Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право инт. собственности.pdf
Скачиваний:
76
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
3.23 Mб
Скачать

дня опубликования патента - иск в суд о признании патента недействительным (ст. 8) с переводом на себя патента <1>. По общему же правилу все лица могли требовать признания патента недействительным в судебном порядке без ограничения срока (п. "б" ст. 21);

--------------------------------

<1> При этом "при вступлении в законную силу постановления Комитета по Делам Изобретений или судебного решения о признании заявки или патента недействительными возбуждение вышеозначенного ходатайства или иск со стороны действительно управомоченного лица признается равносильным заявке изобретения...".

-возражения против патентоспособности (в административном и судебном порядке): в течение трех месяцев после опубликования заявки заинтересованные лица могли заявлять протест против выдачи патента в административном порядке (ст. 38), после выдачи патента - требовать признания патента недействительным в судебном порядке без ограничения срока (п. "а" ст. 21);

-обжалование постановления о выдаче или отказе в выдаче патента осуществлялось в административном порядке, судебный контроль был ограничен случаями проверки патентоспособности или авторства изобретения (ст. 39);

-обжалование решений о принудительном отчуждении патента или принудительном лицензировании в пользу государственных предприятий и учреждений осуществлялось только в административном порядке (ст. 11 Правил о порядке принудительного отчуждения патентов на изобретения).

Патентное законодательство периода 1931 - 1959 гг.

Положение 1931 г. Новый акт в сфере патентного права назывался Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях" и был утвержден Постановлением ЦИК и СНК СССР от 9 апреля 1931 г. N 3/256 <1>.

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1931. N 21. Ст. 180.

Патентное ведомство было переименовано в Комитет по изобретательству при Совете труда и обороны (СТО, само состоящее при СНК СССР). При Комитете состоят "бюро новизны, которое определяет новизну изобретений и выдает на них авторские свидетельства и патенты, а также совет по рассмотрению жалоб, который рассматривает жалобы на постановления бюро новизны" (ст. 13).

Понятие изобретения не претерпело существенных изменений: изобретение должно было быть новым и способным быть выполненным промышленным путем (ст. 3). Что есть техническое усовершенствование, Положение 1931 г. не раскрывало, понятно было только, что это некие технические предложения, "которые не являются новыми изобретениями", а автор их получал удостоверение, выдаваемое не в централизованном порядке, а "теми органами и организациями, которые используют предложения" (ст. 10). Это было все же кое-что по сравнению с безликими дореволюционными "усовершенствованиями", а в дальнейшем советские технические усовершенствования ждало большое будущее под именем рационализаторских предложений.

Авторское свидетельство как отличительная черта советского патентного права. Главной новеллой Положения 1931 г. и отличительной чертой советского патентного права на долгие годы стало "установление двух альтернативных форм правовой охраны, а именно: авторского свидетельства и патента" <1>. Смысл этих форм разъяснялся со всей определенностью: "Автор нового изобретения может требовать:

--------------------------------

<1> Городов О.А. Указ. соч. С. 35.

а) чтобы было признано только его авторство, или

б) чтобы ему было также предоставлено исключительное право на изобретение.

В первом случае на изобретение выдается авторское свидетельство, во втором случае - патент" (ст. 2). Соответственно, в случае выдачи авторского свидетельства право использования изобретения в пределах СССР принадлежало государству, а также "кооперации и другим организациям обобществленного сектора" (п. п. "а" и "б" ст. 4), изобретатель имел право на вознаграждение (п. п. "д" и "е" ст. 4). Более того, устанавливалось, что "сам изобретатель (или его наследник), если он кустарь или частный предприниматель, может использовать изобретение в своем предприятии" (п. "в" ст. 4). Существовал и дополнительный стимул: тем, кто выбрал авторское свидетельство, предоставлялись государственные льготы (ст. ст. 93 - 104).

Альтернатива выбора двух форм подчас ограничивалась. Так, получила странно перекошенное развитие конструкция, которую сегодняшнее законодательство именует служебным изобретением: патент просто не выдавался (но выдавалось авторское свидетельство), если изобретение было сделано в рамках трудовых обязанностей, или "по специальному заданию государственного органа или организации обобществленного сектора", или с привлечением материальной помощи для разработки изобретения (ст. 6).

