

156

служащих, а также материалы интервью с представителями органов власти Губахинского ГО.

Способы преобразования МО: нормативно-правовой ас-

пект. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года (далее – ФЗ № 131) преобразованием МО является их объединение, разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением такого статуса.

Преобразование МО может осуществляться по инициативе населения, а также по инициативе органов местного самоуправления и органов государственной власти. В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, его преобразования проводится голосование на всей территории или на ее части в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 3, 5 и 7 ст. 13, ч. 4–7 ст. 24 ФЗ № 131. Данное голосование, назначаемое представительным органом МО, считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Организуют голосование и определяют его результаты местные избирательные комиссии. Итоги голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

На сегодняшний день федеральным законодательством предусмотрены три варианта преобразования муниципалитетов [1, ст. 13, п. 1]. Первый заключается в выделении поселений из состава муниципального района и наделении их статусом округа. Второй путь – объединение всех поселений муниципального района вновое муниципальное образование – городской округ. По данному пути пошла Лысьва. В 2011 году Лысьвенский муниципальный район состоял из одного городского поселения (далее – ГП) – Лысьвенского, и из трех сельских поселений (далее – СП) – Новорождественского, Кыновского, Кормовищенского. Преобразование Лысьвы проходило путем объединения всех поселений

157

сЛысьвенским ГП. В итоге экс-губернатор Пермского края О.А. Чиркунов подписал законопроект об объединении Лысьвенского, Кормовищинского, Кыновского и Новорождественского поселений в один муниципалитет с наделением его статусом городского округа. И уже в 2012 году состоялись перевыборы депутатовЗемского собраниягородскогоокруга«Лысьва».

Третий способ преобразования предполагает прохождение двух этапов: сначала происходит выделение поселения из состава муниципального района и наделение его статусом округа, в дальнейшем – присоединение других поселений к городскому округу. Данный способ был опробован в Губахе.

Процесс преобразования в Губахе. Процесс преобразования Губахинского МР в ГО Губаха отличается собственной «объединительной историей». До преобразования Губахинский МР включал в свой состав два городских поселения – Губахинское

иСеверо-Углеуральское, и одно сельское поселение – Широковское. При этом Губахинское городское поселение являлось административным центром района: 73 % жителей районного центра проживало в городском поселении. По мнению главы Губахинского городского округа А.В. Борисова, существовали все предпосылки для укрупнения МО: «В сельском поселении вопросы местного значения не решались, половина бюджета уходила на содержание поселенческой власти, перекладывались полномочия и ответственность с одного уровня на другой».

Инициаторы преобразований в Губахе – занимающий должность главы Губахинского муниципального района с декабря 2010 года А.В. Борисов, депутат Законодательного собрания Пермского края А.Г. Гарслян – публично обозначили ряд задач: оптимизация структуры управления; повышение финансовой возможности местного бюджета принимать участие в региональных и федеральных программах; повышение эффективности использования бюджетных средств; решение проблемы взаимодействия властей поселения – административного центра

ирайона, при которой два хозяина на одной территории могут перекладывать ответственность за конкретные участки работы.

158

Необходимые организационные процедуры для преобразования начались еще в 2011 году. Условно можно обозначить три направления (составляющие) процесса преобразования. Первое связано с принятием населением (через публичные слушания, муниципальный референдум) и органами власти (муниципальной и региональной) решений о проведении преобразования. Так, в декабре 2011 года состоялось голосование по вопросу преобразования Губахинского МР и по вопросу изменения статуса Губахинского городского поселения, в котором участвовали 51,7 % жителей поселений. Свыше 85 % участников голосования поддержали преобразование [2]. В июне 2012 года вступил в силу закон Пермского края № 41-ПК «О преобразовании Губахинского городского поселения в городской округ “Город Губаха”» [3].

Летом 2012 года принято решение Думы Губахинского ГП второго созыва от 13.07.2012 № 542 «О выдвижении инициативы о преобразовании муниципального образования городской округ “Город Губаха” путем объединения с муниципальными образованиями “Северо-Углеуральское городское поселение” и “Широковское сельское поселение”». В поселениях также были проведены публичные слушания, результаты которых позволили представительным органам власти в августе 2012 года принять решения о поддержании инициативы создания объединенного ГО [2]. На основании принятых поселениями решений был принят Закон Пермского края от 28.08.2012 № 87-ПК «О преобразовании Северо-Углеуральского городского поселения и Широковского сельского поселения путем объединения с городским округом «Город Губаха» [4]. Данный региональный закон поставил «правовую точку» в реализации вышеуказанного первого направления преобразования.

Вторая составляющая процесса преобразования связана с изменениями в структуре органов власти и управления. Как показывает практика, данное направление удалось реализовать в течение короткого промежутка времени – трех последних месяцев 2012 года. В октябре 2012 года принимается решение Земско-

159

го собрания (далее – ЗС) Губахинского района о ликвидации органов МСУ Губахинского МР. В декабре 2012 года ЗС Губахинского МР досрочно прекращает полномочия главы МР – председателя ЗС, а также освобождает от должности председателя Кон- трольно-счетной палаты. Параллельно происходит переименование администрации Губахинского МР в администрацию ГО «Губаха». Земское собрание утверждает положение о порядке проведения и условиях конкурса на замещение должности главы администрации. 9 декабря 2012 года на территории городского округа проходят выборы депутатов Губахинской городской думы I созыва – первого представительного органа нового муниципального образования, состоящего из 20 депутатов. На первом заседании Губахинской городской думы 21 декабря депутаты избирают главу округа, им становится А.В. Борисов. Депутаты утверждают структуру Губахинской городской думы и местной администрации. Так, сегодня каждый из депутатов состоит в одном из постоянных комитетов думы: по вопросам местного самоуправления и контроля; по вопросам бюджетной, экономической и налоговой политики; по вопросам развития территории и инфраструктуры; по вопросам социальной политики. В январе 2013 года назначается председатель Контрольно-счетной палаты ГО.

В начале 2013 года А.В. Борисов в новой должности начинает активно участвовать в межмуниципальной деятельности: к примеру, в январе на основании решения Губахинской городской думы он вступает в Совет представительных органов муниципальных образований Пермского края.

Наконец, третье направление в процессе преобразования района в городской округ касается корректировки сформированными органами власти нормативно-правовой базы муниципального района, а также принятия новых нормативно-правовых актов. Так, в сентябре 2012 года решением Земского собрания Губахинского района утверждается положение о бюджетном процессе в ГО «Губаха». В декабре 2012 года вместе с муниципальной собственностью в городской округ передаются полномочия Северо-Углеуральского городского поселения. В начале

160