Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тпид лекции Петряков.pdf
Скачиваний:
559
Добавлен:
08.06.2020
Размер:
3.5 Mб
Скачать

другие отсылают к каким-то иным правилам или источникам. Но вряд ли возможно формулирование более точных правил. Точность их зависит от правильности и единообразия законодательной техники. Законодатель же, стремясь к единообразию законодательной техники, терминологии т.п., полностью этой цели, как правило, не достигает.

Логическое преобразование.

Необходимость логических операций вытекает прежде всего из особенностей языкового формулирования норм права. Языковое "оформление" нормы права в виде грамматического предложения в большинстве случаев не соответствует полностью заключенной в нем норме. Это несоответствие может состоять в том, что субъект нормы не совпадает с подлежащим предложения.

Нет, например, такого совпадения в ст. 109 УК РФ, где говорится "Причинение смерти по неосторожности - наказывается...". Подлежащее в данном предложении обозначено сочетанием слов "причинение смерти по неосторожности". Оно и наказывается по буквальному выражению статьи. Но вполне очевидно, что наказанию подлежит не причинение смерти, а лицо, причинившее смерть. Оно является субъектом нормы права и должно, строго говоря, быть подлежащим предложения. Поэтому предложение, в котором заключена норма, нуждается в логическом преобразовании. Преобразовав указанное предложение в другое ("Лицо, причинившее смерть по неосторожности, - наказывается..."), мы приведем в соответствие подлежащее предложения с субъектом нормы и получим более четкое знание в самом содержании нормы права.

Однако на этом не заканчиваются возможности преобразования. Грамматическая форма предложения, в котором заключена норма права, как правило, неточно выражает и количественную сторону этой нормы. Норма права имеет общий характер, однако в предложениях обычно говорится о единичном лице: "обвиняемый имеет право", "следователь обязан" и т.д. Для того чтобы привести предложение в соответствие с нормой, необходимо добавить слова: "каждый", "всякий" и др.

В нашем примере норма должна получить следующую формулировку: "Всякое лицо, причинившее смерть по неосторожности, - наказывается...".

Но и на этом еще не заканчивается логическое преобразование предложения, в котором заключена норма права. Норма права не есть суждение, утверждающее или отрицающее наличие чего-либо. Цель ее состоит не в том, чтобы информировать субъектов, что всякое лицо, причинившее смерть по неосторожности, наказывается, а в том, чтобы предписать им определенный образ поведения.

Каждая норма какие-то действия запрещает, или обязывает совершить определенные действия, или управомочивает на совершение их. Нормой

является лишь такое высказывание, в котором использованы нормативные термины "запрещено", "дозволено", "обязан" и т.п. Чтобы адекватно отразить норму в предложении, необходимо сделать его нормативным, а не описательным, используя в нем нормативные термины.

Включив в приведенное нами предложение нормативный термин, мы получим следующее: "Всякое лицо, причинившее смерть по неосторожности, обязано претерпевать меры наказания в виде...". В данном случае

мы как раз имеем тот случай, когда на основе статьи конструируется норма права. Логическое преобразование

Текст закона (ст. 109 УК РФ)

Результат логического преобразования

Причинение смерти по

Всякое лицо, причинившее смерть по

неосторожности -

неосторожности, обязано претерпевать меры

наказывается...

наказания в виде...

Конструирование нормы на основании статьи закона может быть различным в зависимости от принятой интерпретатором структуры правовой нормы.

Из приведенного нами текста ч. 1 ст. 109 УК РФ можно извлечь такие нормы: 1.всякому лицу запрещено причинение смерти по неосторожности;

2.соответствующий суд обязан в случае установления факта причинения смерти по неосторожности приговорить лицо, причинившее смерть, к лишению свободы на срок до трех лет;

3.если соответствующий суд вынес приговор о лишении свободы лица, причинившего смерть по неосторожности, то это лицо должно претерпевать указанное лишение свободы.

2. Логический анализ понятий.

