Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Право инт. собственности.pdf
Скачиваний:
76
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
3.23 Mб
Скачать

<1> Пиленко А.А. Указ. соч. С. 154.

Содержание исключительного права на изобретение или усовершенствование определялось следующим образом: "Получивший привилегию имеет право исключительного пользования указанным в ней изобретением или усовершенствованием в течение всего срока действия привилегии и вследствие того может: 1) приводить в исполнение изобретение или усовершенствование, принимать меры к его распространению и дозволять другим пользование оным; 2) отчуждать самую привилегию на весь срок ее действия или на часть сего срока и 3) преследовать по суду самовольное пользование его правами по привилегии и всякое иное нарушение сих прав со дня публикации о выдаче охранительного свидетельства, а также искать удовлетворения в понесенных от того убытках" (ст. 22).

Процедуры оспаривания и обжалования:

-до рассмотрения по существу дела о выдаче привилегии от третьих лиц принимались возражения об отсутствии новизны объекта или заявления о присвоении авторства. В первом случае от просителя истребовались объяснения, а затем разбор возражений и объяснений проходил при рассмотрении по существу дела о выдаче привилегии. Во втором случае в связи с наличием спора о праве "дело о выдаче привилегии прекращается и сторонам предоставляется обратиться к суду" (ст. 10);

-обжалование просителем решения Комитета по техническим делам (в первую очередь, конечно, об отказе в выдаче привилегии) происходило в административном порядке (ст. ст. 18, 19);

-признание выданной привилегии недействительной полностью или в части допускалось только в судебном порядке и только в течение двух лет "со дня подробного обнародования привилегии". По истечении этого срока признание привилегии недействительной допускалось только "по приговору уголовного суда в случае возбуждения уголовного преследования" (ст. 26).

В отношении таких объектов, как промышленный образец (в современной терминологии), вплоть до революции действовало Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели от 11 июля 1864 г. Обособленность права на промышленный образец от патентного права существовала очень долгое время и объяснялась дискуссионностью вопроса об охране объектов авторского права средствами патентного права, о возможности "к художественным произведениям прикладного искусства применять положение о чистом искусстве", о двойной охране и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Синайский В.И. Русское гражданское право. Серия "Классика российской цивилистики". М.: Статут, 2002. С. 289 - 290; Канторович Я.А. Указ. соч. С. 239 - 265.

В проекте Гражданского уложения планировалось сделать главу "Право на изобретение", состоящую всего из трех статей. В разъяснениях Комиссии по составлению проекта содержалось объяснение, почему в Гражданское уложение в принципе "неудобно" включать весь свод патентного права (в тот момент это было свежее Положение от 20 мая 1896 г.): "...оно содержит в себе много таких правил, которые не относятся к материальному гражданскому праву". Давать извлечения из свода патентного права тоже неправильно: многое пришлось бы оставить в специальном законе "и таким образом цельное законоположение было бы разделено на две части". Но и совсем не упомянуть в Гражданском уложении "о праве изобретателя, составляющем один из видов имущественных прав" тоже нельзя. В результате предлагалось сохранить целиком специальный патентный закон, а в общегражданском кодифицированном акте поместить только несколько статей самого общего характера, характеризующих исключительное право на изобретение <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское уложение. Проект. Т. 1. С. 1205.

Право на промышленный образец (фабричные рисунки и модели) в составе норм, посвященных промышленной собственности, проектом Гражданского уложения не рассматривалось.

Законодательство СССР и РСФСР о техническом творчестве

Период военного коммунизма

Первым актом советской власти в сфере патентного права является Декрет СНК РСФСР от 30 июня 1919 г. "Об изобретениях (Положение)" <1>.

--------------------------------

<1> СУ РСФСР. 1919. N 34. Ст. 341.

Декрет не содержал ни понятия изобретения, ни процедуры выдачи патента, ни других норм, которые можно было бы ожидать исходя из его названия.

Главной целью издания данного акта было утверждение, что всякое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений (уже существовал специальный орган!), может быть объявлено достоянием РСФСР (ст. 1). При этом о конфискации патента речь не шла: "Изобретения, признанные полезными, объявляются достоянием РСФСР или по соглашению с изобретателем, или, в случае несостоявшегося соглашения, принудительно за особое вознаграждение, не подлежащее налоговому обложению" (ст. 3). Декрету было не чуждо разграничение личного неимущественного и исключительного права изобретателя: "Авторское право на изобретение сохраняется за изобретателем и удостоверяется авторским свидетельством, выдаваемым изобретателю Комитетом по делам изобретений" (ст. 4). Однако Декрет отрицал возможность перехода к третьему лицу права на получение патента (ст. 6).

