Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1 том.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.84 Mб
Скачать

5. Племена восточного казахстана

Горные и высокогорные районы Алтая, Калбинского хребта и Тарбагатая, степи на севере, полупустыни и пустыни на юге — таков разнообраз­ный ландшафт Восточного Казахстана. Основная водная артерия — Ир­тыш и его многочисленные притоки - Бухтарма, Курчум, Уба, Ульба, Чар, Кызыл-Су и другие. Широкие долины с плодородными почвами, пастби­ща, многочисленные месторождения меди, олова, золота в горах, богатст­во рек рыбой, лесов — зверем способствовали развитию высокой культуры бронзового века.

Культура племен Восточного Казахстана эпохи бронзы представлена памятниками трех периодов: ранним, средним и поздним. Лучше всего ис­следованы памятники средней бронзы, относящиеся к андроновской куль­турной общности68.

Основой хозяйства племен в это время было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие, как и во всех ареалах андроновской культуры. Высокого уровня достигло горное дело и металлургия. Восточный Казах­стан являлся одним из центров по добыче медной, оловянной руд и золота. Были развиты домашние промыслы, в частности изготовление глиняных сосудов. В быту употреблялась посуда двух форм — банки и горшки, как правило, богато орнаментированные сложным геометрическим рисунком по всей поверхности сосуда гребенчатым штампом. Орнамент на банках — в виде елочки, а иногда — елочка в сочетании с ямками, «жемчужинами», ногтевым оттиском. Ногтевой орнамент для этого времени характерен толь­ко для керамики Восточного Казахстана.

Для культуры более позднего этапа характерны глиняные сосуды в фор­ме горшка с уступчиком, четко отделяющим шейку от тулова. Орнамент на них располагается тремя зонами: на венчике, плечике и у дна. Преобла­дают ромбы, равнобедренные треугольники, ломаные линии, меандры, на­несенные гладким штампом, но встречается и мелкий гребенчатый штамп. Сосуды баночной формы частью не орнаментированы. Продолжают быто­вать горшки с плавным профилем.

Умерших хоронили в грунтовых ямах, каменных ящиках и цистах, а над могилой сооружали насыпной курган или каменную ограду.

В конструкции погребальных сооружений, в обряде захоронений, в ор­наментальных мотивах сохраняется преемственная связь с предшествую­щим временем. Погребальные сооружения представлены оградами прямо­угольной, квадратной, овальной формы из поставленных на ребро и вры­тых в землю каменных плит. При преобладании трупоположений встрече­ны и трупосожжения, что сближает Восточный Казахстан с Центральным. Встречаются большие ограды с несколькими могилами, видимо, семейные захоронения.

Памятники эпохи поздней бронзы также отмечены преемственной свя­зью с памятниками средней бронзы — андроновской культурой. Это нахо­дит свое отражение в устройстве надмогильных сооружений (ограды пря­моугольной, квадратной и круглой формы), в погребальных сооружениях (грунтовые могильные ямы, каменные ящики, цисты), в положении погре­бенных (скорченное трупоположение на правом или левом боку), их ори­ентации (головой на юг с отклонением на запад), в погребальном инвента­ре (глиняные сосуды в форме горшка с плавной линией профиля), орна­ментации (орнаментом иногда покрывался весь сосуд). Вместе с тем, на памятниках поздней бронзы Восточного Казахстана видно влияние куль­туры карасукских племен Южной Сибири и Алтая, прояьившееся в уст­ройстве примыкающих друг к другу округлых оград, в совместном погре­бении в одной могиле нескольких взрослых, иногда с детьми. Это влияние прослеживается также и в глиняной посуде, металлических изделиях (нож­ках, украшениях).

Для времени поздней бронзы этого региона характерны бронзовые ножи со слегка изонутой спинкой, с рукоятью и кольцевым навершием, желоб­чатые и клиновидные долота, гвоздевидные предметы, кайлы, кинжалы с навершием в виде круглой шляпки, кельты-лопатки, вислообушные топо­ры с гребнем, тесла с уступом, изготовленные из бронзы.

