Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 том.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.84 Mб
Скачать

2.Торговля и товары

Шелковый путь, как отмечалось, вначале слу i для экспорта китай­ского шелка в страны Запада. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее - Европы и Руси, по нему шли това­ры, производимые в этих странах. Список этих диковинных, экзотических товаров неисчерпаем. Это мирро и ладан, жасминовая вода и амбра, карда­мон и мускатный орех, женьшень и желчь питона, ковры и полотна, краси­тели и минеральное сырье, алмазы и яшма, янтарь и кораллы, слоновая кость и «рыбьи бивни», слитки серебра и золота, меха и монеты, луки и стрелы, мечи и копья и многое другое. По Шелковому пути вели на прода­жу «потокровных» коней Ферганы, арабских и нисийских скакунов, вер­блюдов и слонов, носорогов и львов, гепардов и газелей, ястребов и соко­лов, павлинов, попугаев и страусов. По Шелковому пути распространя­лись культурные растения: виноград, персики, дыни, пряности и сахар, овощи, фрукты и зелень13.

Однако, главным предметом торговли оставался шелк. Шелк, наряду с золотом, превратился в международную валюту, им одаривали царей и по­слов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги. Шахиншах Ирана Хосров I Ануширван получил от китайского императо­ра, наряду с другими подарками, шелковое китайское платье «ушари», на лазоревом поле которого был изображен царь в короне и украшениях. Не случайно на фресках дворцов владетелей Китая, Средней Азии, Восточно­го Туркестана одежды из шелка, в которые одета знать, выписаны со всеми присущими этим драгоценным изделиям украшениями, деталями и даже швами. Вполне естественно, что и шелк, и часть товаров, провозимых по Шелковому пути, оседала в городах, стоявших на его казахстанском участке. Археологические находки их — яркое тому свидетельство.

При раскопках могильника Мардан в Отрарском оазисе в одном из по­гребений были обнаружены семь китайских монет «У-шу», относящихся к I-IV вв. н. э. Бесспорно, что монеты имели связь с торговыми караванами, которые пошли на Запад по пути князя Чжан-Цзяня, в том числе и на сред­нюю Сырдарью, где располагался центр государства Кангюй. Китайские источники сообщают о тех временах: «...китайский двор, еще недавно ожи­давший сообщения с иностранными владельцами и сверх всего дорожив­ший славой быть известным в отдаленных окраинах, не прерывал связи с Кангюем».

Среди драгоценной утвари, связанной с Западом, следует назвать се­ребряные кувшины из Семиречья со штампами в виде крестов, сделанных в подражание византийским. Мастер, сделавший кувшин, стремился вы­дать свою работу за византийскую. На изгибе ручки одной из кружек изо бражена голова «античного облика». По мнению исследователей, это стрем­ление к подражанию византийским образцам было вызвано «обаянием кра­соты типа населения империи»14. В г. Жамбыле, на месте Тараза, был най­ден византийский золотой солид Юстиниана I с изображением императора в шлеме с копьем и щитом на одной стороне, и богини Победы с крестом в руке - на другой13. Следует заметить, что золотые византийские солиды имели широкое хождение и применялись в качестве международной валю­ты. Известен рассказ Кузьмы Индикоплава, относящийся к середине VI в., о споре византийского и персидского купцов по поводу того, чей повели­тель могущественнее. Победил византиец, показав золотую монету, имев­шую хождение по всему свету, тогда как торговец из Персии смог предста­вить только серебро16.