Значение Декрета от 30 июня 1919 г. видится в том, что в нем был намечен такой критерий изобретения, как полезность, а также в том, что были намечены условия выдачи изобретателю вместо патента авторского свидетельства. И то, и другое положение немного позднее - с 1930-х гг. станут яркими чертами советского патентного права. Возросшая роль государства, что тоже может быть названо чертой советского права, выразилась в упоминании секретных изобретений ("не подлежат патентованию за границей, передаче третьим лицам или вообще разглашению" - ст. 2) и в национальном приоритете ("всякое изобретение, совершенное на территории Российской Республики, должно быть заявлено в России, прежде чем оно будет заявлено в других странах" - ст. 5).

Период нэпа

Отношение к "индивидуальной собственности на мысли (как авторские, так и изобретательские)" в среде революционно настроенных советских юристов было отрицательным. Глава новой воинствующей школы П.И. Стучка <1> писал по этому поводу: "Мы долго сопротивлялись введению этих мало свойственных социализму привилегий. - Но привилегии победили. В ГК они не попали, а особые законы у нас существуют, и пока права эти расширяются, а не суживаются..." <2>.

--------------------------------

<1> "Будучи юристом высокого теоретического уровня и большого практического диапазона" П.И. Стучка, "исходя из классовой сущности всякого права, требовал классовой оценки также природы и назначения советского гражданского права" (Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (ч. I) // Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М.: Статут (Серия "Классика российской цивилистики".), 2000. С. 199).

<2> Стучка П.И. Курс советского гражданского права: Учеб. пособие для вузов и комвузов. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1927 - 1931. Т. 3. Особенная часть гражданского права (1931). С. 62.

Полноценным нормативным актом в сфере патентного права стало Постановление о патентах на изобретения, введенное в действие Постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г. <1>.

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1924. N 9. Ст. 97.

Постановление о введении в действие Постановления о патентах на изобретения интересно заявлением о том, что "патенты (привилегии) на изобретения, выданные несоветскими органами, не имеют никакой силы", и предложением всем лицам, лишившимся из-за этого патента, пройти процедуру выдачи советского патента с предоставлением льготы: "новизна соответствующих изобретений обсуждается применительно к моменту первоначальной заявки при условии, если последняя сделана после 1 января 1910 года" (ст. 2).

Само же Постановление о патентах 1924 г. было актом с весьма высоким уровнем юридической техники.

В качестве патентного ведомства выступал Комитет по Делам Изобретений при Высшем Совете Народного Хозяйства Союза ССР (ВСНХ СССР) - ст. 24.

Основным условием патентоспособности изобретения осталась его новизна, причем появилось соответствующее описание: "Изобретение не признается новым, если оно ко времени заявки было в пределах Союза ССР или за границей полностью или в существенных частях описано в печатном произведении или применялось настолько открыто, что могло быть воспроизведено сведущим лицом" (ст. 2). Появились указания на объективный критерий мировой новизны как условия патентоспособности изобретения: "При исследовании новизны изобретения в основание экспертизы кладется, главным образом, общетехническая литература и предшествующие привилегии и патентные заявки. Иностранная патентная литература принимается во внимание только по мере возможности. Однако... третьи лица могут возражать против выдачи патента или оспаривать действительность выданного патента, основываясь также на том, что изобретение полностью или частично известно из опубликованных иностранных патентов" (ст. 36). Помимо мировой новизны, у изобретения появился еще один критерий патентоспособности: изобретение должно было допускать промышленное использование (ст. 1), т.е. "должно обладать способностью быть реальным предметом технического производства или торгового оборота" <1>. Этот критерий известен в наше время под именем "промышленная применимость".

--------------------------------

<1> Канторович Я.А. Указ. соч. С. 230.

Требует разъяснений норма о том, что "патенты не выдаются на вещества лечебные, пищевые и вкусовые, а равно полученные химическим путем. Однако патенты на новые способы изготовления таких веществ выдаются" (ст. 1). Как ни странно, эта норма проистекала из представлений о научных теориях, не подлежащих патентованию: "Предметом привилегии не может служить отвлеченная идея, например, какая-нибудь научная формула, без осуществления ее в реальных формах в виде конкретной вещи. На этом основании не может быть предметом привилегии и открытие какого-нибудь нового закона природы или открытие существующих в природе и до тех пор неизвестных элементов и сил. Некоторые законодательства относят к числу открытий и изобретения в области химии и не выдают патентов на новые химические вещества и их приготовление" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 232.