Культура поздней бронзы племен Восточного Казахстана синхронна карасукской культуре Сибири, замараевской — Зауралья и дандыбай-бега- зинской — Центрального Казахстана.

Культура ранней и средней бронзы. Наиболее ранним после неолити­ческих памятников (погребение у с. Железинка69, озерные стоянки Пень­ки I, II70) является погребение у аула Канай71, близкое по времени к афана­сьевской культуре Сибири. На поверхности земли оно отмечено квадрат­ной формы оградкой из вертикально поставленных плит. Ее стены ориен­тированы по сторонам света. В грунтовой могильной яме находилось пар­ное захоронение мужчины и женщины, лежащих на спине головой на вос­ток. Кости частично окрашены охрой. Оба погребенных относятся к анд- роновскому антропологическому типу. В могиле сохранились остатки по- гребальной пищи, бронзовый плоский наконечник стрелы, каменная бу­сина светло-зеленого цвета, обломки глиняного сосуда баночной формы, украшенного беспорядочными оттисками, палочки и астрагал.

Культуру населения Восточного Казахстана в средний этап (развитой) бронзы характеризует большая группа поселений и могильников. Наибо­лее яркие материалы получены с поселения, могильника и жертвенного места у аула Канай, могильников у с. Зевакино, оз. Сарыколь, ур. Малый Койтас, Нурмамбет и др.

На поселении у аула Канай, расположенном на правом берегу Иртыша, открыто жилище прямоугольной формы (площадь около 50 кв. м) с при­мыкающими к нему хозяйственными пристройками. Помещения полузем- ляночного типа72. Основанием стен построек служили столбы, промежут­ки между которыми заполнены камышом и обмазаны глиной. Пол земля­ной, на полу три очага, сложенные из камня. Два служили для приготовле­ния пищи, третий — для отапливания. Хозяйственные сооружения с основ­ным жильем имели сплошное перекрытие, которое было плоским Вход в жилое помещение в виде узкого коридора со стороны, обращенной к реке. Центральная часть отделялась от входа невысокой перегородкой. Отгоро­женная часть могла иметь хозяйственное назначение — в ней содержался молодняк (обнаружены скелеты теленка и козленка). В юго-восточной части жилья, несколько возвышенной, выявлены костяные гладкий и гре­бенчатый штампы для нанесения орнамента на посуду, часть глиняного грузила, каменные пест и терка, обработанная лопатка животного, трепало из челюсти животного, бронзовые бусы, завиток от браслета.

В одной из пристроек найден кусок медной руды и обломок глиняного сосуда со следами медного шлака и меди на внутренней поверхности, в другой — половина литейной формы. В восточной и северной сторонах поселения обнаружены остатки ограды, сложенной из камня. Можно пред­положить, что она служила загоном для скота. На юго-восточной окраине поселения выявлены куски дробленой медной руды весом более 6 кг. Вблизи поселения вскрыты остатки плавильной печи с кусками медного шлака (10 кг), перемешанные с древесным углем. Руду, по всей вероятности, достав­ляли на поселение из ближайших месторождений, расположенных в На- рымском хребте.

В хозяйстве и быту жители употребляли каменные зернотерки, терки, песты, куранты, мотыги, лощила, литейные формы; мотыги из рога оленя, костяные ножи, шилья, проколки, тупики и трепала из челюсти животных, гладкие и гребенчатые штампы, обработанные лопатки животных, пряж­ки, бронзовые шилья, бусы, браслеты; глиняные пряслица для веретен, гру­зила блоковидной формы и сосуды двух основных форм: баночной с пря­мыми или слегка выпуклыми стенками и горшки с округлым плечом.

На юго-востоке от поселения находилось культовое место, отмеченное тремя выкладками из камней. Кости животных, обломки зернотерки с за­копченной поверхностью, а также зола, угольки и жженные кости свиде­тельствуют о совершении здесь обрядов жертвоприношения.

Значительно расширяют и дополняют наши знания о хозяйстве, быте, фи­зическом облике людей эпохи бронзы материалы, полученные при раскопке могильников у с. Зевакино, аула Канай, оз. Сарыколь, урочищ Караджал и Малый Койтас, Нурмамбет, сел Усть-Буконь, Кокдомбак и других.