Норма права - это общее правило поведения людей. Общий характер норм права проявляется в использовании слов и терминов, обозначающих не конкретные индивидуальные субъекты, предметы, явления и т.п., а абстрактные (отвлеченные), общие (посредством которых мыслится целый класс явлений) понятия. Толкование не ограничивается простым узнаванием терминов и выражений или пониманием их на уровне представлений. Толкование требует знания на уровне понятий, а следовательно, знания расчлененного, анализированного.

Входе интерпретации норм права (складывающихся из понятий), с этими понятиями производятся различные мыслительные операции, делаются различные выводы по правилам формальной логики. Если понятие - это свернутое, сокращенное суждение, то при интерпретации происходит обратный процесс - развертывание понятия в совокупности детальных суждений.

Входе интерпретации правовых норм производятся:

анализ понятия (разложение его содержания на признаки),

синтез (дается определение понятия),

деление объема понятий,

понятие сопоставляется с другими сравнимыми и совместимыми понятиями (право и обязанность, понятия рода и вида и т.п.),

производятся операции индукции и дедукции,

делаются умозаключения из понятий.

Когда говорят об умозаключении из понятий, то при этом имеют в виду, что одной из посылок является понятие, развернутое в суждение. Следовательно, чтобы сделать вывод из понятия, необходимо дать его определение или расчленить и сформулировать его признаки. Здесь имеют место атрибутивная интерпретация (истолкование понятия в суждениях, отражающих его свойства, признаки) и объемная интерпретация (истолкование в суждениях, отражающих принадлежность явлений, предметов, мыслимых с помощью понятия к определенному классу явлений, предметов или в суждениях, отражающих виды предметов и явлений, мыслимых с помощью интерпретируемого понятия). Конечно, в ходе интерпретации случается комплексное использование всех возможных логических операций с понятиями.

В качестве примера можно привести п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств", в котором говорится: "Применительно к статьям 222 - 226.1 УК РФ под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра."

 

Логический анализ понятий

Текст закона (ст.

Результат логического анализа понятия

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12

222 УК РФ)

марта 2002 г. № 5)

 

Незаконные

приобретение…

огнестрельного

оружия

"конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда" (перечисление существенных признаков огнестрельного оружия);

"все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом" (раскрытие объема понятия по целевому назначению);

"винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра" (перечисление видов огнестрельного оружия).

3. Другие логические приемы толкования.

Дедуктивные умозаключения из норм, в результате которых выводятся более конкретные нормы, довольно часто встречаются в судебной практике. Эти выведенные нормы обычно формулируются в постановлениях пленумов Верховного Суда. Например, "если совершено несколько преступлений в разных

районах, дело подлежит рассмотрению в том суде, в районе деятельности которого совершено последнее преступление". Такие положения обладают всеми признаками норм права, прямо в законах они не сформулированы, а выведены из других норм.

Умозаключение степени складывается из двух правил:

кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему;

кому воспрещено меньшее, тому воспрещено большее.

Сравниваемые предметы, действия (большее и меньшее) должны принадлежать к одному и тому же виду, быть однородными.

Выводы по аналогии. Примером может служить толкование правовых норм с незаконченным перечнем. В этом случае законодатель, перечисляя какие-то обстоятельства, дает лишь приблизительный их перечень, употребляя обороты «и другие», «и в других случаях», «и тому подобное». Тем самым законодатель

уполномочивает лицо, применяющее и толкующее норму права, расширить этот перечень за счет других обстоятельств, аналогичных перечисленным.

Вывод от противного основан на логическом законе противоречия. Два противоречивых суждения о содержании нормы права не могут быть истинными, одно из них обязательно является ложным.

Доведение до абсурда. Данный прием сводится к тому, что какой-либо тезис, предположительно отражающий содержание нормы права, доводится до абсурда, и этим доказывается его ложность.

1.Нормы права регулируют общественные отношения не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи и взаимодействии. Эти связи и взаимовлияния норм должны учитываться при толковании. Иначе говоря, систематический способ толкования - это толкование в контексте системы права. Установление места нормы в системе права способствует определению связей между нормами, которое, в свою очередь, помогает правильному выбору средства толкования.

2.Наибольшее практическое значение имеет анализ функциональных связей норм права.