Парадоксально, но введение авторского свидетельства с теоретической точки зрения рассматривалось как укрепление теории исключительного права: "Если патентная охрана изобретательских прав, пока она имела всеобщее значение, не устраняла чисто формальных поводов для квалификации этих прав по искаженной аналогии с правом собственности, то переход к авторским свидетельствам, получившим преимущественное применение, не оставил даже сугубо внешних, ошибочно понятых оснований для подобной теоретической конструкции" <1>.

--------------------------------

<1> Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (ч. I). С. 184.

Право на получение патента. В Положении 1931 г. получило полноценное развитие право на получение патента: это право не только переходило по наследству, но могло и свободно переуступаться любому лицу (ст. 7).

Патент выдавался сроком на 15 лет: срок исчисляется со дня окончательного постановления о выдаче патента, но права обладателя патента охраняются с того дня, с которого считается первенство заявки (п. "б" ст. 5). Таким образом, охранительные (заявочные) свидетельства были забыты, значение даты приоритета стало возрастать.

Исключительное право. Содержание исключительного права патентообладателя в Положении 1931 г. свелось к скороговорке: "Без согласия лица, которому принадлежит патент, никто не может использовать изобретение" (п. "а" ст. 5). Законодатель избежал конструкции передачи изобретателем исключительного права государству в случае отказа изобретателя от получения патента.

Относительно государства (в случае получения изобретателем авторского свидетельства) вообще нет упоминаний о принадлежащем ему исключительном праве. Скупая формулировка "право использовать изобретение в пределах Союза ССР принадлежит государству" вряд ли является эвфемизмом исключительного права. Но благодаря этой уловке вообще не стоял вопрос о сроках действия права на изобретение, на которое изобретатель получил только авторское свидетельство.

Оспаривание и обжалование. Только в судебном порядке стали рассматриваться споры об авторстве (ст. ст. 54 - 55). Также к компетенции суда были отнесены споры о признании патента недействительным, если на изобретение не мог быть выдан патент в связи с тем, что изобретение было служебным, сделанным по заказу или с использованием материальной помощи (ст. 61), и споры о вознаграждении (п. "е" ст. 4, ст. 92). Все остальные споры стали разрешаться в административном порядке в нескольких инстанциях без права обжалования в суде.

Положение 1941 г. 5 марта 1941 г. в силу сложившихся обстоятельств СНК СССР принял новое Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, которое, однако, не было по своему

содержанию принципиально новым актом <1>. Тем не менее Положение 1941 г. содержало несколько концептуальных новелл. Так, патент по-прежнему выдавался сроком на 15 лет, но уже считая со дня подачи заявки, а не со дня решения о выдаче патента (п. "б" ст. 4). В добавление к традиционному праву авторства ("в патенте, хотя бы выданном не самому изобретателю, обязательно указывается имя изобретателя") прибавилось еще одно своеобразное неимущественное право, в чем-то пересекающееся с правом на средства индивидуализации: "По требованию изобретателя, с утверждения народного комиссариата, выдавшего авторское свидетельство, изобретению может быть присвоено имя изобретателя или какое-либо специальное название, которое обозначается на изделиях или на их упаковке" (ст. 3).

--------------------------------

<1> См.: Городов О.А. Указ. соч. С. 37.

Патентное законодательство периода 1959 - 1991 гг.

Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1959 г. В ходе второй кодификации советского гражданского права специальные разделы, посвященные техническому творчеству, появились в Основах гражданского законодательства 1961 г. (ст. ст. 107 - 116) и в ГК РСФСР 1964 г. (ст. ст. 517 - 526). Однако в кодификационных актах и союзного, и республиканского уровня предусматривались только самые общие положения. Полноценным актом являлось Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 24 апреля 1959 г. N 435 <1>. Это Положение, принятое ранее Основ и ГК РСФСР, на самом деле и послужило источником для соответствующих разделов этих законов. Таким образом, в отличие от авторского права в отношении патентного права до самого конца советского периода фактически установилось правило, что регулирование отношений изобретательства осуществляется подзаконным актом и, самое главное, на общесоюзном уровне.

--------------------------------

<1> СП СССР. 1959. N 9. Ст. 59.

