Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мороз. Актуальные проблемы патофизиологии.doc
Скачиваний:
232
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
10.12 Mб
Скачать

5.1.4. Роль соотношения активностей

стресс-системы и стресс-лимитирующих систем в реакции организма на стрессоры

Нарушение регуляции стресс-системы, в значительной мере связанное с недостаточностью функции стресс-лимити­рующих систем, приводит не только к нарушению реакции организма на стрессоры, но и к возникновению психических, эндокринных заболеваний, к болезням системы кровообра­щения, иммунной системы, обмена веществ или к предрас­положенности к этим заболеваниям. В то же время введение медиаторов соответствующих стресс-лимитирующих систем может корректировать эти нарушения. В качестве примера можно привести данные о том, что у линейных крыс с на­следственной гипертонией (линия SHR) наблюдается генети­чески повышенная активность симпатического звена стресс-системы [Westfall Т.С., Meldrum M.J., 1985], сочетающаяся с врожденным уменьшением активности ГАМК-нейронов в гипоталамусе, иннервирующих центры симпатической регу­ляции сердечно-сосудистой системы [Hambley J.W. et al., 1984], а также с врожденным же сниженным содержанием ОП в тканях [Di Guilio A. et al., 1979]. Показано, что у мута­генных (lethargic lhl) мышей, характеризующихся высокой устойчивостью к судорогам, содержание ГАМКв-рецепторов в клетках коры головного мозга и таламуса значительно по­вышено по сравнению с мышами, не устойчивыми к судоро­гам [Lin F.H. et al., 1995]. В то же время у больных с депрес­

сией и некоторыми формами маниакальных расстройств со­держание ГАМК в плазме крови и мозге значительно ниже по сравнению со здоровыми людьми, причем это снижение коррелирует с нарушением настроения [Petty F., 1995]. Важ­ную роль в генезе депрессивных состояний играет хроничес­кая активация стресс-системы [Chrousos G.P., Gold P.W., 1992], которая может приводить к истощению этой систе­мы. Таким образом, очевидно, что в гиперактивации стресс-системы и соответственно в страдании этих больных может быть «виноват» дефицит активности стресс-лимитирующей ГАМКергической системы.

Установлено также, что генетически детерминированная и индивидуальная устойчивость животных к повреждениям, вызванным эмоциональным стрессом, связана с величиной базального содержания в гипоталамусе и крови нейропепти-дов: субстанции Р, р-эндорфина, пептида дельта-сна [Юма­тов Е.А., 1997; Sudakov K.V. et al., 1995], модулирующих ак­тивность стресс-системы. Так, при сравнении крыс линий Вистар и Август выявлено, что более устойчивые к наруше­ниям сердечно-сосудистой системы при длительном тяжелом эмоциональном стрессорной воздействии крысы Вистар имеют достоверно большее (в 8 раз) содержание субстанции Р в гипоталамусе, чем крысы Август, менее устойчивые к таким нарушениям. Показано также, что у крыс Август суще­ственно ниже, чем у крыс линии Вистар, содержание в гипо­таламусе р-эндорфина и пептида дельта-сна, хотя в крови со­держание р-эндорфина у крыс Август выше, чем у крыс Вис­тар [Sudakov K.V. et al., 1995]. При этом введение экзогенно­го пептида дельта-сна крысам Август повышает у них базаль-ное содержание в гипоталамусе субстанции Р (до уровня, имеющегося у крыс Вистар) и одновременно увеличивает у них устойчивость сердечно-сосудистой системы к тяжелому эмоциональному стрессорному воздействию. Даже однократ­ное введение субстанции Р вызывает повышение ее содержа­ния в гипоталамусе и увеличение резистентности животных к стрессорным повреждениям в течение длительного времени [Юматов Е.А., 1997; Sudakov K.V. et al., 1995]. Кроме того, у крыс выявлена корреляция между снижением содержания субстанции Р в ядрах гипоталамуса с возрастом и возрастным уменьшением устойчивости к эмоциональному стрессорному воздействию [Юматов Е.А., 1997]. В связи с этим существен­ный интерес вызывают данные, показывающие, что у боль­ных с невротическими нарушениями сна и эссенциальной гипертензией снижено содержание субстанции Р в крови по сравнению со здоровыми людьми [Ратсак Р. и др., 1984]. Таким образом, можно полагать, что компенсация этих де­фектов регуляции стресс-системы может нивелировать ука­занные нарушения. Действительно, показано [Меерсон Ф.З.

и др., 1985], что предварительное введение крысам пептида дельта-сна или его циклического (более стабильного) произ­водного предупреждает нарушения сократительной функции сердечной мышцы при длительном стрессе. Введение суб­станции Р предупреждает у крыс чрезмерное повышение уровня катехоламинов в крови при эмоциональном стрессе и устраняет вызванную стрессом артериальную гипертензию, а также снижает повышенное АД у крыс линии SHR [Судаков К.В., Юматов Е.А., 1991]. Предварительное введение р-эн­дорфина предупреждало нарушение поведения и подавление секреции половых гормонов у обезьян павианов-гамадрилов при эмоциональном стрессе [Динзбург А.Л. и др., 1995].

Здесь уместно привести данные, полученные Э.Х.Орловой совместно с нами еще 13 лет назад [Орлова Э.Х. и др., 1988], которые показали, что адаптация к физической нагрузке, ха­рактеризующаяся, как известно, повышением резистентности организма к стрессорным воздействиям, приводит к повыше­нию содержания р-эндорфина и других опиоидных пептидов в надпочечниках, гипоталамусе и других структурах головного мозга.

Таким образом, очевидно, что устойчивость к стрессорным повреждениям в значительной мере определяется соотноше­нием активности стресс-системы и стресс-лимитирующих систем, которое формируется как на основе генетических особенностей организма, так и в процессе жизнедеятельнос­ти под влиянием различных факторов.

Это наше представление по существу уже «витает» в возду­хе, однако еще не обозначено в литературе. Некоторые иссле­дователи, занимающиеся проблемой стресса, уже разделяют такую точку зрения. Е.А.Юматов (1997) пишет: «... животные проявляют генетически детерминированную индивидуальную устойчивость к эмоциональному стрессу, которая определяет­ся особенностями центральной нейрохимической организа­ции отрицательного эмоционального состояния». При этом он выдвигает представление о роли пептидергической системы как фактора, повышающего устойчивость к эмоциональному стрессу [Юматов Е.А., 1997]. Однако система нейропепти-дов — это только одна из стресс-лимитирующих систем. Ус­тойчивость, по-видимому, объясняется результатом сложного взаимодействия стресс-системы и всех стресс-лимитирующих систем. Результат этого взаимодействия определяется актив­ностями этих систем (генетически детерминированными либо обусловленными действием различных факторов на орга­низм). К этому ключевому представлению мы еще вернемся в разделе о механизмах предрасположенности и устойчивости к стрессорным повреждениям.