Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теоретические основы безопасности человека Луце...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.74 Mб
Скачать

7.1. Общие понятия о риске. Философские аспекты риска

Слово «риск» имеет древние корни – в переводе со староитальянского «risicare» означает отважиться. Серьезное изучение проблем, связанных с риском, началось во времена Ренессанса, когда появилась теория вероятности; однако наука о риске сформировалась только в последней четверти ХХ века. Последнее десятилетие показало, что наука о риске становится одной из ведущих в ХХI веке.

Основная причина этого - устойчивый рост многообразия и масштабов проявления риска и связанных с этим ростом проблем.

С одной стороны, в связи с антропогенным воздействием на природную среду опасные природные явления стали менее предсказуемы; энергии в объектах техносферы увеличила разрушительную силу опасных техногенных явлений; в социальной среде получило развитие такое опасное социальное явление, как терроризм; в связи с экономической глобализацией деловая окружающая среда стала еще более нестабильной, снизился горизонт прогноза ее основных параметров. С другой стороны, рост качества жизни обусловил устойчивость населения к негативным воздействиям, вызванным опасными явлениями природного техногенного социального и экономического характера.

Риски непосредственно связаны со свойством неоднозначности, происходящих в мире процессов. Риск существует везде, где есть неопределенность будущего. Чем многовариантнее и туманнее будущее, тем выше риск. Риск – это неизбежная реальность для всех. Он был, есть и будет всегда. Поэтому им надо заниматься, им нужно управлять. В различной степени это возможно применительно к рискам, возникающим в природе, техносфере, обществе и экономике. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике – объединяет научно-методический аппарат анализа, рассматриваемый в настоящей главе.

Под риском понимается мера количественного измерения опасности, представляющая собой векторную (т.е. многокомпонентную) величину, измеренную, например, с помощью статистических данных или рассчитанную с помощью имитационных моделей и включающую следующие количественные показатели:

- величину ущерба от воздействия того или иного опасного фактора;

- вероятность возникновения (частоту возникновения) рассматриваемого опас­ного фактора;

- неопределенность в величинах, как ущерба, так и вероятности.

Риски связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе познания природы, действительности, их непознанными сторонами, проявляющимися в виде вреда для человека. Изучение рисков позволяет осуществить их научное предвидение.

Значение изучения рисков, возрастает из-за роста самих рисков, что является общемировой тенденцией, обусловленной усложнением всех сфер функционирования современного общества.

Изучение риска применительно к различным сферам общества – прерогатива частных наук. Однако общество не простая механическая совокупность отдельных элементов. Развитие одних его сторон зависит от влияния других. И если сложить результаты многочисленных исследований, осуществляемых конкретными науками, то целостной картины общественного риска не получится: она будет мозаичной, не дающей возможности реконструировать социальный механизм риска, и раскроет лишь отдельные его стороны, детали и элементы.

Это обстоятельство предопределяет целесообразность постановки вопроса о философском анализе риска применительно к обществу и деятельности в целом, а не только к их отдельным сферам и видам. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в структуре современных знаний о риске можно выделить два взаимосвязанных уровня, которые условно назовем прикладным и теоретическим.

Прикладной – результат исследования конкретных наук.

Теоретический – итог изучения сущности социального риска, а также специфики деятельности и управления.

Литература, в которой исследовался бы риск с точки зрения философии и социологии, практически отсутствует. Нет работ, в которых содержались бы философские обобщения практики рискованной деятельности людей в различных сферах их жизни. Отсюда вытекает особая значимость и целесообразность выяснения смысла и содержания понятия «риск» с философских позиций.

Понятием риск пользуются многие конкретные общественные и естественные науки, каждая из которых имеет свой предмет, свою направленность в изучении риска и пользуется своими методами.

Можно выделить психологический, экономический, правовой, медико-биологический и другие аспекты феномена «риск». Специфика развития современного научного знания делает необходимым применение социально-философского исследования риска как предпосылки к общей теории риска.

Многие авторы рассматривают риск как категорию объективную, позволяющую регулировать отношения между людьми, трудовыми коллективами, организациями и другими субъектами общественной жизни, возникающие вследствие превращения возможности (возможной опасности) в действительность. При этом риск рассматривается как понятие представляющее собой, «возможную опасность наступления отрицательных (личных и имущественных) последствий.

