Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
232
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

4.1.2. Краткие эпидемиологические данные

Распространение. Опухолевые заболевания поражают практически всех представителей животного мира и даже не­которые растения. Они широко распространены, являясь вто­рой после сердечно-сосудистых заболеваний причиной меди­цинской смертности. В современном мире примерно каждый четвертый индивидуум на протяжении жизни непосредствен­но сталкивается с онкологической патологией и примерно каждый пятый погибает по этой причине. Для младенца, ро­дившегося в России в 1992 г., вероятность заболеть злокачест­венным новообразованием на протяжении предстоящей жизни составляет 19,6 % (для мальчика) и 16,0 % (для девоч­ки), а вероятность умереть от этой патологии — 16,5 % (для мальчика) и 10,8 % (для девочки).

Рост числа онкологических заболеваний объясняется, по крайней мере частично, присущим развитым странам общим постарением населения и увеличением канцерогенной нагруз­ки. Частота возникновения злокачественных опухолей растет с возрастом («болезнь пожилых»), хотя нередки (и в последнее время становятся все более частыми) случаи их появления в относительно раннем и даже детском и младенческом возрас­те. Если учесть то обстоятельство, что клиническим проявле­ниям опухоли предшествует очень длительный, занимающий годы и десятилетия латентный период, то вполне вероятно предположение (M.Sporn), что неопластические «ростки» на разных стадиях формирования присутствуют в любом организ­ме: в молодом организме — в меньшем числе и менее продви­нутые, в пожилом — в большем числе и более «зрелые». С этой точки зрения, имеет право на существование мнение о неиз­бежности опухолевого перерождения — просто «не каждый доживает до своего рака».

Факторы риска. Вероятность возникновения опухоли у от­дельного человека существенно зависит от условий его прожи­вания. Многочисленные факторы риска могут быть подразде­лены соответственно их природе на три основные группы: дурные привычки, плохие условия труда, загрязнение окру­жающей среды.

Дурные привычки. К их числу, безусловно, относится таба­кокурение (около 90 % случаев рака легкого — наиболее час­той формы рака у мужчин — вызваны этой причиной). Таба­кокурение значительно повышает риск и многих других форм опухолей: на его долю приходится примерно 5 % общей меди­цинской смертности. Чрезмерное употребление алкоголя в свою очередь увеличивает частоту рака желудка, полости рта, глотки и печени. Сочетание курения с алкоголизмом дает ку­мулятивный эффект.

Очень важны факторы питания. Диета, богатая жирами жи­вотного происхождения и копчеными продуктами, с высоким содержанием соли и низким содержанием грубых растительных волокон, с высокой концентрацией нитратов и пестицидов яв­ляется существенным фактором риска. Напротив, диета, вклю­чающая овощи, фрукты и витамины (С, А, р-каротин), оказыва­ет защитный эффект. По широко распространенному мнению, рациональное питание населения могло бы снизить заболевае­мость злокачественными новообразованиями на треть.

Еще один фактор риска — многочисленные случайные поло­вые связи (промискуитет), повышающие вероятность возник­новения опухолей с предположительно вирусной этиологией (например, инфицирование вирусом папилломы человека при раке шейки матки).

Опасен с онкологической точки зрения чрезмерный загар (растет риск возникновения меланом, особенно у лиц с пони-

11 — 1385

161

женной способностью к образованию меланина — у голубо­глазых блондинов).

Условия труда. Классическим примером профессионально­го рака является описанный в 1897 г. рак мошонки у трубо­чистов в Лондоне. В последующем список вредных произ­водств существенно расширился (включая, в частности, ани­линовое производство, производство асбеста, асфальта и т.д.). Около 100 веществ, с которыми человек сталкивается в своей трудовой деятельности, являются предположительно канце­рогенными. На долю профессионального рака приходится, по-видимому, 1—4 % всех злокачественных новообразований. В настоящее время существует особая служба, оценивающая канцерогенную активность различных химических веществ и промышленных производств.