Интересные находки импортных изделий были сделаны на городище Талгар. Это клад, в состав которого входили четыре фарфоровые китай­ские чаши, украшенные изнутри гравированными изображениями детских фигур в обрамлении медальонов в форме гриба - символа долголетия. Символика на блюдах расшифровывается также, как пожелание мужского потомства (четыре мальчика) и единства — «и туань хоци» (один толстый мальчик). В кладе имелся также обломок фаянсовой чаши. Внутри, на фоне горного и морского пейзажа, выполненного люстром на красном фоне, изображены сидящие мужчины числом одиннадцать и одна женщина. Все персонажи - в богатых золоченых одеждах, у шести фигур одежды крас­ные, у шести — черные с золочением. Над головами людей — золотые ним­бы. Лица мужчин характеризуются мясистыми носами и густыми бровями. Десять мужчин бритоголовые, восемь - с усами. Мужчина, находящийся в центре, крупнее других, имеет длинные волосы, вислые усы и бороду. На его голове золотая корона, в правой руке меч острие которого находится на уровне плеча. Белолицая женщина с узкими глазами, дугообразными бровями, с прямым носом и маленьким ртом. На голове ее высокий голов­ной убор, из-под которого на плечи ниспадают длинные волосы. Между фигурами извивается чешуйчатое тело дракона. На внешней стороне чаши изображены те же человеческие фигуры в два ряда, разделенные белым чешуйчатым телом дракона на черном фоне. На донце чаши снаружи име­ется овальная марка с иероглифами17. Фарфоровые чаши и обломок фаян­совой попали в Талхиз из Китая в конце XII - нач. XIII вв.

Этим же временем датируются фрагмен гы трех медных блюд, входящих в состав клада. Одно из них, сохранившееся лучше других, имеет диаметр 49,5 см. Внутренняя поверхность блюда разбита на несколько кругов. В центре в медальоне изображены два крылатых существа с телами львов, женскими лицами, головы которых увенчаны коронами. Сфинксы стоят в геральдической позе, на задних лапах, спинами друг к другу, с перекре­щенными членистыми хвостами и лицами анфас. Узкие дугообразные крылья подняты вверх. Свободное поле медальона заполнено раститель­ным орнаментом. Круг за медальоном заполнен изображениями бегущих собак и лис - «звериный гон». Еще одна полоса занята изображениями лировидных фигур, сплетенных из растительных побегов. Аналогии блю­ду, а также изображенным на нем сфинксам и звериному гону, многочис­ленны. Это чаши, зеркала, пластины, найденные в Средней Азии, Повол­жье, Закавказье, Ближнем и Среднем Востоке. Скорее всего, первоначаль ные центры производства таких изделий находились в Иране, откуда и сами они, и сюжеты распространялись по Шелковому пути18.

Импортные вещи найдены при раскопках сырдарьинских средневеко­вых городов, в частности, в Отраре, где в течений уже почти двадцати лет ведутся широкие исследования. Это - нефритовая бляшка с рельефным изображением свернувшегося в кольцо тигра или барса. Размер бляшки 4,2—3,5 см в диаметре, по Сокам ее имелись ушки для крепления. Иконо­графия изображения свидетельствует о ее китайском производстве. Трак­товка фигуры хищника близко напоминает традиционные изображения небесных драконов «лун» и драконоподобных священных «белых тигров — байху». Прототипы таких «тигриных блях-регалий» относятся к периоду Чжанго эпохи Чжоу. Время изготовления бляхи — эпоха Тан или Сун. Воз­можно, бляха являлась пайцзе, или родовой эмблемой владетельно) чело­века19.

К числу редкостных по значению находок, важных для изучения меж­дународной торговли, относится серебряный клад из Отрара. По своему составу он денежно-вещевой. Состав монетного собрания клада уникален: в нем представлены монетные дворы восточно-туркестанских городов — Алмалыка, Пулада и Эмиля (Омыла), Орду ал-Зама; европейских — Кры­ма; малоазийских - Сиваса, Конии, Тебриоза; казахстанских — Дженда. Время накопления монет относится ко второй половине 60-х гг. XIII вв., а чеканились они в 40-60-е гг. XIII в. Интересны серебряные изделия из кла­да, среди которых — серебряные бляшки от наборного пояса с уйгурскими надписями; витые браслеты среднеазиатского производства и плетеные, сделанные в Поволжье; пряжка от пояса, вышедшая из ремесленных мас­терских одного из городов Малой Азии. Клад содержит своего рода «ви­зитные карточки» городов, стоящих на Шелковом пути эпохи монгольской империи20.