Имеет место и субъективная концепция риска. Наиболее полно разработана она В.А. Ойгензихтом, считающим, что риск всегда субъективен, т.к. выступает как оценка человеком, как сознательный выбор с учетом возможных альтернатив. Субъективная концепция ориентирована на субъект действия, учитывает осознание последствий, выбор варианта поведения, что обусловливает возложение соответствующих обязательств или освобождение от них. Поскольку проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, то «риск – это выбор варианта поведения с учетом опасности, угрозы, возможных последствий».

Неправомерно отрицать самостоятельность объективной и субъективной концепций риска. Однако если говорить о риске как специфической форме деятельности, выполняющей регулирующую функцию с учетом потребностей и интересов индивидов, социальных групп и т.п., то более приемлема для анализа реальной действительности концепция риска, сочетающая объективный и субъективный подходы.

Изучение катастроф как явлений применительно к жизненно важным интересам человека, человечества – задача многих научных направлений естественных наук, философии, политологии.

До настоящего времени нет общепринятых понятий опасности, безопасности, риска. Каждый человек, как и все человечество в целом, постоянно живет в атмосфере событий, явлений, процессов, которые можно назвать предвестниками катастроф, и человек обречен постоянно отвечать на вопросы, которые ставят перед ним эти события-угрозы.

Все известные знания представляют собой обобщенный опыт предыдущих поколений, выражающийся в строго сформулированных законах физики и других наук. Именно знание подобных закономерностей и собственный опыт помогают человеку избежать опасности – управлять риском.

Вероятно, образование государств произошло под воздействием угрозы стихийных бедствий и катастроф, в целях организованной защиты от них. Одновременно со становлением государств происходит процесс развития культуры, науки, коммуникаций и современных технологий обработки информации, в результате чего цивилизация получает новые, лучшие условия своего существования.

Вместе с тем очевидно, что создается это ценой еще больших рисков и не только для одного человека или государства, но и для всей жизни на Земле. Достаточно сказать, что в процессе развития человек смог ответить на многие вызовы стихии новым образом жизни и технологиями: землетрясениям противопоставлены расселение людей и инженерные решения в строительстве; наводнениям – регулирование стока рек плотинами, мониторинг предвестников наводнений; эпидемиям – вакцинация, санитарные правила; засухам - мелиорация; болезням растений и животных – культура земледелия, животноводства. Но уже сегодня, на более высоком витке спирали развития цивилизации, возникли проблемы новых катастроф, проблемы управления более высокого порядка. Угрозы исходят из тех технологий, которые человечество создавало для своего же благополучия. Эти новые «рукотворные» угрозы катастроф увеличили их настолько, что стало очевидным - ни одно государство с этим самостоятельно справиться не сможет.

Изучение проблемы устойчивости системы представляет собой особый интерес, поскольку ключевым вопросом при этом является: возможно ли изменением параметров системы добиться одновременно ее устойчивости и развития. Из теории оптимального управления известно, что при условии правильно выбранных критериев оптимизации реализация оптимальных решений всегда приводит к устойчивости системы. Без устойчивости нельзя говорить ни о каком развитии системы, тем более, об оптимальном. Однако следует помнить, что любая система не вечна и имеет три фазы: становление, существование и деградация, распад. Вместе с тем гибель системы может служить условием существования системы более высокого уровня. Так, гибель особи - условие существования вида.

Из приведенного выше можно сделать вывод, что защита от катастроф – дело человека, государства, всего мирового сообщества. Они должны располагать необходимыми ресурсами для поддержания соответствую­щего состояния системообразующих параметров, уметь управлять рисками, научиться жить без катастроф, а если они все же происходят, управлять ими, смягчать их последствия.

Каковы же факторы, влияющие на риски, с помощью которых можно было бы смягчить фазу катастрофы или предотвратить ее, изменить качест­венное состояние (т. е. катастрофа, но «без жертв»).

Риски катастроф можно структурировать по уровню и масштабам их по­следствий и возможностям управления. Так, человек или община способны при ис­пользовании всех ресурсов, находящихся в их распоряжении, организовать видовой образ жизни (питание, дыхание, движение, взаимодействие с окру­жающей средой), решить бытовые проблемы, применить опыт предыдущих поколений, установить наблюдение за состоянием окружающей среды, избе­жать части природных и техногенных рисков. В то же время проблему, на­пример, устойчивого социально-экономического развития общества можно решить только на уровне государства, а экологические и планетарные пробле­мы — только в составе мирового сообщества землян. Решение галактических или вселенских проблем осуществимо лишь в составе сообщества миров (если, конечно, они существуют). Повторение видов катастроф подтверждает, что частично они могут управляться на разных уровнях. При этом управление рисками этих катастроф возможно только при определенном уровне организации человека.