По Положению 1959 г. функции патентного ведомства были возложены на Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР (ст. 22). Как следует из его наименования, Положение 1959 г. регулировало отношения по поводу трех объектов: открытий, изобретений и рационализаторских предложений (рацпредложений).

Открытия. Открытием именовалось установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, т.е. имелись в виду научные открытия. На открытие устанавливались особые личные неимущественные права авторства и приоритета и имущественное право на вознаграждение. Право на открытие подтверждалось дипломом, выдаваемым тем же органом, который выдавал патенты на изобретения. Право на получение диплома умершего автора и право на получение вознаграждения переходили по наследству.

Причисление научного открытия к числу объектов патентных прав было бы серьезным отступлением от принципов патентного права. По мнению западных наблюдателей, право на открытие - "один из тех исключительно советских институтов, которые имели смысл только в условиях централизованной социалистической экономики", созданных из-за "сверхпатриотичной потребности завоевать национальное первенство в науке" <1>. Но дело в том, что даже и по советскому законодательству открытие не могло считаться объектом патентного права. Особо наглядно принципиальное обособление открытия от изобретения было проведено в Основах гражданского законодательства 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г. Это обособление подчеркивалось структурно: для трех кратких статей, посвященных праву на открытие, и в Основах, и в ГК был сформирован специальный раздел (даже не глава!).

--------------------------------

<1> См.: отрывок из книги "Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России" историка науки Лорена Грэхэма (http://postnauka.ru/longreads/23583).

Институт права на открытие действительно получил воплощение только в законодательстве СССР, но сама идея исключительного права на научное открытие бродила в научных кругах Западной Европы после окончания Первой мировой войны (см.: Раевич С.Н. Гражданское право буржуазно-капиталистического мира в его историческом развитии (1789 - 1926. Франция, Италия, Польша, Голландия, Румыния, Российская Империя, Австрия, Германия, Швейцария). М., Л.: Государственное издательство, 1929. С. 302).

Изобретения. В Положении 1959 г. выделялись следующие признаки изобретения: 1) является решением технической задачи; 2) обладает существенной новизной; 3) должно давать положительный эффект. Первые два признака понятны современному юристу, учтены в действующем ГК РФ. Под положительным эффектом понималась та конкретная польза, которая может быть достигнута благодаря применению предложения (или экономия общественного времени, или улучшение качества продукции, упрощение производства, улучшение условий труда и техники безопасности и т.п.). Тем самым "положительный эффект" не имеет ничего общего с таким признаком, как "промышленная применимость", а скорее был близок к архаичному признаку целесообразности изобретения <1>.

--------------------------------

<1> В литературе того периода К.К. Яичковым предлагалось ввести в законодательство признак осуществимости изобретения (категория, близкая "промышленной применимости"). В ответ звучали возражения о том, что формулировка "решение задачи" (а не "постановка задачи") как раз и указывает на осуществимость предложения. Предложение вообще исключить из понятия изобретения признак положительного эффекта высказывалось Б.С. Антимоновым и Е.А. Флейшиц, а также Н.А. Райгородским (см.: Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. Ч. III. Правоотношения, связанные с продуктами творческой деятельности. Семейное право. Наследственное право. С. 97 - 98).

В Положении 1959 г. была сохранена система выдачи не только патентов, но и авторских свидетельств. Расширилось число случаев, когда могли быть выданы только авторские свидетельства, но не патенты: на лечебные, вкусовые и пищевые вещества, полученные нехимическим путем; на новые способы лечения болезней (соответственно, исключительное право на эти изобретения автору не передавалось, оно принадлежало государству). Срок действия исключительного права на изобретение по-прежнему устанавливался только для случаев получения изобретателем патента.

Была устранена обязанность осуществления изобретения под угрозой лишения патента или принудительного лицензирования.

Были устранены правила о принудительном выкупе патента или о принудительном лицензировании. Однако взамен появилась совсем уж не частноправовая норма: "Если изобретение имеет особо существенное значение для государства, но министерство, ведомство, совнархоз или исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся не достигнут соглашения с обладателем патента об уступке прав на него, то разрешение на использование изобретения заинтересованным органом, с установлением вознаграждения обладателю патента, может быть дано только Советом Министров СССР" (п. "ж" ст. 48).

