Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий текст сетевого курса "Философия".doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.8 Mб
Скачать

2) Допустимо ли сводить вещи к числам?

3) Универсально ли число?

История философии показала, что начала математики и начала философии не одно и то же, их нельзя отождествлять. Неверно также думать, что вещи можно свести к числам. Но пифагорейцы были правы, говоря об универсальности числа. Гениальная догадка пифагорейцев, которая в свое время толкнула Кеплера на открытие точных математических законов движения планет, все более начинает оправдываться. Математика все более вторгается в область психологии, логики, социологии и даже этики.

Идея гармонии, развиваемая школой Пифагора, вошла в золотой фонд мировой культуры. Число есть принцип гармонии.

Гармоничным и дисгармоничным, по Пифагору, может быть все: человек, общество, мир. Вес человека – один из показателей его гармонии. Именно в пифагорейской среде родился термин «калокагатия», обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (доброе) начала, гармонию физических и духовных качеств.

Поскольку число есть порядок, а по-гречески порядок звучал как «kosmos», пифагорейцы назвали универсум космосом, т.е. порядком.

В своей знаменитой таблице противоположностей пифагорейцы показали диалектическое единство мира (светлое - темное, мужское - женское, жизнь – смерть, истина – ложь, душа – тело, прямое – кривое, правое – левое, предел – беспредельное, покоящееся, единое – множество, нечет – чет и др.).

В пифагорейскую философию входит учение о бессмертии души (псюхе), о метемпсихозе (переселении души) в сочетании с «памятью предков» (Пифагор «помнил» свои 4 прежние инкарнации). А также требование «очищения» (катарсиса) как высшей этической цели, достигаемой – для тела – через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса.

§ 5. Элейская школа и парменид Центральная фигура элейской школы – Парменид (кон.VII - VI в. До н.Э.).

Специфичным является у элейцев учение об едином бытии, непрерывном, нераздельном, бесконечном, совершенно одинаково присутствующем в каждом мельчайшем элементе действительности.

Именно элеаты поставили вопрос о соотношении бытия и мышления, т.е. основной вопрос философии. Наиважнейший принцип Парменида: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть.

Как Парменид обосновывает свой принцип? Аргументация проста: все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (и говорить), иначе, как думая (говоря) о чем–то, что есть. Думать о ничто равнозначно не думать, а говорить о ничто, значит ни о чем не говорить. Небытие (ничто) немыслимо и невыразимо.

И в самом деле: попробуйте помыслить ни о чем! Помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего не получится. Здесь у Парменида содержится глубокая мысль о предметной отнесенности мысли.

Мышление у Парменида вполне сооответствует бытию: “Одно и то же мыслить и быть”. Но было бы ошибкой усматривать в этих словах тождество бытия и мышления. Здесь утверждается только соответствие мышления бытию, а вовсе не сведение бытия к одной мыслимости.

Если небытия не существует, то бытие едино и неподвижно.

В самом деле, разделить бытие на части могло бы лишь небытие, но его нет. Всякое изменение предполагает, что нечто исчезает и что-то появляется, но на уровне бытия нечто может исчезнуть лишь в небытии и появиться лишь из небытия. Поэтому бытие едино и неизменно.

Путь истины, по Пармениду, есть путь разума, чувства вводят нас в заблуждение. Чувственные восприятия движения обманчивы.

Философию элейцев можно назвать философией непрерывности, континуума. Никакая другая досократовская школа не умела так виртуозно доказывать непрерывность бытия и наличие континуума во все целом космосе и в каждой отдельной его вещи.

Зенон, ученик Парменида, показал, что допущение небытия, а значит, пустоты, множества и движения, при попытке это доказать приводит к разного рода логическим противоречиям и парадоксам. Из чего вытекает истинность прямо противоположных утверждений о существовании только бытия, сплошного (непрерывного), единого и неподвижного. Рассуждения Зенона о пустоте, множестве и движении получили названия апорий (апория – затруднение, недоумение). Зенон, например, доказывал, что пройденный путь, разбитый на отдельные, ничем не связанные между собой расстояния, вовсе не есть пройденный путь – такого пути вообще нельзя пройти.

Быстроногий атлет Ахилл никогда не сможет догнать черепаху, ибо, при условии одновременного начала их движения, в момент появления Ахилла на месте черепахи, она уже пройдет известное расстояние; и так будет во всех отдельных точках пути движения Ахилла и черепахи.

Ахилл только потому и может догнать черепаху, что проходимые ими пути, как бы бесконечно мы их ни дробили, все же являются каждый чем-то целым и неделимым, чем-то единым и непрерывным.

Главные философские утверждения Зенона повторяют исходные тезисы Парменида: сущее одно, едино, а потому оно непрерывно и неделимо, не имеет частей, неподвижно, бесконечно.