Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
232
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

2.7. Иммунная подсистема кожи

Иммунная система кожи состоит из следующих клеток:

  • клетки Лангерганса (эпидермальные дендритные клет­ки);

  • внутриэпителиальные лимфоциты (IEL — intraepitelial lymphocytes);

  • периваскулярные лимфоциты в соединительнотканном слое дермы. Это Т-лимфоциты (как CD4+, так и CD8+). Большинство из них имеют маркеры активации: CD45RO и высокий уровень а-цепи рецептора для ин-терлейкина-2 (CD25).

Процесс иммунного ответа на антигены, проникающие через кожу, представляется как последовательность следующих событий. Антиген связывают и поглощают эндоцитозом денд­ритные клетки. Они мигрируют по афферентным лимфатичес­ким сосудам в парафолликулярные зоны регионарных лимфати­ческих узлов (ЛУ). Во время миграции DC частично расщепля­ют антиген, оформляют его в комплексы с молекулами МНС II или/и МНС I. В ЛУ DC оформляются гистологически как ин-тердигитальные дендритные клетки и представляют антиген для распознавания неиммунным Т-лимфоцитам. Активированные антигеном Т-лимфоциты мигрируют из лимфатических узлов через кровь. Те из них, на которых экспрессирована специаль­ная мембранная молекула, обеспечивающая тропизм к коже CLA-1 (Cutaneous lymphocyte antigen-1, по химической природе эта молекула — сиаловое производное карбогидрата; лигандом для этой молекулы на клетках эндотелия является Е-селектин), возвращаются в дерму и эпидермис. Среди активированных Т-лимфоцитов кожи преобладает функциональная субпопуля­ция Т4 — ЦТЛ с перфорин-гранзимным эффекторным механиз­мом. Есть также клетки ТЫ. Их собственная функция после ак­тивации антигеном состоит в интенсивной продукции опреде­ленных цитокинов, а именно у-интерферона, IL-2 и т.д. Эти ци­токины, и в первую очередь у-интерферон, являются сильными активаторами макрофагов. Макрофаги в достаточно большом количестве присутствуют в периваскулярных пространствах дермы. И именно макрофаги, активированные Т-хелперами 1-го типа, распознавшими антиген, являются исполнительными эф­фекторы ыми клетками, пытающимися подвергнуть поврежден­ные патогеном клетки и межклеточный матрикс деструкции и элиминации. В результате «работы» активированных в коже макрофагов развивается физиологическая, а при большой дозе антигена (и/или при нарушениях межклеточного равновесия или регуляции) — патофизиологическая реакция, которая в на­чале века получила название кожной реакции гиперчувствитель­ности замедленного типа (ГЗТ).

Еще один эффекторный иммунный механизм защиты кожи от проникновения внешних антигенов — IgA в димерной форме, который присутствует во всех экзосекретах кожи (сальном, потовом, ушной сере).

Эффекторный механизм гиперчувствительности замедленно­го типа. В эксперименте ГЗТ можно адоптивно перенести от иммунного животного интактному только с сенсибилизиро­ванными к определенному антигену CD4+ Т-лимфоцитами, а именно ТЫ. В меньшей степени, но и иммунные CD8+ Т-лимфоциты способны рекрутировать макрофаги для выпол­нения ГЗТ. Главный цитокин — медиатор ГЗТ у-интерферон. Внутрикожным введением препарата у-интерферона можно имитировать ГЗТ на моделях. Кроме того, в организации реак­ции ГЗТ участвуют такие цитокины, как IL-2, TNF и LT. Ре­акция ГЗТ развивается до видимых глазом симптомов за 24— 48 ч после попадания антигена в кожу. В очагах ГЗТ можно наблюдать следующую гистологическую картину. Через 4—6 ч в зонах вокруг посткапиллярных венул развивается инфильт­рация нейтрофилами, которая длится недолго и к 12-му часу сменяется инфильтратом мононуклеаров — Т-лимфоцитов и моноцитов. Эндотелий в очаге становится сильно проницае­мым для белков крови, и происходит значительная экссудация фибриногена, который уже в периваскулярных тканях поли-меризуется в фибрин. Именно выпадение фибрина создает то, что клинически воспринимается как симптом индурации очага ГЗТ. Высокие локальные концентрации цитокинов, в том числе IL-2, обеспечивают не только аутокринную актива­цию пролиферации антигенспецифичных лимфоцитов, но и паракринную активацию пролиферации «соседних» лимфоци­тов. Это объясняет тот факт, что более 90 % Т-лимфоцитов в очаге ГЗТ неспецифичны по причинному антигену. Разреше­ние процесса (излечение) наступает в результате того, что ак­тивированные макрофаги справляются с задачей санации очага от причинного антигена, т.е. фагоцитируют его и рас­щепляют с помощью механизмов клеточного метаболизма.

Внутриэпидермальные лимфоциты кожи (IEL) составляют примерно 2 % всех лимфоцитов, присутствующих в коже. Большинство IEL — CD8+ Т-лимфоциты. Значительная часть IEL (у мышей большая) — это Туб.