Появились положения, сохранившиеся в отечественном патентном праве до сегодняшнего дня: было выделено право на получение патента, принадлежащее изобретателю и его правопреемникам (ст. 3); появилось понятие того, что мы сегодня называем служебным изобретением (ст. ст. 3, 6, 7), а также понятие права преждепользования (ст. 16); были введены основы регулирования секретных изобретений ( ст. ст. 34, 37, 41) <1>.

--------------------------------

<1> Секретные изобретения отсутствовали в российском законодательстве в период с 14 октября 1992 г. по 1 января 2004 г.

Сохранилась дореволюционная категория охранительного свидетельства, выдаваемого при подаче заявки, но теперь это свидетельство стало именоваться "заявочным свидетельством" (ст. ст. 32, 34).

Сохранилась также обязанность патентообладателя "осуществить свое изобретение в пределах Союза ССР лично или путем выдачи лицензии". Следует заметить, что в патентном законодательстве вначале общепринятый подход заключался в установлении краткого срока, в течение которого патентообладатель должен начать использование объекта, в противном случае действие патента просто прекращалось. Гораздо позднее возникло регулирование, когда при тех же обстоятельствах, но уже при условии наличия общественного интереса возможной стала выдача "разрешения на эксплуатацию изобретения против воли изобретателя и определить вознаграждение по своему усмотрению" <1>. Дифференцированный подход Постановления о патентах 1924 г. к решению этой проблемы заслуживает внимания: 1) патентообладатель лишался патента, но только по постановлению суда, и только при доказанности, что неосуществление изобретения произошло умышленно; 2) если умысел отсутствовал, то "всякое заинтересованное учреждение или лицо имеет право возбуждать ходатайство о выдаче ему принудительной лицензии, размер вознаграждения по которой устанавливается судом" (ст. 18).

--------------------------------

<1> См.: Канторович Я.А. Указ. соч. С. 236.

Тем самым в законодательстве появилось упоминание о принудительном лицензировании и началось формирование оснований для такого лицензирования (пусть пока и специфических). Но, помимо указанного случая принудительной выдачи лицензии в судебном порядке, Постановление о патентах 1924 г. содержало случаи внесудебного возмездного отчуждения в пользу государства патента на изобретение, "относящееся к области государственной обороны или имеющее особо важное значение для страны", и случаи внесудебного же возмездного принудительного лицензирования "в пользу государственных учреждений и предприятий в пределах потребности учреждений или предприятий во время установления лицензии" (ст. 15, Приложение N 1 "Правила о порядке принудительного отчуждения патентов на изобретения").

Стали формироваться правила проведения формальной экспертизы (ст. 33) и экспертизы по существу (ст. 36). При этом обращает на себя внимание следующее: экспертиза изобретений заявлялась как проверка "их патентной способности и новизны". С сегодняшних позиций эти категории не могут быть противопоставлены, ведь новизна является одним из критериев патентоспособности. Что скрывалось в таком случае под "патентной способностью"? Напрашивается ответ, что имелся в виду второй упомянутый в Постановлении 1924 г. критерий - промышленная применимость. На это указывает, в частности, то, что экспертиза могла проводиться в форме "производства опытной проверки изобретения за счет изобретателя". Но, с другой стороны, имеется указание на то, что промышленная применимость обсуждалась уже на стадии формальной экспертизы: "Если предварительное рассмотрение обнаружит, что предметом заявки является ошибочное или явно неосуществимое предложение (например, машина вечного движения), то дело дальнейшего хода не получает" (ст. 33). Видимо, над терминологией и содержанием патентоспособности законодателю предстояло еще поработать.

Содержание исключительного права определялось следующим образом: "Патентообладатель имеет исключительное право осуществлять в виде промысла принадлежащее ему изобретение в пределах Союза ССР, а именно: изготовлять, продавать, вводить в оборот или вообще употреблять предмет изобретения в промышленных целях. Действие патента, ограждающего способ, простирается также на все продукты, полученные непосредственно по этому способу" (ст. 9).

Сроки действия патента (и тем самым исключительного права) и порядок исчисления этих сроков были заимствованы из дореволюционного законодательства с некоторыми уточнениями: "Патент выдается сроком на 15 лет со дня его опубликования, причем действие его распространяется также на период времени со дня выдачи заявочного свидетельства до дня опубликования патента"; в случае наступления в течение этого срока непреодолимых препятствий к осуществлению патента срок действия патента мог быть продлен, но не более чем на 5 лет (ст. 17).

Оспаривание и обжалование:

- споры об авторстве (административный и судебный порядок): "действительно управомоченное на получение патента лицо" в течение всего времени производства дела о выдаче патента могло подать в административном порядке ходатайство о признании заявки недействительной, а в течение трех лет со