Рационализаторские предложения. По Положению 1959 г. признаки рационализаторского предложения были такими же, как и признаки изобретения. Вопросы разграничения этих двух объектов были предметом дискуссии. По мнению О.С. Иоффе, например, различия заключались в уровне новизны: для рацпредложения достаточно было относительной или местной (локальной) новизны <1>. С позиций сегодняшнего дня видно, что рационализаторство было техническим творчеством особого типа, и принципы регулирования этого творчества были далеки от собственно патентного права. Рационализатор имел гарантированное право на вознаграждение и право на получение свидетельства. Положение 1959 г. не указывает срок действия этого свидетельства, потому что исключительного права в смысле монополии на рацпредложение не возникало не только у рационализатора, но и у предприятия, где оно внедрялось. Идеи монополии или секрета производства были чужды социалистическому хозяйствованию.

--------------------------------

<1> См.: Иоффе О.С. Советское гражданское право: Курс лекций. Ч. III. С. 100 - 105.

Таким образом, рационализаторское предложение не являлось аналогом "малого изобретения" (полезной модели). По сравнению со своими предшественниками - техническими усовершенствованиями рацпредложения утратили режим объекта изобретательского права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Городов О.А. Указ. соч. С. 38.

Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г. Новое Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях было утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1973 г. N 584. При этом изменения в Основы гражданского законодательства 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г. не вносились.

Патентное ведомство к моменту издания нового Положения именовалось Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий.

По сравнению с предшествующим законодательством в Положении 1973 г. были расширены признаки изобретения: к трем известным советскому праву (решение технической задачи, новизна, положительный эффект) добавилось требование существенных отличий: решение признавалось обладающим существенными отличиями, если по сравнению с решениями, известными в науке и технике на дату приоритета заявки, оно характеризовалось новой совокупностью признаков (п. 21). В определение рацпредложения данный критерий не вошел, что позволило наконец-то по-настоящему отграничить изобретение от рацпредложения (п. 63). Очевидно, критерий существенных отличий очень близок к такому признаку патентоспособности, как "изобретательский уровень", предусмотренный действующим ГК РФ.

Появился дошедший до наших дней перечень "объектов изобретения": новое устройство, способ, вещество, штаммы микроорганизмов, а также применение известных ранее устройств, способов, веществ по новому назначению (п. 21), т.е. признавались так называемые изобретения по применению, упоминание о которых вернулось в действующий ГК РФ только в 2014 г. Появился неклассифицированный по основаниям перечень объектов, не признаваемых изобретениями (п. 21), также дошедший до сегодняшнего законодательства.

В Положении 1973 г. впервые было четко заявлено о первичном исключительном праве автора даже в случае, когда ему не выдавался патент: автор изобретения мог требовать "признания своего авторства с передачей государству исключительного права на изобретение", в этом случае изобретателю и выдавалось авторское свидетельство (п. 23). Эта конструкция представлялась законодателю настолько важной, что в 1987 г. она была перенесена в ч. 1 ст. 520 ГК РСФСР 1964 г. (и это был едва ли не единственный случай изменения общегражданских норм об изобретательском праве). Само авторское свидетельство, выданное автору, удостоверяло "признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение, исключительное право государства на изобретение" (п. 26). Соответственно, появились и кое-какие указания на срок действия исключительного права, принадлежащего государству, - в том плане, что использование изобретения несоциалистическими организациями и лицами "в целях промысла" требовало разрешения патентного ведомства только в течение первых 15 лет со дня подачи заявки на изобретение (п. 27).

Закон об изобретениях в СССР. В Основах гражданского законодательства 1991 г. было в общих чертах осуществлено правовое регулирование исключительных прав на изобретения (п. 1 ст. 145), промышленные образцы (п. 2 ст. 147), селекционные достижения (ст. 152).

Закон СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" <1> (введен в действие с 1 июля 1991 г.) был последним актом советской эпохи патентного права. На территории России он фактически не действовал, но оказал огромное влияние на российское законодательство своей концепцией и юридическими формулировками (не всегда удачными). Достаточно сказать, что именно в указанном Законе впервые появились как привычные нам условия патентоспособности изобретения ("изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо" - п. 1 ст. 1), так и невнятные определения этих условий.

--------------------------------