Зевакинский могильник73, расположенный на правом берегу Иртыша, состоит из более 500 разновременных погребальных сооружений, могиль­ник Канай — из 1574. Одиночные захоронения совершались в грунтовых могильных ямах, в каменном ящике, цисте и в деревянном срубе. Погре­бенные лежат в скорченном положении на левом и правом боку, головой на запад и северо-восток.

Погребальный инвентарь в мужских и женских захоронениях представ­лен обломками и целыми сосудами баночной формы, горшками с плавной линией профиля и слегка отогнутым венчиком. Они орнаментированы елоч­ками, «жемчужинами», косыми насечками, заштрихованными треугольни­ками, ногтевыми вдавлениями, зигзагами. Кроме того, в женских захоро­нениях найдены украшения — бронзовые бляшки, пронизки, бусины из зеленоватой стекловидной массы и рясты, а в мужских — орудия труда, ору­жие.

Могильники у оз. Сарыкояь75, сел Кокдомбак76 и Малый Койтас77 со­стоят из курганов с земляной насыпью, обставленных по основанию ка­менными плитами в виде кольцевых, квадратных \ прямоугольных огра­док. Предметы материальной культуры и обряд захоронения в этих могиль­никах такие же, как и в безнасыпных оградах. В каменных ящиках, иногда перекрытых плитами, и в грунтовых прямоугольных ямах с деревянным перекрытием обычны трупоположения, встречаются также и трупосожже- ния. Погребения родовой знати отличаются большим количеством глиня­ных сосудов, разнообразием и богатством украшений. Форма сосудов, ор­намент и техника его нанесения традиционны для андроновской культуры. Зато богаче и разнообразней набор предметов украшения. Это бронзовые кэнусовидные бляшки с пунсонным орнаментом по краю и без орнамента, золотые височные кольца, медные бусы, зуб хищника, каменные подвес­ки. Большинство украшений в основе бронзовые или медные, обложен­ные золотой фольгой. Это серьги с раструбом, конусы из свернутой спира­лью проволоки, лапчатые подвески с орнаментом из заштрихованных тре­угольников, бугорков и каннелюр, ромбовидная пластинка с орнаментом из параллельных штрихов, взаимно перпендикулярных в каждой четверти ромба, ограниченной диагоналями, треугольная пластинка и др.

Значительный интерес представляет парное захоронение из могильни­ка Нурмамбет, расположенное на правом берегу р. Шидерты78. Погребен­ные лежали обнявшись, лицом друг к другу: мужчина — на левом боку, женщина — на правом. У головы мужчины бронзозый литой кинжал. На пальцах рук женщины — пять бронзовых колец, а на руках — по бронзово­му браслету; на ногах, около голеностопного сустава — браслеты из брон­зовых бус. У головы — бронзовое шило и иголка. В глиняном, богато орна­ментированном сосуде находились кости барана — остатки погребальной пищи.

Культура поздней бронзы. Период поздней бронзы Восточного Казах­стана, как и повсеместно в Казахстане, — это время перехода пастушеских племен к кочевому скотоводству.

Это время характеризуют археологические данные, полученные при изучении поселения у с. Трушниково, поселения и могильника у с. Мало- Красноярка, Зевакинского могильника.

На Трушниковском поселении79 вскрыты два жилища полуземляного типа прямоугольной формы. Основанием стен одного из них служили стол­бы, вкопанные в землю, промежутки между ними укреплены плетнем или деревянной обкладкой. В помещениях выявлены ямы хозяйственного на­значения с обломками глиняных сосудов, костей животных и рыбы. В од­ном из них обнаружен бронзовый наконечник стрелы, пулевидный, втуль- чатый с двумя шипами на противоположных сторонах основания. В очаж­ных ямах сохранились камни со следами закопченности и нагара, большое количество золы, древесных угольков и горелого кустарника, на полу — куски медной руды. Около второго жилища находился колодец диаметром 1,2 и глубиной 2,1 м.