Экологические факторы. В эту группу включают факторы риска, имеющие общегосударственный масштаб и входящие в сферу компетенции правительственных органов. К их числу относятся загрязнение водоемов и атмосферы промышленны­ми отходами, содержащими канцерогены и радиоактивные со­единения; загрязнение пищевых продуктов пестицидами и нитратами; строительство промышленных зданий и жилых по­мещений с использованием материалов, содержащих канцеро­генные вещества (радон, фенолы и т.п.).

Генетическая предрасположенность. В большинстве случа­ев опухоли появляются внешне случайно («спорадически»), т.е. без явно выраженной генетической предрасположенности к ним. Существуют, однако, так называемые раковые семьи (5—10 % всех случаев злокачественных новообразований), когда те или иные виды опухолей с высокой частотой и в от­носительно раннем возрасте поражают индивидуумов, связан­ных родственными отношениями. Так, некоторые тяжелые наследственные заболевания (например, синдромы Ли—Фрау-мени, Гарднера, Блума, пигментная ксеродерма, анемия Фан-кони, семейный полипоз кишечника, атаксия-телеангиэкта-зия и ряд других общим числом свыше 200) характеризуются чрезвычайно высокой (до 100 %) частотой возникновения зло­качественных новообразований. В основе предрасположен­ности к опухолям лежат наследственные генетические дефек­ты (см. далее).

Психологические факторы. Чрезвычайно труден для анали­за и далек от окончательного решения вопрос о том, могут ли быть отнесены к факторам риска различные неблагоприятные психологические воздействия, в частности психический стресс. С одной стороны, в клинической практике бытует убеждение, что тяжелые психические потрясения способству­ют появлению злокачественных новообразований. Так, еще Гален отмечал, что женщины-меланхолики чаще болеют раком, чем женщины-сангвиники. Подобные соображения

высказывали и многие современные клиницисты и патологи [Балицкий К.П., Шмалько Ю.П., 1987]. Результаты обширно­го статистического исследования, проведенного с помощью так называемого миннесотского многофазного личностного теста, показали, что риск возникновения опухоли у пациентов с признаками глубокой депрессии в 2 раза выше, чем в сред­нем в исследуемой группе (необходимо отметить, что клини­ческие проявления болезни обнаруживали спустя 1—17 лет после психологического обследования). Интересно в то же время отметить, что заболеваемость раком у больных психи­ческими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения) ниже, чем в среднем в популяции. Имеются, кроме того, клинические и экспериментальные данные, свидетельствующие об усиливаю­щемся на неблагоприятном психологическом фоне процессе метастазирования опухолей. В экспериментах на животных также удалось в ряде случаев продемонстрировать стимуляцию опухолевого роста при различных стрессорных воздействиях (мигающий свет, интенсивное охлаждение). Предполагается, что индуцированные стрессом нейроэндокринные сдвиги, оказывающие, в частности, влияние на иммунный статус орга­низма, могут опосредованно влиять на процессы возникнове­ния, прогрессирования и метастазирования опухолей. Дли­тельный стресс вызывает, в частности, устойчивое повышение уровня пролактина, инсулина, кортикотропина, кортикосте­роидов, тиреотропного гормона и ряда других, которые в оп­ределенных условиях могут стимулировать рост опухолевых клеток. Кроме того, эти гормоны способствуют подавлению иммунной реактивности организма, в частности угнетению системы иммунологического надзора.

Известно также, что надлежащая психологическая под­держка онкологических больных увеличивает период ремис­сии после соответствующих лечебных мероприятий и продол­жительность их жизни.

В то же время в ряде исследований, как клинических, так и экспериментальных, либо вовсе не обнаружено зависимости между стрессом и появлением и развитием опухолей, либо пока­зано прямо противоположное (ингибирующее) влияние стресса на канцерогенез. Так, торможение роста трансплантированных и индуцированных канцерогенами опухолей зарегистрировано у крыс, подвергнутых эмоционально-болевому стрессу. Эти раз­личия могут быть обусловлены множеством плохо контролируе­мых факторов, таких как сила и характер стресса, время и про­должительность воздействия, состояние адаптационно-защит­ных механизмов организма. По-видимому, в зависимости от конкретных условий стресс может оказывать как стимулирую­щее, так и ингибирующее воздействие на иммунный и эндо­кринный статус организма, а это в свою очередь может опреде­лять конечный результат [Sklar L., Anisman Н., 1981].

и*

163