Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тпид лекции Петряков.pdf
Скачиваний:
559
Добавлен:
08.06.2020
Размер:
3.5 Mб
Скачать

Полученную таким образом информацию можно записать в обычной последовательности: ЕСЛИ - ТО.

Мыслительные операции, описанные в данном алгоритме, носят универсальный характер и применимы ко всем видам норм права, однако требуется учитывать особенности приемов юридической техники, которые используются при создании разных видов норм. Рассмотрим применение данного алгоритма на приме регулятивных норм, состоящих из гипотезы и диспозиции.

Рассмотрим по алгоритму первый абзац пункта 1:

Первый этап: находим диспозицию. 1.находим субъекта («деятеля») - арендодатель

2.определяем юридический характер предписания (управомочивание, обязывание или запрещение) - обязан

3.выделяем описание действий данного субъекта - произвести за свой счет

капитальный ремонт имущества

Второй этап: находим гипотезу

1.находим описание условий, при наличии которых субъект вправе или должен будет совершить эти действия - (1) передача имущества в аренду, (2)

отсутствие в законе или договоре другого правила для этой ситуации.

Записываем полученный результат:

Ответ:

Лекция четвертая. ТЕХНОЛОГИЯ ТОЛКОВАНИЯ 1. Толкование как мышление и деятельность

Толкование можно рассматривать в двух аспектах:

1.Толкование как разновидность мышления;

2.Толкование как вид юридической деятельности. Толкование как разновидность мышления

Александр Федорович Черданцев считает, что толкование необходимо рассматривать в качестве опосредствованного познания, разновидности мышления. Это позволит лучше понять суть деятельности законодателя и правильно воспринимать созданный им текст закона, а также выработать способы толкования, необходимые правоприменителю для осуществления им своей деятельности.

"В ходе познавательной деятельности законодатель исследует, познает действительность, регулируемую правом. Его знания о действительности, безусловно, должны обладать характеристикой истинности. Но получение таких знаний не является самоцелью законодателя. Познавательная деятельность законодателя призвана обслуживать ценностно-ориентационную деятельность. На основе познания он оценивает те или иные факты действительности, общественные отношения, те или иные виды поведения субъектов общества. В

зависимости от ценностной характеристики общественных отношений законодатель использует различные формы правового регулирования (устанавливает запреты и предусматривает ответственность в отношении ценностно-отрицательных действий, представляет право и возлагает обязанность совершения ценностно-положительных действий).

В итоге в нормах фиксируется ценностное отношение законодателя к тем или иным общественным явлениям, отношениям. Нормы права... выполняют прагматическую функцию регулирования общественных отношений. В них знания о реальной действительности модифицируются в соответствии с интересами и целевыми установками законодателя.

Теория толкования преследует цель проанализировать мыслительный процесс, протекающий в ходе интерпретации, выработать определенные приемы и правила толкования, руководствуясь которыми, интерпретатор мог бы установить с максимальной точностью содержание норм права. Толкование является разновидностью мышления как опосредствованного познания. В ходе толкования интерпретатор доходит до содержания норм права через посредство знаний о внешних формах проявления норм права.

Однако сущность нормы, ее особенности не сводятся только к отмеченному свойству. Каждая норма имеет свой генезис, является частью определенной системы, реально живет и действует в обществе, регулируя поведение людей, претворяется в жизнь во взаимодействии с другими социальными регуляторами в складывающихся на ее основе общественных отношениях."

Толкование как юридическая деятельность

Толкование, осуществляемое юристами, это прежде всего элемент правотворческой, правореализационной или правоприменительной деятельности, и это неизбежно накладывает на него свою печать. Толкование приобретает интегративные качества, присущие соответствующему виду деятельности.

Однако, несмотря на это, оно имеет и ярко выраженные особые черты, на которые следует обращать внимание, так как свойства мыслительной, интерпретационной деятельности, в свою очередь, придают новые качества правотворчеству или правореализации. Отсюда вытекает необходимость рассмотрения интерпретации «отдельно», в качестве самостоятельного вида деятельности, потребность в рассмотрении интерпретатора в качестве субъекта («деятеля»), а также в выявлении средств и специфических результатов его деятельности.

Деятельность интерпретатора базируется на использовании рациональных правил, так как речь идет о разновидности мышления, когда человек использует те или иные свои знания, производит различные сопоставления, сравнения, делает выводы и, в итоге, из одних мыслей выводит другие, содержащие новое знание. Однако, мысли человека при этом носят внутренний (психологический) характер, внешнему наблюдению не поддаются, а получаемые результаты самим интерпретатором могут восприниматься в качестве интуитивных находок. В связи с этим, приемы и способы толкования не столько описывают сам непосредственный мыслительный процесс, сколько выступают в виде формализованных операций (своеобразных «примеров» возможных мыслительных операций), а также в виде требований (особых нормативов, предъявляемых к действиям интерпретатора в целях оценки ее результатов).

Термином "прием" обозначается отдельное мыслительное действие (правило), термином "способ" - совокупность таких правил (приемов), однородных в определенном смысле, термином "метод" - совокупность вместе взятых способов толкования.