В кладе имелись также слитки серебра в виде линз и овальных брусоч­ков. Они могли служить в качестве денег, на что прямо указывают пись­менные источники. Так, флорентийский купец Францеско Бадуччи Пего- лотти писал, что купцы, отправляющиеся из Европы на Восток, должны брать с собой полотняные ткани, продавать их в Ургенче и там запасаться сомами (слитками из серебра), ходившими в тамошних странах21.

В числе найденных при раскопках Отрара следует назвать бронзовые зеркала XIII-XIV вв. Часть из них отливалась в Отраре по копиям, снятым с привозных зеркал и попавшим в город по Шелковому пути из Китая и Персии. Это, например, зеркало с изображением «гона зверей» на тыльной стороне и китайское с изображением животных и зверей двенадцатилетне­го животного цикла й иероглифическими цикличными знаками22.

На одном из раскопов в Отраре был найден бронзовый медальон диа­метром 4,3 см, на сторонах которого имелись барельефные изображе­ния. На одной показан всадник с натянутым луком в руках и колчаном на поясе, заполненным стрелами наконечниками вверх. Рядом с ним бежит собака либо гепард. На оборотной стороне изображен расплас­танный дракон, тело которого закручено в кольцо. Согласно китайской символике, изображен «небесный дракон-лун». Аналогичные медальо­ны известны в Семиречье, Средней Азии, Поволжье. Показательно, что медальоны с изображением всадника с луком в руках в сопровождении гепарда украшают стенки бронзового сосуда из Египта конца XIII — нач XIV вв.25

Обнаружена бронзовая чернильница, богато украшенная гравировкой. На стенках чернильницы и на съемной крышке на фоне растительного ор­намента в медальонах имеются изображения утки, а на дне изображен кры­латый сфинкс. На крышке выделяются благожелательные надписи24. Чер- нильницы, подобные описанной, изготавливались в конце XII-XIII вв. в Средней Азии и Хорасане. Находки чернильниц многочисленны и укра­шают собрания коллекций художественных металлов многих музеев. Так, в музее истории АН Узбекистана хранится чернильница, на стенках кото­рой в медальонах изображены писцы, а на чернильнице из Метрополитен Музея в США показан сидящий на троне правитель. К этому же времени относится изящный стеклянный сосуд, графин, найденный в Отраре. Он сделан из белого прозрачного стекла и расписан цветными эмалями сине­го, красного и зеленого цветов, орнамент геометрический. Плечики сосуда покрьпы позолотой. Этот стеклянный сосуд попал в От рар из Сирии — тра­диционного центра стеклоделия, откуда драгоценные стеклянные изделия развозились по всему свету. В XII -XIII вв. именно в Сирии было налажено изготовление стеклянной утвари, украшенной цветными эмалями и позо­лотой. Находки таких изделий были сделаны в Западной Европе, на Кавка­зе, в Поволжье, Средней Азии. Интересно, что в XIV в. путешественник Ибн-Баттуга видел в Хорезме в доме одного из высокопоставленных чинов­ников богатое собрание сирийского стекла. И вот теперь сирийские изде­лия найдены на Сырдарье.

По Шелковому пути распространялись не только изделия, но и мода на художественные стили, которые могли иметь социальный заказ и, попадая на подготовленную почву, в определенную этнокультурную среду, полу­чали широкое распространение. Существует мнение о том, что именно по Шелковому пути распространялся тимуридский стиль в керамике, отлича­ющийся синей гаммой росписей на белом фоне. Возникнув в император­ских мастерских Китая во время династии Юань (1279-1368), он широко распространился в Иране, Турции, Средней Азии25. Прекрасные образцы керамических чаш, ваз, расписанных кобальтом, украшают экспозиции многих музеев мира.