Собранные каменные мотыги, зернотерки, куранты, ступки, песты ука­зывают на занятие насельников земледелием. Находки костяного орудия с пятью зубьями, служившего, видимо, для прибивания утка, глиняных пряс­лиц для веретена свидетельствуют о ткачестве. Была известна и обработка кожи (тупики, лощила). Находки кусочков бронзы, изделий из нее (шилья, ножи, украшения, наконечники стрел) могут говорить о местном их про­изводстве. В большой коллекции глиняных сосудов с поселения преобла­дают горшки двух типов: с округлым плечом, прямым или слегка отогну­тым венчиком и с сильно вздутым туловом и прямым или слегка отогну­тым венчиком. Они орнаментированы валиками с косыми или перекрещи­вающимися оттисками гребенчатого или гладкого штампа, защипами, ко­сыми узкими валиками на венчике, шейке. Есть и неорнаментированные сосуды с округлым дном.

На поселении у с. Мало-Красноярка80 вскрыто два жилища с примыка­ющими хозяйственными постройками. Помещения прямоугольной фор­мы с закругленными углами, полуземляночного типа, размером до 160 кв. м. Два ряда столбов в центре подпирали двускатную крышу. Очаг в виде овального углубления находился посредине жилища, вблизи стояла ступа из гранита. К северо-восточной стенке жилища примыкали два коридоро­образных строения, также углубленных в землю. Они образовывали как бы закрытый дворик. Оба сооружения с шалашеобразным перекрытием.

У входа во дворик под зольным пятном обнаружены ямки от больших столбов, которые поддерживали кровлю какой-то наземной постройки или навеса. Это была мастерская по изготовлению медных и бронзовых пред­метов. Здесь найдены куски медного шлака, обожженных камней, облом­ки литейной формы, обломок тигелька и бронзовый наконечник копья.

В жилых и хозяйственных помещениях обнаружено большое количест­во орудий труда из бронзы (тесла, ножи, серп с отпечатками стеблей зла­ков, шилья); из камня (литейная форма, булава, песты, зернотерки, ступы, куранты, точильные камни); из кости ( тупики, шилья, иголки, пряжки); из глины (пряслица, глиняная посуда). Преобладают горшки с выпуклым туловом и прямым венчиком. Они орнаментированы налепными валиками с насечками и защипами по ним.

Наличие на поселениях Мало-Красноярка и Трушниково бронзовых наконечников стрел свидетельствует о производстве оружия.

О существовавшем в эпоху поздней бронзы погребальном обряде оби­тателей поселений можно судить по материалам Зевакинского могильни­ка81, где изучено свыше сотни разновременных погребальных сооружений. Погребальные сооружения представлены каменными ящиками, цистами,

грунтовыми ямами прямоугольной и овальной формы, перекрытыми ка­менными плитами, бревенчатым накатом. Преобладали одиночные за­хоронения, но имеются и парные, по три и по четыре в одной могильной яме. Погребенные лежали в скорченном положении на правом, реже — на левом боку, иногда на спине или на животе. В некоторых захоронениях встречены кусочки охры, древесного угля и обожженного дерева, остатки погребальной пищи (череп, кости ног лошади, лопатка, обломки трубча­тых костей и ребер овцы).

Погребальный инвентарь представлен бронзовыми ножами, кинжалом, глиняными сосудами, украшениями и предметами быта из металла, камня и кости. В детских погребениях встречено большое количество астрагалов овцы, часть из них окрашена красной охрой, на некоторых прослежива­ются следы обработки.

Преобладание на поселениях Трушниково и Мало-Красноярка костей мелкого рогатого скота, увеличение костей лошади, а также появление новых форм сосудов с раздутым туловом и прямым или слегка отогну ■ ым венчиком, орнаментированным налепными валиками или без орнамента, а также сосудов с округлым дном позволяет говорить об изменениях, проис­шедших в экономике племен эпохи поздней бронзы.

Здесь, так же как и на сопредельных территориях Казахстана и Южной Сибири, шел процесс изменения хозяйственных форм.