Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
232
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

5.2.3.4. Психический статус при эмоциональном стрессе и посттравматическое стрессовое расстройство

Известно, что существенным проявлением стрессорной патологии человека, которое в значительной мере определяет вегетативные компоненты стрессорных поражений, является нарушение психического статуса. В этом разделе мы рассмот­рим в общем виде стрессорные нарушения психического ста­туса и более подробно особый и весьма тягостный их вид — так называемые посттравматические стрессовые расстройства.

5.2.3.4.1. Нарушения психического статуса

Остро переживаемые эмоциональные стрессорные ситуа­ции (психосоциальные, семейные, катастрофы и т.п.) нередко приводят к психическим нарушениям, большую часть которых при длительном действии стрессорных ситуаций составляет развитие невротического статуса. В частности, как показал ретроспективный анализ, у людей с таким статусом на 50 % больше, чем у здоровых, выявляется в анамнезе напряженных и конфликтных стрессорных ситуаций. При этом важную роль в развитии патологических реакций на эмоциональный стрес­сор имеет социализация детства, т.е. переживание в детстве тяжелых стрессорных событий, и базальный психический ста­тус [Соколова Е.Б. и др., 1996; Судаков К.В., 1998].

Первичное звено в развитии стрессорного нарушения пси­хического статуса — психическое состояние (фрустрация), ко­торое возникает при действии отрицательных эмоциональных стрессоров и проявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения, возникающего из-за невозможнос­ти реализовать те или иные цели. Вероятность развития нару­шений психического статуса зависит от особенностей личнос­ти, ресурсов личностной выносливости, т.е. меры способности активного преодоления трудностей, которая определяется способностью к построению интегративного поведения. При хорошей интегративности поведения энергия распределяется по различным направлениям поведения в соответствии с важ­ностью реализуемых потребностей. Чем выше способность к интеграции поведения, тем более успешно преодоление стрес-согенных ситуаций. Нарушение соответствия между актуаль­ными потребностями человека и возможностями их удовле­творения, недостаточность физических и психических ресур­сов (личностной выносливости), опасения личности, связан­ные с вероятной неспособностью реализовать значимые уст­ремления в будущем, а также с возможным ухудшением ситуа­ции, вызывают тревогу. Тревога — центральный элемент пси­хического стресса. Она как сигнал неблагополучия и опаснос­ти активирует механизмы так называемой психической адап­тации, которая может быть либо в виде пассивного приспо­собления, либо в виде активного процесса в зависимости от указанных выше личностных особенностей. Именно активная психическая адаптация позволяет сохранить физическое и психическое здоровье, обеспечить адекватное требованиям среды поведение [Березин Ф.Б., Мирошников М.П., 1996; Со­колова Е.Б. и др., 1996]. Психическая адаптация направлена на преодоление (совладайие) стрессогенной ситуации. Это пре­одоление, или преодолевающее поведение, включает сложные взаимосвязанные когнитивные (мыслительные) и эмоцио­нальные механизмы, которые обеспечивают планирование це­

ленаправленных действий и определяют усилия, ориентиро­ванные на управление трудно преодолеваемой стрессогенной ситуацией. Если эмоциональный стресс приводит к стойким нарушениям психической адаптации, они проявляются кли­нически выраженными расстройствами психоневрологическо­го статуса.

В настоящее время психические клинические явления, обусловленные эмоциональным стрессом, разделяют (весьма относительно, на наш взгляд) в зависимости от характера стрессорного воздействия на острые стресс-реакции, которые возникают после сверхсильного травматического «пережива­ния» угрожающего характера и завершаются в течение дней, а иногда и часов, и встречаются сравнительно нечасто; по­сттравматические стрессовые расстройства, которые пред­ставляют собой затяжную реакцию на подобного рода пережи­вания; стресс-реакции в ответ на стрессорные события, влеку­щие за собой жизненные изменения, т.е. адаптивные реакции; невротические состояния и личностные декомпенсации, при ко­торых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия эмоциональных стрессоров (жиз­ненных ситуаций), трудно разрешимых эмоциональных про­блем, психических конфликтов, длительного нарастания фру­страции [Соколова Е.Б. и др., 1996; Тарабрина Н.В. и др., 1996].

При острых психических стресс-реакциях, классифицируе­мых в настоящее время как «афективно-шоковые реакции»1, выраженность тревоги столь велика, что приводит к наруше­нию ориентировки, сужению сознания, дезорганизации пове­дения, характеризующегося хаотичностью, ажитацией или, на­против, — заторможенностью, достигающей степени ступора. Сюда включаются проявления гнева и депрессии, диссоциа­тивные, истерические расстройства и т.п. Острые психические явления обычно сочетаются с вегетативными коррелятами тревоги, которые весьма многообразны (сердцебиением, чув­ством удушья, головокружением, потливостью, дискинезией ЖКТ, тошнотой, вегетососудистыми кризами и т.п.). С ост­рым стрессом могут ассоциироваться также острые психоти­ческие расстройства (реактивные психозы).

Более сложное и протяженное во времени стрессорное рас­стройство психического статуса — это идущее вслед за острым стрессом катастрофы посттравматическое стрессовое рас­стройство, в результате которого может развиваться стойкое расстройство личности. Этот вид стрессорного нарушения психического статуса будет рассмотрен отдельно далее.

Адаптивные стресс-реакции в ответ на жизненные изменения, а также невротические состояния (или личностные декомпенса­ции) характеризуются нарушением психической адаптации и оп­ределяются однотипными клиническими проявлениями. Эти нарушения, как уже упоминалось выше, встречаются чаще всего. Усиление в настоящее время стрессогенных воздействий, резкое изменение социальных стереотипов и социальных цен­ностей, изменение социального статуса большинства населения не в лучшую сторону увеличивают вероятность нарушений пси­хической адаптации, так как в таких условиях привычные адап­тивные формы поведения становятся неадекватными новым об­стоятельствам, что порождает в конечном итоге тревогу. Поми­мо тревоги, эти психические нарушения проявляются депрес­сивными расстройствами, а также личностными декомпенса­циями, характеризующимися настороженными реакциями аф­фективно-ригидных личностей. Среди состояний, определяю­щихся непосредственно выраженной тревогой, выделяются ге­нерализованное тревожное расстройство, пароксизмальная (эпи­зодическая) тревога и тревожно-фобические расстройства. Все эти расстройства сопровождаются вегетативными проявления­ми тревоги, указанными выше.

Следует еще раз подчеркнуть, что возникновение указан­ных стрессорных нарушений психической адаптации и психи­ческого статуса и выраженность этих нарушений зависят от исходного (базального) психического статуса личности, опре­деляющего в значительной мере устойчивость организма к стрессу. Так, например, тревожные расстройства чаще всего наблюдаются у психастенических, «тревожных» личностей; депрессивные состояния невротического уровня возникают чаще всего у психастенических и субдепрессивных личностей [Березин Ф.Б. и др., 1996; Соколова Е.Б. и др., 1996; Вейн А.М., 1997]. При этом несомненно, что исходный психичес­кий статус личности и устойчивость к стрессорному наруше­нию этого статуса, а также вероятность развития указанных выше патологий в значительной степени определяются гене­тически обусловленным и/или измененным в процессе жизне­деятельности состоянием стресс-системы и ее реактивностью.